До 1941 года немцы в Крыму составляли довольно значительный процент от общего населения полуострова (более 5 %). В центральной части Крыма этот процент был ещё выше. Так, согласно переписи, на 01 марта 1931 года население Биюк-Онларского района составляло 36 782 человека, из которых 15411 — немцы (40,8 % немецкого населения Крымской АССР). Некоторое время на полуострове существовало даже два немецких национальных района — Немецкий национальный Биюк-Онларский район (с 1930 по 1938 гг.) и Немецкий национальный Тельманский район (с 1935 по 1938 гг.).
Конечно же, этническая группа немцев, столь плотно населявшая половину целого района, не могла не оставить после себя памятников материальной культуры. В этом небольшом очерке я попробую донести до читателя не «события давно минувших дней», а день нынешний, с реальным положением дел небольшого, отдельно взятого участка района, прежде необычайно густонаселённого немцами.
В качестве района исследования была выбрана правая часть бывшего Немецкого национального Биюк-Онларского района. Условными границами исследования послужит междуречье рек Зуя и Бурульча. Слово «условными» здесь выбрано не случайно — в большинстве случаев ни воды Зуи, ни довольно полноводной в весенний период Бурульчи никогда не дотекают столь далеко, а русла этих малых рек обозначены здесь лишь в виде неглубоких низин.
Немецкий национальный Биюк-Онларский район. Участок 10 верстовой карты Крымского статистического управления (1922 год)
Объектом исследования послужат шесть сёл того же, бывшего Немецкого национального Биюк-Онларского, района (ныне все они входят в Красногвардейский район, Крым). Все шесть описанных ниже населённых пунктов до 1941 года были плотно заселены немцами. Три села из них существуют и поныне (правда, два — под иными названиями, все три — с иным этническим составом), остальные три навсегда покинули обитатели. Но обо всём по порядку.
Словно чёрная лента на ярко-зелёном, весеннем платье красавицы пересекает Крым от севера до юга международная автострада M-18 (Е 105) (Харьков — Симферополь — Алушта — Ялта). Как и много лет назад, по ней продолжается движение многочисленных масс людей и грузов. В 53 километрах от столицы свернём с трассы в сторону указателя «Некрасово». Село Некрасово, расположенное в одном километре от автострады, к нашему очерку отношения не имеет (возникло в 30-х годах как посёлок при совхозе «Большевик»), и упоминается лишь для удобства ориентирования. Преодолев с помощью мостов два раза соединительный канал, дорога выведет сначала на полуразбитую грунтовку, а затем на обсаженную с двух сторон лесопосадками автодорогу С0-10648 (Красногвардейское — Новоекатериновка). Плавно, метр за метром, в сторону юга понижается высота над уровнем моря. Возле автобусной остановки и поворота в сторону села Молочное встретится большой (60 метров в диаметре) курган — свидетельство того, что жизнь здесь била ключом задолго до татар и немцев-колонистов. Взберёмся на невысокий рукотворный холм и осмотримся.
Прямо перед нами внизу, в небольшой долине, осенённой купами деревьев, несёт свои воды самая крупная река Крыма — Салгир. Очертания её здесь практически не изменены бурной деятельностью человека, и она слегка меандрит. По левую сторону, ближе к руслу Салгира, обширная яма, полузасыпанная мусором — бывший глиняный карьер. По правую сторону видно несколько небольших холмиков, так и оставшихся нераспаханными. Ближайшие два из них — курганы, а вот дальний, более удлиненный, на всех картах обозначен как кладбище. Что делает кладбище посреди поля, вдали от населённых пунктов? Всё дело в том, что мы находимся вблизи того места, где когда-то стояла небольшая деревня Султан-Базар. Известно, что деревня эта существовала до середины 1960 годов, а до 1941 года она была плотно населенна немцами. К сожалению, до нас не дошли точные сведения о вероисповедании её жителей, однако известно, что село было заселено немецкими колонистами в начале XX века, а население его до депортации доходило до 200 человек. Сейчас от Султан-Базара до наших дней дошли лишь картографические и статистические данные да два его названия. В последний период существования деревня называлась Мостовая. За пояснениями правильности последнего комонима продолжим наш путь к руслу Салгира.
