Люди живут в мире вещей. Вещей, которые они сами же и создали. Неважно, что это: любимые туфли, брелок на связке ключей или уходящая за горизонт огромная автострада — это всё вещи, созданные людьми. Разница в таких различающихся по масштабам вещах лишь в форме собственности. Что-то принадлежит отдельно взятым гражданам, а что-то тому месту, где они живут — государству. Что интересно, часто события, происходящие в жизни таких огромных по размеру вещей, как мосты и дороги, быстро уходят из памяти рядовых граждан. Да и зачем помнить о том, что годами служит нам, не прося взамен ничего, а после этого будет нещадно выброшено на помойку и снесено бульдозерами.
Река. Для жизни поселений и сельского хозяйства — источник живительной влаги. Для автомобилистов, железнодорожников и простых пешеходов — препятствие, которое нужно преодолевать. Стоит оказаться двум населённым пунктам на противоположных сторонах мало-мальски серьёзного водного потока — и вот, свершается чудо. Растут мосты, налаживаются связи. Какие-то из этих сооружений со временем канут в Лету, какие-то разрастутся и перестроятся по мере возрастающих потребностей.
Есть место в Крыму, где на небольшом участке речной долины можно встретить чуть ли не все виды встречающихся на полуострове мостов. Есть среди них даже один старинный, дореволюционный. Место это лежит между сёлами Фронтовое и Верхнесадовое. Это — широкая долина реки Бельбек.
Так бы и пришлось Автору писать «долина Бельбека между сёлами Фронтовое и Верхнесадовое», если бы не труд выдающегося топонимиста — Игоря Белянского. В замечательной статье «Фонтаны слёз Тэкме-Таша» (опубликована в газете «Колесо обозрения», 1993 г., август, № 19) Игорь Леонидович пишет об этом участке долины реки Бельбек следующее:
Станция Верхнесадовая, прежде — Бельбек, — на левом берегу одноимённой реки. В старину последняя называлась Бельбеком лишь в нижнем течении, а в глубине полуострова — Кабарды, Кабарта-Су (Вздувшаяся). Ещё у Палласа встречаем урочище Черкез-Тюз между верховьями Бельбека и Качей. Отаркойские старожилы (напомним — из Фронтового) Черкез-Тюз показали, не о нём ли Паллас? Это к северу от железной дороги, на восток в пяти километрах от станции, бугры запаханные. Река имеет и местное собственное имя — Караман-Узень. Кораман в переводе «герой», но в содержании топонима — проза: неподалёку владел садами некто Караманов, участок долины у Пироговки и поныне зовётся Караман.
Самый простой способ попасть в долину реки Караман-Узень (Бельбекскую), о которой и пойдёт речь — выйти из пригородного поезда «Симферополь – Севастополь» или «Севастополь – Симферополь» на железнодорожной платформе 1509-й км, что лежит примерно посередине между сёлами Пироговка и Фронтовое. С поднятой на несколько метров над окружающей долиной железнодорожной насыпи и платформы открывается неплохой вид на окрестности. Видны фруктовые сады вокруг, белые домики сёл Фронтовое и Пироговка, вдалеке, над горным лесом куэст, видны белые утёсы горы Баба-Даг с пещерным городом Мангуп. Когда-то с этого же места мы могли бы и наблюдать живописные зигзаги меандра реки Бельбек, но русло было изменено в целях увеличения площадей под сады в середине XX века. Теперь Бельбек несёт свои воды у подножия возвышенности у села Фронтовое, а сады орошаются из канавы, отводящей часть воды из большой реки.
