Чатыр-Даг. Маленький Чатыр-Даг среди предгорий Восточного Крыма.
Такое сравнение невольно приходит в голову при взгляде на небольшую гору Джай-Тобе у села Балки. Эта гора, как и Чатыр-Даг, по форме напоминает расставленный среди предгорий шатёр. Вернее, если сравнивать размеры с Чатыр-Дагом, гора больше похожа на небольшую палатку. Как и Чатыр-Даг, Джай-Тобе ориентирована по линии «север-юг». С северной стороны к ней примыкает плавно повышающийся в сторону вершины слабо пересечённый склон – «Нижнее плато». Сама гора — «Верхнее плато». К югу склон Джай-Тобе, как и южный склон Чатыр-Дага, круто обрывается в сторону Балок (старое название села — Аргын). Во время осенних туманов ощущение схожести с Чатыр-Дагом усиливается многократно: словно над низкими облаками, над туманом парит освещённая первыми рассветными лучами вершина Джай-Тобе.
Много геологических, а затем и исторических событий произошло у Джай-Тобе.
Примерно 140 миллионов лет назад, практически в самом начале мелового периода, на месте прекрасно видных с вершины горы оврагов, склонов гор и небольших возвышенностей плескалось мелкое море. Море было тёплым. В его водах жили аммониты, морские ежи, белемниты, двустворчатые, брахиоподы, серпулы, гастроподы, кораллы. Их остатки окаменели и превратились фоссилии (окаменелости). Сёла Балки и Зеленогорское, благодаря такому разнообразию палеофауны, известны у геологов, палеонтологов и просто любителей палеофауны. Они приезжают сюда за находками поодиночке и группами.
В долине, которая раскинулась у подножия горы Джай-Тобе, выклинивается множество больших и малых родников. У села Балки родники соединяются в один общий, небольшой безымянный поток — приток речки Сары-Су. Большое количество поверхностных вод вдохнуло в долину жизнь, сделало её цветущей, наполнило свежей зеленью трав, кустарников и лесов.
Конечно, мимо такого оазиса не смог пройти человек. Следы пребывания древних народов находили (и находят) на полях и в оврагах. Они появляются после обильных дождей и таяния снегов. Это кремниевые орудия труда человека каменного века. Встречаются находки, связанные с культурой тавров. Однако больше всего следов после себя оставили скифы.
Вершина Джай-Тобе в I в. до н.э. – III в.н.э. была занята скифским укреплением. У подножия горы располагалось обширное селище.
Место для крепости было выбрано не случайно. Ограниченная с трёх сторон крутыми склонами, безлесая, с отличным обзором на все 360 градусов, Джай-Тобе была практически готовым убежищем на случай опасностей. Скифам осталось дополнить начатое природой дело. С открытой к северу стороны они построили каменную стену около 6 метров высотой и около 300 длиной. В стене устроили ворота шириной в 3 метра. К воротам от подножия горы шла дорога, следы которой видны до сих пор. Помимо главной стены, на самом неприступном месте горы существовала ещё одна каменная стена. Это была цитадель (акрополь), последний оплот защитников. По тем временам это была первоклассная крепость. Исконное название скифского укрепления и селища неизвестны. Историки называют их Аргинским скифским городищем.
Виртуальный тур из четырёх сферических панорам гор Кара-Топе и Джай-Тобе возле села Балки:
Расположение Аргинского скифского городища с тактической точки зрения было чрезвычайно удачным. С вершины крепости и соседнего холма Кара-Топе в прямой видимости просматривались дальние скифские сторожевые посты-убежища и крепости: гора Кунич, Ак-Кая, соседние с Аргинским городища Казы-Элинское, Александровское и Новоклёново. Помимо расположения городища, удачно было выбрано и место для селища. До ближайшего источника чистой воды (он даёт воду и сейчас) — считанные метры. Да и под защиту крепостных стен, в случае опасности, было бежать совсем недалеко.