Немного сворачивая в сторону запада, дорога приведёт к естественному препятствию — реке Салгир. Несмотря на довольно невзрачный вид, Салгир здесь довольно полноводен, и через него перекинуто сразу два моста. Один из них — примитивный бетонный монстр советской эпохи, второй — дореволюционный балочный двухпролётный мост.
Вид этого чудом уцелевшего реликта не оставит равнодушным ни одного любителя старины. Ровная, с красиво расшитыми швами, кладка устоев (береговых опор) с низенькими заборчиками, округлый и стройный бык (промежуточная опора) с сохранившимися декоративными навершиями. Интересна и сама конструкция моста — в основании пролётов уложено несколько двутавровых балок из толстого железа, тщательно скреплённых между собой болтами. Пространство между двутаврами заполнено цементом и образует миниатюрные арочки, напоминающие перевёрнутый лист волнистого шифера. Жители ближайших сёл чуть ли не хором утверждают, что мост построен немцами. Однако это, скорее всего, не так. Дело в том, что конструкция этого моста типична, если не сказать стандартна для равнинного Крыма. Подобный мост можно увидеть ниже по течению Салгира — возле нынешнего села Коренное, и севернее от него, в нижнем течении реки Зуя («рябой мост» у Новожиловки). Сохранность же этого моста, в отличие от других упомянутых, просто поразительна. В утверждениях жителей окрестных сёл о вероятных строителях моста правда всё же есть, но лишь частичная.
Недалеко от старинного моста через реку Салгир есть ещё один объект, достойный внимания. Можно заметить, что территория, лежащая у моста, выше по течению реки Салгир, слабо всхолмлена. Более внимательный взгляд заметит ещё одну особенность — остатки протяжённой земляной плотины, хорошо заметной на местности. Ещё выше по течению реки, на самой оконечности вала плотины, заметно небольшое сооружение из бутового камня — очевидно, какое-то водопропускное устройство. Для чего нужна была плотина именно в этом месте? Когда и кем она была построена? Увы, тут больше вопросов, чем ответов.
На панораме — река Салгир между немецкими сёлами Султан-Базар (Мостовая) и Карасан (Ровное) и дореволюционный мост:
Полноэкранный режим включается двойным кликом (поддерживается не всеми браузерами) или нажатием на иконку
Преодолев Салгир по мостам, дорога продолжит уводить нас на юг. Вскоре покажутся первые домики крупного села Ровное. Дома советской постройки, ферма на окраине села, памятник павшим воинам и Ильич в центре села — такой образ способен затуманить взор любого, даже опытного исследователя. Однако не спешите, ведь село Ровное, бывший Карасан, широко известно не только в Крыму, но и далеко за его пределами.
Нет более яркого впечатления для первого посещения села Ровное (Карасан), чем резкий, необычайно контрастный переход от довольно скромных и небольших по размеру советских сельских домиков к огромным, часто вмещающим две-три семьи немецким домам. Главная и, безусловно, самая известная достопримечательность села Ровное (Карасан) — здание Центрального меннонитского училища в центре села. Да, вы не ослышались, в прошлом население села Ровное (Карасан) на 95 % (!) состояло из немцев-меннонитов — представителей самой пацифистской из религиозных сект христианства. В 1862 году эти земли у сына известного ботаника Александра Стевена выкупила группа христиан-меннонитов из молочанских колоний (север бывшей Таврической губернии). Особенностями жителей села Карасан (Ровное) были консервативность, изолированность от внешнего мира (в плане браков и отношений) и трудолюбие. Последняя стала источником богатства и процветания для всего села. К 1936 году население села перевалило за тысячную отметку.