В 1941 году небольшая покатая возвышенность в нынешнем селе Фронтовое, у которой ныне несёт свои воды Бельбек, имела значение в обороне города Севастополя. Возвышенность входила в Передовой рубеж обороны города, по вершинам её гребня прятались в земле окопы и огневые точки защитников города. Несколько из этих огневых точек сохранилось до наших дней, правда, в очень плохом состоянии. Сохранилась в Фронтовом и братская могила воинов 345-й стрелковой дивизии — тех, кто погибал, защищая Севастополь от наступающего врага…
С высоты платформы и железнодорожной насыпи отлично виден железнодорожный мост и дорога, ведущая к селу Фронтовое. Железнодорожный мост через реку Бельбек существовал в этом месте давно — с момента строительства Лозово-Севастопольской железной дороги (1874–1875 года), чего нельзя сказать о дороге. Конечно, мост, что мы видим перед собой — не тот же самый, что был построен изначально. Перед нами железнодорожный мост советской эпохи. Стальные пролётные сооружения моста такого типа — стандартные, вы сможете их увидеть во многих точках постсоветского пространства. К сожалению, ни изображений, ни точных описаний первоначального железнодорожного моста через Бельбек Автору найти не удалось. Во всех путеводителях этому мосту уделена от силы одна фраза — «через Бельбек». Самое же подробное его описание содержится в книге Анны Москвич «Практический путеводитель по Крыму» 1889 года в главе «Пути в Крымъ»:
540 в. мостъ черезъ р. Бельбекъ 20 саж. фруктовые сады и виноградники.
Из этого описания становится хоть ясной его первоначальная длина (20 саженей или почти 43 метра). На этом всё.
И всё же даже современный железнодорожный мост через Бельбек по-своему интересен. Интересен тем, что его строителям удалось совместить два практических решения под одной конструкцией. Дело в том, что этот железнодорожный мост одновременно преодолевает две преграды — собственно реку Бельбек и автомобильную дорогу СО-10228, соединяющую сёла Верхнесадовое – Фронтовое – Красный Мак. Если с первым всё понятно («новый» мост через Бельбек стоит на том же месте, что и «старый»), то со вторым всё же попробуем разобраться. Поможет нам в этом топография, как дореволюционная, так и более современная, начала 20–30-х годов XX века.
Взглянем на участок «верстовой» карты 1889 года:
Участок «верстовой» карты 1870 годов. Крестом отмечен дореволюционный старинный мост.
На этой карте чётко видно, что предыдущая дорога, соединяющая сёла Гаджикой (ныне Пироговка) и два Отар-Коя (ныне Фронтовое), начинаясь с окраины села Гаджикой, пересекала «Заланкойскую поливную канаву» по небольшому мосту, далее шла бродом через Бельбек и по специальному земляному пандусу выходила на насыпь у железной дороги. Далее у железной дороги шёл небольшой бетонный мост (сохранился до наших дней), вновь земляной пандус, холмы, а там уже и рукой подать до Отар-Коев. Внесём немного ясности в описываемые объекты. «Заланкойская поливная канава» отлично описана у Н. В. Рухлова в «Обзоре речных долин горной части Крыма» (1915 год):
Противъ дер. Заланкой, на лѣвой сторонѣ проведена самая большая въ долинѣ общественная канава—«Заланкойская поливная канава», длиною въ 4,5 вер.; проходитъ она чрезъ три деревни — Заланкой, Отаркой и Гаджикой, и обслуживает, кромѣ садовъ, еще и двѣ мельницы.
Эта канава, к сожалению, до наших дней не сохранилась. Далее возникает вопрос, а почему за канавой нас ждал лишь брод через бурный в период таянья Бельбек, а за бродом — насыпь и мост у железной дороги? Всё объясняется типажом данной дороги — это был лишь второстепенный путь, соединяющий две небольшие деревни. Очевидно, устроители этого пути понимали, что строительство второго (первый, довольно большой мост через Бельбек был на старой «Екатерининской» дороге, соединяющий Бахчисарай с Севастополем, по ней также можно было попасть в оба Отар-Коя) мощного моста через бурный Бельбек проблематично, поэтому больших трат устраивать не стали. Что любопытно, у того же Рухлова есть строки о примечательном мосте чрез Бельбек, довольно схожего по описанию с нашим:
Ниже железнодорожнаго моста, около дер. Гаджикой, а также и выше, около сада Сеидъ-Халиль-Чубукчи, русло реки сильно расширяется; такъ, напримеръ, около сада Чубукчи чрезъ реку построенъ земский мостъ, длина котораго 18 саж.; кроме того, подъездъ къ мосту сделанъ по насыпной земляной дамбе, длиною 10 саж., откосы которой съ верхней стороны укреплены плетнями.