План Аргинского скифского городища по И.А.Баранову. Из книги "Укрепления Крымской скифии" (С.Г.Колтухов, 1999 г.в.).
Помимо Аргинского скифского городища, до наших дней уцелело несколько разбросанных по степи вокруг курганов. Встречаются среди них и крупные. Все они разграблены.
Какой бы сильной не была скифская крепость на вершине горы Джай-Тобе (Аргинское скифское городище), однажды она всё-таки пала. Случилось это в III веке н.э., одном из самых неспокойных веков в истории Крыма. Крепость сожгли, высокие и крепкие стены разрушили, селище исчезло навсегда.
В истории немало случаев, когда победители, одержав верх над противником, забирают себе его имущество. Не становятся тут исключением и земли. В общей сложности, земли плодородной долины у подножия горы Джай-Тобе доставались разным победителям не менее четырёх раз.
Первым завоеванием стала победа над скифами готов и алан в III веке н.э. Вскоре за этим событием на месте нынешнего села Балки (Аргын) появляется крупное поселение грекоязычных христиан, просуществовавшее тут вплоть до 1778 года — Каракуба. В средневековье на земли долины приходит новая волна завоевателей – кочевников. Ими было одно из могущественных родовых племён Золотой Орды. Нам это племя известно по фамилии родоначальника племени – Аргын.
Почему среди такого количества родовых племён, хлынувших на территорию Крыма, такие хорошие земли достались именно роду Аргын? В первую очередь, из-за своего влияния на зарождающееся государство – Крымское ханство. Оно описано в труде «Исторический очерк крымско-татарского землевладения» Ф.Лашкова:
…значеніе бейскіхъ родовъ въ государственномъ механизмѣ ханства, ихъ политическая роль въ общей системѣ управленія, особенно усилившаяся въ правленіе Гиреевъ, были причиною того, что территорія, которою бей владѣлъ раньше, въ качествѣ, родоначальника, въ періодъ существования ханства превратилась мало-по-малу въ особый удѣлъ или бейликъ, которымъ каждый изъ представителей (карачи-беевъ) бейскихъ поколѣній: Шириновъ, Барыновъ, Мансуровь, Сиджіутовъ, Аргіновъ и Яшлавовъ, владѣлъ на правахъ державца.
Во вторую, благодаря воинским заслугам. Известно, что в 1673 г, Кутлуша-мурза Аргынский с 7000 человек татар дошел до реки Самары и, разослав загоны к Чугуеву, Калантаеву, Красному Куту, Котельве и Ольшанску, почти безнаказанно разорил эти уезды. Конечно, такие заслуги перед ханством отмечались Гиреями на государственном уровне. Вот текст фирмана (ярлыка, охранной грамоты), выданного Ислям-Гиреем представителю рода Аргын:
Ислямъ-Гирей хань. Слово мое.
Причина написанія сего изящнаго ханскаго ярлыка, приносящаго счастіе,—высочайшаго фирмана, возвышающаго величіе владѣтеля странъ сдѣдующая:
Пожалованъ предъявителю (держателю) сего достопочтеннаго фирмана Кара бею — сыну покойнаго Ягмурчи-хаджи (да возвеличится его достоинство!) аргинское бейство, я повелѣлъ, чтобы онъ, нашъ Карачи Кара-бей, владѣлъ и распоряжался слугами, какъ владѣли при нашихъ покойныхъ предкахъ и старшихъ братьях покойные Ягмурчи-хаджи и Джанъ-Мехмедъ бей со временъ отцовъ н дѣдов своихъ, чтобы повинности и обращеніе были согласно древнімѣ обычаямъ, чтобы старики, служившіе съ давніхъ поръ его отцамъ и дѣдамъ и старшимъ братьямъ, а также и молодые явились моему слугѣ Кара-бею покорились, и повиновались ему, и ничуть не уклонялись отъ его приказаній и слѣдовали за німъ, поѣдитъ-ли онъ верхомъ, пойдетъ-ли пѣшкомъ; чтобы ни султаны, ни мурзы, измѣняя (порядокъ), не оказывали, препятствія при владѣніи землями, которыя служили имъ при нашихъ отцахъ ханамъ для хлѣбопашества, сѣнокошеніия кишлава и джайлава, и его турлавомъ дабы вѣрили моему высочайшему знаку! Данъ ему для имеѣнія въ рукахъ сей ярлыкъ съ приложеніемъ перстенной печати.