Несмотря на давно померкнувшую славу, образ села Ровное (Карасан) до сих пор оказывает впечатление на любого гостя. Необычайно широкие улицы (расстояние от одного фасада дома до другого часто доходит до 70 метров), огромные, тщательно сложенные из кирпича и покрытые черепицей дома, просторный молитвенный дом (в советские годы был сильно перестроен под клуб), обилие зелени и садов — вот далеко не полный образ сохранившегося до наших дней немецкого наследия села Ровное (Карасан).
Откуда же у немцев было столько денег на постройку и содержание села в таком замечательном виде? Всё это появилось у них благодаря трудолюбию и золоту под ногами. Красному золоту (глине), из которого изготовлялись кирпичи для стройки и черепица для кровли (немцы Карасана её весьма активно продавали окрестным сёлам), и чёрному (земле), на котором, при наличии полива и удобрений (немцы использовали навоз и перегной), росло решительно всё, что ни ткнёшь в землю. Конечно, внесло свою лепту и правительство, всячески помогавшее переселенцам. Вот, к примеру, «Милостивые привилегии в пользу меннонитов», изданные императором Павлом I в 1800 году:
П. С. З. Т. XXVI. № 19546. — Сентября 6 (1800 года). Высочайшая грамота менонистам. — О подтверждении обещанной им свободы в отправлении вероисповедания по церковным их установлениям и обычаям. Божию поспешествующею милостию Мы, Павел Первый, Император и Самодержец Всероссийский и проч. и проч. и проч. Снисходя на просьбу водворенных в Новороссийской Губернии Менонистов, которые по засвидетельствованию Начальства отличным трудолюбием и благонравием своим могут быть поставлены в пример прочим поселенным там иностранцам, и тем заслуживают особливое внимание, Всемилостивейше восхотели Мы сею Императорскою Нашею жалованною грамотою не токмо утвердить все их права и преимущества, изъясненныя в предварительно заключенных с ними условиях, но для возбуждения в них вящшей ревности к трудам и рачению к домоводству, даровать им и другия выгоды, заключающияся в следуюших пунктах: 1. Подтверждаем обещанную им и их потомкам свободу в безпрепятственном отправлении веры по церковным их установлениям и обычаям, со Всемилостивейшим дозволением в Судебных местах принимать от них, если того нужда востребует, присягу по их обыкновению, в одном изустном утверждении состоящую.
И ещё 9 пунктов всяческих льгот и обещаний. Один из них, пожалуй, стоит привести для разъяснения:
7. Освобождаем все их селения и домы от всякаго рода постоев и квартирования, исключая того времени, когда где команды проходить будут, в каковом случае поступать по квартирным правилам, равным образом увольняем от всяких казенных работ, с тем однакож, чтобы мосты, перевозы и дороги, на их землях находящееся, порядочно содержаны были, да и по общему распоряжению, участвовали они в содержании почт.
Вот и нашёлся ответ на не совсем понятный нам вопрос. Вот почему мост у бывшего села Султан-Базар так замечательно сохранился! Ведь это те самые, с «отличным трудолюбием и благонравием» поддерживали мост в идеальном состоянии на протяжении многих лет, вплоть до депортации 1941 года. Да и на это у них были причины, ведь мост — одна из связующих цепочек колонии с внешним миром.
Как было сказано выше, главной и самой интересной достопримечательностью села Ровное (Карасан) является здание Центрального меннонитского училища.
Здание Центрального меннонитского училища в селе Ровное (Карасан). Фотография из фондов школы села Ровное
Центральное меннонитское училище в селе Ровное (Карасан) было построено и открыто в 1906 году. Здание представляет собой стоящее на п-образном в плане высоком цоколе из кирпича строение из известняка-ракушечника. Фронтоны — из кирпича. Установленные на углах здания декоративные тумбы — резные из мшанкового известняка. Внутри здание состоит из просторного зала, освещаемого с помощью просторных окон, вокруг которого группируются классные комнаты. Отопление здания — с помощью нескольких каминов (удивительно, но функционирует и используется по назначению до сих пор). Здание имеет длинную и интересную историю. Известно, что вплоть до 30-х годов ХХ века в здании располагалось то, ради чего оно строилось — Центральное меннонитское училище (учреждение, занимавшееся обучением учителей для меннонитских сельских школ). Повезло и в плане практики — начальная школа в Карасане была прямо под боком. С приходом советской власти поменялась и система образования — училище перепрофилировали в школу II ступени. Во время оккупации в здании училища располагалась комендатура фашистов, после освобождения Крыма здание Центрального меннонитского училища в селе Ровное (Карасан) долгое время использовалось в качестве склада. Ныне же в нём вновь учат, здесь располагается начальная школа.
