Если вы когда-либо разглядывали портреты и жанровые сценки работы кистей фламандских мастеров эпохи Возрождения, то наверняка обращали внимание на то, с каким мастерством, любовью и тщательностью на многих из них проработан задний план. Удачно подобранный фон помогает почувствовать глубину изображаемого пространства, служит связующим звеном между лицами и окружающей их обстановкой. Встречающиеся на этих полотнах пейзажные и жанровые вставки (мельницы, отдельные дома и небольшие деревни, замки и церкви, труд, быт и досуг крестьян) раздвигают узкие рамки отображаемого на картине, позволяют разглядеть не только лица и костюмы изображённых персонажей, но и часть окружавшего их когда-то пейзажа.
Думали ли строители Бахчисарая о том, что множество необычных скал и природные ландшафты в самом городе и его предместье станут не только украшением и дополнением своеобразного портрета ханской столицы, но и её неотъемлемой частью? Скалы, ставшие источником вдохновения и до сих пор не утихающих споров, давшие материал для построек жилья, дворцов, общественных сооружений и храмов возникшего у их подножия города, вместившие в себя жилища бедняков, прискальные пристройки и навесы, хозяйственные пещеры, скалы, на вершинах которых когда-то несли дозор и оберегали ханскую столицу от нападений. Ландшафты, столь искусно дополненные человеком, превращённые в настоящие твердыни. Наверняка думали. Иначе завершённый портрет этого города получился бы совсем не таким идеальным.
Если бы перед исследователем Крыма поставили задачу написать историю развития экскурсионного сопровождения на полуострове, то наверняка с первых же глав его постигли бы серьезные затруднения. Где ставить точку отсчета? Чем вам не рассказ об экскурсии в Крым ханской поры — описание путешествия Эвлия Челеби? Чем не вип-тур с экскурсионным сопровождением – грандиозное путешествие Екатерины II в новоприобретенные земли? Где бы ни находилось начало этой истории, с полной уверенностью можно заявить о том, что в нынешнее время экскурсионный туризм в Крыму живет и здравствует. Не просто живет, он ещё и активно развивается. Чего только стоит перечень предлагаемых экскурсий: водопады, крепости, дворцы и имения, парки и сады, пещеры и пещерные города, храмы и монастыри и т.д. и т.п. Существующие экскурсионные маршруты весьма разнообразны и часто охватывают сразу несколько достопримечательностей. К более крупному и значительному объекту экскурсии добавляют «довесок» в виде бонуса. Так сказать, по пути следования.
Насколько могут быть переменчивы ветра судьбы. Вот вроде бы ещё вчера ты уважаемый учитель, регулярно посещающий по субботам одну из синагог Симферополя, а сегодня уже с дрожью прячешься в толстых, добротных стенах родного дома от очередного погрома. Только чудом пережил погром, вернулся к прежнему занятию — революция. Минули горькие дни хаоса и неразберихи. Своим честным трудом вновь вернул себе уважение и почет, оброс детьми и внуками, успокоился. А спрятаться от смерти теперь некуда. Спустя 37 лет она вновь поджидает тебя. Теперь уже и приказ есть: поезжай за ней на окраину города, в котором ты родился, молился, учил детей, обзавёлся семьёй. На скрытых от любопытных глаз задворках города, в грязи противотанкового рва, твою за миг поседевшую от горечи жизни голову посетит последняя мысль: «Неужели за всю многострадальную жизнь простого еврея я так и не заслужил попасть в дом вечности?...».
Дорога в Крыму — это уже небольшое путешествие и новые впечатления. Конечно, среди сложно переплетенного узора паутины дорог Крыма попадаются весьма скучные, нудные нити-экземпляры, пересекающие необъятные просторы степей. Есть и те, что просто притягивают к себе взгляды путников открывающимися по обе стороны пейзажами. Большинство же составляют самые обычные дороги, которые ничем, кроме весьма однообразного и быстро надоедающего ландшафта да мелькающей где-то далеко на юге синеватой полоской гор привлечь к себе внимание не могут. Скуку таких дорог преодолевают быстрой ездой, разговором с попутчиками, подручными средствами коротания досуга в пути и сном. Лишь бы доехать до места назначения. Однако, отвернувшись от однообразного пейзажа за окном, помните: каждая крымская дорога имеет свою собственную историю. О некоторых фактах из этой истории можно узнать прямо во время поездки из точки «А» в точки «Б».
Нет в Крыму более страдающей части рельефа, чем холмы. За всю долгую историю полуострова этим небольшим формам рельефа приходилось и приходится терпеть больше несчастий, чем каким-либо иным. Словно загадочное, затерянное в веках родовое проклятье нависло над многострадальными холмами. Доставалось холмам от создательницы – матушки-природы, сильно пострадали они и от кипучей деятельности человека. Даже в книгах и путевых заметках путешественников по Крыму нет добрых слов о несчастных холмах.