Написано въ послѣдних числахъ мѣсяца Зилькааде 983 года (1585 год) въ Бахчисараѣ.
(М.П. Ислямъ-Гирей ханъ сынъ Девлетъ-Гирей Султана).
Поселение было названо, как тогда было принято, в честь рода беев, которые владели этими землями – Аргын. Тогда же, вероятно, и сформировалась местная топонимика. Гора с руинами скифского городища получила название Джай-Тобе. Название состоит из двух частей: джай — «лук» (оружие), тобе — «плоская вершина, холм». Кочевникам она напоминала татарский лук. Соседняя с Джай-Тобе вершина получила название Кара-Тобе («чёрный холм», предполагают, что на вершине горы в случае опасности разводили сигнальные костры). Оборудованный источник, что в самом центре села Аргын (восстановлен селянами Балок в 2006 году), назывался Кадыр-Мурза-Чокрагы («источник мурзы Кадыра», видимо он был оборудован на средства богатого бея).
С появлением на этих землях мурз связывают рассвет села Аргын. Тогда в поселении жило более чем 600 жителей. В документах времён Российской Империи указано, что в селе были мечеть, медресе, христианская церковь, ветряная мельница. Тогда же на окраине Аргина, недалеко от небольшого селения Ханлык, появилось несколько гончарных печей. Позже печи приобрёл немецкий колонист Х. Вальц. В печах урочища Ханлык выпускали плоскую черепицу – «марсельку». Черепица была неплохого качества и получила распространение в нескольких районах Крыма – Белогорском, Судакском, Нижнегорском, Октябрьском и Гвардейском. Осколки черепицы с клеммами «Аргинъ» и сейчас можно найти на том месте, где её изготавливали.
С появлением новой власти земли у подножия горы Джай-Тобе были вновь пожалованы высокопоставленным чинам. И вновь за заслуги перед государством. Этим чином был один из первых правителей Крыма – граф В.Каховский. Брат Василия Каховского – Михаил так же получил земли в Крыму, но уже за другие заслуги – военные (в 1773 командовал войсками в Крыму).
На карте-верстовке конца XIX века возле села Аргын обозначено два обширных мусульманских кладбища – южнее и севернее. Ни одно из них не сохранилось. Есть предположение, что на южном кладбище в основном хоронили мурз — представителей дворянского рода Аргын. После возвращения из депортации, крымские татары нашли на месте кладбищ лишь осколки башташей – надгробий. Одни лежали в грязи у свинарника у села Яковлевка (Казы-Эли). Другие были встроены в стенах некоторых построек в самом селе. Были среди памятников и несколько мраморных, с резьбой в виде розетки. Бедняки в основном ставили надгробия из обычного известняка, мрамор же, к тому же украшенный, был, привилегией знати (мурз).
Окрестности села Балки и гора Джай-Тобе на гибридной карте Bing:
До наших дней от прежнего величия села Аргын (Балки) не осталось практически ничего. Большая часть домов – новострои, на месте, где стояла мельница – сельское кладбище, гончарные печи превратились в руины. Не сохранились и медресе с мечетями. Время не пощадило даже кладбища. И тем большим чудом является факт, что хоть и в состоянии оплывших землёй руин, до наших дней уцелел один из старейших и интереснейших памятников окрестностей села — Аргинское скифское городище на горе Джай-Тобе – «маленьком Чатыр-Даге» среди предгорий Восточного Крыма.