В селе Ровное (Карасан) у меннонитов всё когда-то было рядом. Больница, чтобы болеть; школа, чтобы учиться; училище, чтобы учить того, кто учит; молитвенный дом, чтобы справлять в нём нехитрые обряды и кладбище, на котором обретался последний покой. К сожалению, советская эпоха не пожалела не только молитвенный дом, многие жилища и училище, но не пожалело и покой мёртвых. От некогда довольно обширного кладбища Карасана до наших дней дошло всего несколько надгробных памятников. Два из них представляют собой стелы, третье надгробие классической формы, а четвёртое — довольно редкий для Крыма тип с закруглённым верхом. Последнее надгробие интересно ещё символикой и фамилией усопшей. На надгробии изображён якорь — знак христианской надежды. Как в бурю якорь — опора корабля, так в земной жизни надежда — опора души. Под этим камнем лежит Katharina Fast. Katharina Fast прожила довольно долгую жизнь (1834–1910). Фамилия Fast — одна из самых распространенных в Карасане. Так, известно, что одним из учителей начальной школы был Jakob Fast, а в документе «Mennoniten in den Akten der Einwanderungszentrale» (Меннониты в записях миграционного центра, Миграционный центр Die Einwanderungszentralstelle (EWZ) работал на «Одесский стороне» («Odessa Seite») в 1943–1945 годах) представители этой фамилии из Карасана упоминаются семь раз.
Ближайшими соседями села Ровное (Карасан) являлись два немецких села. Одно из них было родственное, меннонитское, второе — лютеранское. Однако, несмотря на разность в статистических данных, второе село иначе как хутор и не называлось.
От последних домиков села Ровное (Карасан) до соседнего села Азов — каких-то три километра. Село Азов лежит несколько выше Ровного (Карасана), поэтому оба села отлично просматриваются. Азов, как и большинство сёл бывшего Немецкого национального Биюк-Онларского района, был заселён немцами-колонистами. Произошло это в 1908 году. Интересен факт, что в отличие от окружавших Карасан меннонитских сёл и деревень Азов был лютеранским. Особенностью села Азов является так и не изменившийся за сотни лет существования комоним. От немецких колонистов в селе не осталось ни одного здания. Что примечательно, один из домов сохранялся до недавнего времени, и был настолько велик, что служил сельской библиотекой. Увы, от этого здания остались лишь воспоминания… Рассказ о селе Азов будет неполным, если мы не упомянем о ещё двух достопримечательностях. Первая — древняя. Это глубокий (до 70 метров) колодец, предположительно построенный немцами. Вторая — современная. В селе Азов находится один из двух географических центров Крыма, чему посвящён примечательный знак.
От расположенных на одной линии сёл Ровное (Карасан) и Азов дорога начинает уходить влево. Вскоре встретится Т-образный перекрёсток. Одна из дорог уйдёт на юг, вторая же продолжит своё движение прямо, на восток. Остатки столбов с обрывками проводов, торчащие из земли то тут, то там камни фундаментов, холмы, оплывшие землёй. Перед нами то, что некогда являлось ближайшей меннонитской колонией к Карсану — село Джага-Шейх-Эли. Долгое время это село было вторым и по меннонитскому населению (249 человек в 1931 году). Как же так получилось, что заселённое в 1886 году довольно большое село опустело? Конечно же, виной всему политика…
Автор долго бродил среди развалин села Холмовое (так стало называться Джага-Шейх-Эли в советское время). Однако ничего, связанного с меннонитами, так и не нашёл. По подсказке пастуха из Ровного (Карасана) была попытка найти остатки «немецкого» надгробного камня со «странными письменами». Каково же было удивление, когда вместо привычного готического шрифта был найден баш-таш с арабской вязью!