Не «наш» ли это мост? Если да, то почему же Бельбек находится более чем в 100 метрах от него? К этой истории можно лишь добавить, что «наш» мост перекинут через небольшую, совершенно сухую низину, периодически зарастающую тростником. Разница в высотах между нынешним руслом Бельбека и этой низиной — 10 метров. Как бы там ни было, но созданный в конце XIX – начале XX века путь был актуален вплоть до послевоенного строительства новой, намного более безопасной дороги, соединяющей сёла Пироговку и Фронтовое.
Мосты через реку Бельбек на карте масштаба 250 метров в километре. Крестом отмечен дореволюционный старинный мост.
С появлением нового железнодорожного моста, а соответственно и новой, теперь автомобильной, дороги старый путь с небольшим и очень узким мостиком забывается. Со временем бульдозеры снесут земляные насыпи с обеих сторон от моста — для посевов нужны полезные, хорошо орошаемые площади. Позже недалеко от старого моста сравняют и меандры русла реки Бельбек. Однако мост чудом сохранится до наших дней. Не раз он попадал на фотографии с железнодорожным транспортом, попал он и в виртуальный тур.
Сферическая панорама долины Бельбека и русла реки у подвесного пешеходного моста напротив Пироговки:
Полноэкранный режим включается двойным кликом (поддерживается не всеми браузерами) или нажатием на иконку
Остались позади два моста через Бельбек. Оба интересных и с загадочной историей. Мы же продолжаем наш путь вдоль русла реки. На протяжении полутора километров по обе стороны широкую Бельбекскую долину занимают сады и поля. Слева от нас их ограничивают лесистые возвышенности Карман-Баир и Карши-Баир. По правую сторону горизонт закрывает в прошлом безлесная, а ныне разрезанная на террасы и засаженная соснами возвышенность Кызыл-Баир. Постоянным читателям эта возвышенность уже знакома по статье «Верхнесадовое – Сирень. Укрепления Дуванкойского опорного пункта (Третий сектор обороны Севастополя)». Напомним, на ней расположен выложенный из камней огромный профиль В. И. Ленина.
Вскоре с обеих сторон от железнодорожной насыпи появятся первые домики и дачные участки села Верхнесадовое. Напротив расположившихся слева, у самого леса, домиков реку Бельбек пересечёт очередной мост на нашем пути — пешеходный висячий мост.
Этот небольшой, но довольно высоко нависающий над руслом реки Бельбек мост — аттракцион не для слабонервных. Мост шатается, деревянный настил его довольно сильно истёрт и скрипит, а то, что можно назвать перилами — лишь жалкий на них намёк. С другой стороны, этот мост — кратчайший путь, связывающий в любое время года (тихий и мирный летом Бельбек бывает очень бурным в период обильных осадков и таянья снегов) эту небольшую часть Верхнесадового с «большой землёй». Конструкция этого моста также далеко не случайна. Даже в период «большой воды» шансов уцелеть у такой хлипкой с виду конструкции довольно много.
От висячего моста через Бельбек остаётся всего около двух километров до конечной станции нашего маршрута — автомобильного моста у железнодорожной станции «Верхнесадовое». Здесь время словно замерло. Всё так же стоит железнодорожная станция, на том же месте, что и 100 лет тому назад люди пересекают по мосту реку Бельбек. Хотя, конечно же, всё поменялось. Станция IV класса «Бельбек» давно называется «Верхнесадовая», да и перестроена много раз. Мост давным-давно железобетонный, широкий, двухполосный, под современные тяжёлые и громоздкие виды транспорта.
Долина реки Бельбек от села Фронтовое до села Верхнесадовое на гибридной карте Bing:
Закончился наш небольшой маршрут вдоль долины реки Бельбек между сёлами Фронтовое, Пироговка и Верхнесадовое. Хотя, нет, лучше всё же вдоль долины реки Карман-Узень. На маршруте длиной всего в 5 километров мы смогли осмотреть сразу 4 моста совершенно разных типов и эпох. Практически все из сегодняшних объектов нашего небольшого повествования можно увидеть из окна поезда. Такое тесное соседство разных по типу, внешнему виду и истории происхождения, но служащих единой цели, искусственных инженерных объектов даже в Крыму можно встретить нечасто. Это соседство ярко свидетельствует о том, что даже в казалось бы рядовых по красоте и широко известных простым туристам местах полуострова всегда можно встретить что-то интересное и примечательное для исследователя.