Наверняка внимательный читатель заметил, что на протяжении всего нашего очерка не было ни одного немецкого топонима или комонима. Почему так получилось? Ведь тут жили в большинстве немцы, соответственно и названия должны быть немецкие! За разъяснениями обратимся к статье Алие Мехребани-Ясыба «Взаимодействие национальных культур и языков в немецкой топонимии Крыма» (опубликована в сборнике «Топонимика Крыма 2010. Памяти Игоря Белянского»):
«О взаимодействии различных этносов на территории Крыма свидетельствует присутствие тюркского и славянского этнического элементов, которые довольно часто прослеживаются в немецкой топонимии данной территории. Лингвистический анализ топонимов, а именно комонимов — названий сельский поселений немцев-переселенцев, показывает, что далеко не всегда названия немецких колоний имеют немецкое происхождение.
Большинство комонимов имеет тюркское происхождение, например: Ajtugan, Dewlat-Alli, Molla-Elle, Tarchanlar, Temir и т. д. Такие названия уже существовали на территории Крыма и при основании немецких поселений либо сохранялось первоначальное тюркское название (Abakly, Adshi-Achmat, Akmanai, Akschejch), либо исконное тюркское название заменялось немецким: Schonfeld (Колтомак), Wasserreich (Керлеут), Westheim (Киляр-Кипчак или Кулар-Кипчак).
Некоторые названия представляют собой составные комонимы, состоящие их двух слов, одно из которых немецкого происхождении, другое — тюркского: Schleiсh-Elli. В таких названиях как Neu-Telentschi, Neu-Bajaut, немецкий компонент Neu-(новый) указывает на то, что данные поселения были созданы недалеко от уже существующих, имеющих тюркское происхождение, в которых проживало местное население. Реже встречаются простые (корневые) названия, как среди комонимов немецкого происхождения, так и среди комонимов, имеющих тюркское происхождение: Kirk, Otar, Otus, Spat, Temir. Значительное количество названий — это составные комонимы, состоящие из двух и более слов, где различаются один или два уточнителя и одно опорное слово: Aschaga-Dshankoi, Bijuk-Busaw, Bijuk-Kaban, Dshaga-Scheich-Elli, Effen-Ecki, Juchari-Dshamin, Neu-Bajaut, Otar-Mojnak, Sobach-Elli, Utsch-Orka».
Итак, как мы видим из вышеприведённых строк, прибывшие на гостеприимную землю Тавриды немецкие переселенцы не только не пытались изменить названия уже сложившихся веками топонимов и комонимов, но и сумели сохранить их и вписать в свою историю. Более того, на примере сохранившегося до наших дней татарского баш-таша с арабской вязью видно, что наследие прошлого им совсем не мешало.
Упомянем и о жизни села Джага-Шейх-Эли после выселения немцев. Известно, что село Холмовое (так стало называться село Джага-Шейх-Эли в послевоенные годы), как и многие другие крымские сёла, было заселено семьями колхозников из Винницкой и Киевской областей. Однако жизнь в прежнем масштабе здесь так и не возродилась. Что поразительно — население села Холмовое (Джага-Шейх-Эли) в нынешний момент состоит по большей части из зайцев, мышей и прочей живности, но до сих пор числится в списке населённых пунктов Красногвардейского района. Более того, не исчезло Холмовое и с топографических карт.
От Т-образного перекрёстка вновь вернёмся к нашему маршруту. Теперь наш путь лежит к следующему в списке населённому пункту, селу Докучаево.
Иногда более крупный объект в состоянии затмить глаза исследователю и сбить его с намеченной дороги. Для меня этим объектом стали развалины какого-то хозяйственного комплекса на окраине села Докучаево. К сожалению, комплекс оказался советской постройки (согласно картам — часть совхоза Теленчи). На осмотр руин комплекса ушла большая часть времени, наверстать которую уже не получилось. Село Докучаево (Теленчи) так и осталось для меня в стороне от маршрута. Уже намного позже, практически у самого села Октябрьское, разговорив жителя одного из ближайших к Докучаево сёл, я узнал, что в заселённом меннонитами в 1870 году селе Теленчи (другое название — Старые Теленчи) сохранилась большая немецкая усадьба. Ещё позже удалось узнать, что усадьба была очень сильно перестроена не то под клуб, не то под библиотеку. О нынешнем состоянии сооружения можно лишь гадать, но даже старые фотографии усадьбы на сайте «Chortiza» не обнадёживают.
Приближается к концу наше путешествие. Приближается и трасса С0-10654, соединяющая сёла Октябрьское и Садовое. Выехав на трассу, поедем к последнему объекту нашего небольшого исследования — руинам на месте села Ней-Теленчи (Новые Теленчи). Для этого, повернув налево, проедем на восток 2,5 километра. Руины села Ней-Теленчи (Новые Теленчи) находятся прямо у дороги, их легко заметить.
Село Ней-Теленчи (Новые Теленчи) — уникальное на нашем маршруте. Год основания села — 1887. Заметим, что именно основания, а не заселения. Проще говоря, село было основано на пустопорожних землях, не занятых до этого каким-либо иным поселением. Население села Ней-Теленчи (Новые Теленчи) было немецким, по вероисповеданию — меннонитским. В 1925 году его численность достигла 90 человек. Размер села был небольшим — всего одна улица и маленькое кладбище. В 1941 году немцы были депортированы, а вскоре после освобождения Крыма в него были заселены семьи колхозников из Украины. В это время село переименовывают в Холмовое, на окраинах строят обширную ферму, земляную плотину водохранилища. В таком виде Холмовое просуществовало до XXI века. Постепенно пустея, село Холмовое медленно умирало. Просуществовав больше 120 лет, село Холмовое (Ней-Теленчи, Новые Теленчи) было ликвидировано в 2008 году.
На данный момент самый значительный памятник истории в бывшем селе Холмовое — сельское кладбище. Здесь, в квадрате размером 50Х50 метров, собраны бывшие жители навсегда исчезнувшей деревни Ней-Теленчи (Новые Теленчи), а позже и села Холмового. Смерть уравняла всех — и немцев, и украинцев. По какой-то случайности на сельском кладбище собралось практически равное количество надгробных памятников. Как монументальных, каменных — немецких (их тут несколько разных типов), так и скромных, покрашенных небесно-голубой масляной краской крестов — украинских. Вот они, жители разных эпох, переселённые сюда с насиженных за века земель по чьей-то воле. Все они здесь, в этой гостеприимной крымской земле.
Часть бывшего национального Немецкого Биюк-Онларского района на гибридной карте Bing:
Больше фото:
Подошло к концу наше небольшое путешествие. Самый простой способ вернуться в столицу — ехать по трассе С0-10654 в обратном от руин села Холмовое (Ней-Теленчи, Новые Теленчи) направлении до пгт. Октябрьское, а оттуда в Симферополь. По пути встретятся два села — Анновка и Лермонтовка. Анновка ведёт свою историю со времён Крымского ханства, и кое-как, но живёт. Лермонтовка же, увы, давно существует лишь на картах, но официально. Неофициально же Лермонтовка жива. С двумя домами и 5 жителями населения. Без света и благ цивилизации. Ближе к пгт. Октябрьское встретятся углублённые в землю воинские склады, ныне забытые и заброшенные (как и сам военный аэродром в посёлке). Наконец, по капитальному бетонному мосту дорога вновь пересечёт воды реки Салгир. Так же, как это делали много лет назад скифы и татары, немцы, украинцы и русские. Много воды с тех пор утекло в широкие степи Крыма!