При разговоре о горных хребтах воображение туристов рисует затяжные подъёмы, вздыбленные к небесам скалы, отвесные обрывы, свист ветра. В большинстве случаев это действительно так. Горы — величественные природные образования, которые вызывают трепет души пополам с желанием чаще нажимать на спуск затвора фотоаппарата. Но туристы не только любуются горами, по ним ещё нужно как-то передвигаться. Вновь выручат хребты. Некоторые из них, будто путепроводы в больших городах, ведут к вершинам или соединяют разделённые ущельями соседние плато. По хребтам проложены дороги и туристические маршруты. Один из примеров — хребет Таш-Хабах, кратчайший путь с Тырке на Караби, с одной яйлы на другую.
Хребет Таш-Хабах ниже соседних вершин на 200 метров. Благодаря этой особенности, его можно хорошо рассмотреть с возвышенностей. Например, с Носа Тырке — вздёрнутого к небу скального мыса у вершины Стол-горы. По легенде, он получил такое название в годы ВОВ. Предполагают, что на мысу был наблюдательный пункт партизан. Правда это или вымысел — неизвестно, а вид с Носа действительно отличный. В том числе и на Таш-Хабах.
Будто узкая перемычка, хребет Таш-Хабах соединяет кратчайшим путём яйлы Тырке и Караби. Длина хребта — 2,2 км. В самом узком месте его ширина едва доходит до 50 метров. С северо-западной и юго-восточной стороны — глубокие долины.
Вот что писал о хребте ботаник Вульф:
За г. Тырке хребетъ понижается, образуя перевалъ съ сѣвернаго склона на южный, такъ назыв., Богазъ-Ташъ-Хобахъ. Это очень важное мѣсто въ цѣпи Крымскихъ горъ, такъ какъ здѣсь находится водораздѣлъ нѣсколькихъ рѣкъ, текущихъ отсюда однѣ на сѣверъ, другія на югъ.
Помимо водораздела и удобного пути, Таш-Хабах — ещё и перемычка между двумя крупными геологическими массивами — Караби-Долгоруковским и Тырке-Демирджийским. Оба сложены верхнеюрскими известняками, возрастом до 150 млн. лет. Это обычная для Главной гряды крымских гор порода. А вот понижение суатской долины между ними — своеобразная аномалия, «вспученная» взбросо-надвигом складка. Её крылья сложены темно-серыми и жёлто-серыми пластичными глинами, которые характерны для апта–альба нижнего мела. Т.е. их возраст — 100-125 млн. лет. Этих пород тут быть не должно, т.к. обычно они находятся ниже средней высоты Главной гряды. Такая странность получилась из-за внутренних сил земли. После грубых набросков тектоники, тонкую работу за ними выполнило выветривание.
Хребет Таш-Хабах трёхгорбый. Высшая точка (1075 м) — безымянная. Соседняя возвышенность — Донус-Хоба (донус — «кабан», хоба, къоба — «пещера», «кабанья пещера») достигает 1056 м. Горка у Восточного Суата и того ниже — 968 м.
Юго-восточный склон Таш-Хабаха крутой, местами отвесный. Зелень леса разбавляют белые скалы утёсов. К их вершинам не проложены тропы, поэтому открывающийся с них вид редко попадает в объективы фотокамер. Панорама тут не на всю ширину горизонта, зато видна полоска моря в паре с обрывами Караби и Тырке.
Скалы на хребте Таш-Хабах, папоротники на склоне и утёс у перевала Испанец. Виртуальный тур из трёх панорам:
По хребту и его окончаниям проходит 6 действующих номерных маршрутов:
Существует ещё один номерной маршрут, правда, на бумаге — 162 (5). Хребет Таш-Хабах. Маршрут-фантом, встречается только в атласе 2004 г. выпуска. По сути, основной путь по хребту.
Кроме туристических маршрутов, от хребта проложены грунтовые дороги к одной из вершин Караби — Кара-Тау. Её высота 1220 метров, второе название — Кара-Даг.
Такое количество дорог и троп легко объяснить: на двухкилометровом хребте 5 перевалов!
Помимо 5 перевалов на самом хребте, чуть в стороне есть ещё один —Чобан-Чокрак или Испанец, 1003 метра. По нему проходит короткий, но крутой подъём на Караби-Яйлу.
Об удобстве перевалов через Таш-Хабах человек узнал ещё в эпоху мустье. В 1955 году Ю. Колосов открыл в долине реки Суат четыре стоянки неолитического времени, среди которых крупные памятники Суат III и IV. Чуть позже, в 1984, В. Мыц обнаружил мустьерское местонахождение. Оно расположено в 50 м к северу от одноименного колодца на перевале у подножия северо-западного склона г. Каратау. Кроме этого, археологи выявили ещё две неолитические стоянки: Таш-Хабах II — в нижней части северного склона г. Каратау, и III — в полукилометре к востоку от предыдущей.
Учёные предполагают, что в неолите Караби-Яйла служила местом летних, то есть сезонных, посещений охотничьих групп. Иногда охотники бывали тут и раньше, о чем свидетельствуют находки мустьерских кремней в районе колодца Таш-Хабах. Наверняка уже тогда люди знали и о перевалах, это был кратчайший путь с гор на побережье.
С распространением оседлых поселений возникла нужда в постоянных путях сообщения через горы, тогда-то и появились первые верховые тропы и колёсные дороги через перевалы. Академик Кеппен писал, что через перевалы Суат-Богаз и Таш-Хабах-Богаз проходили конные пути из деревень Кучук-Узень и Улу-Узень в деревню Казанлы. Про Таш-Хабах западный у него же читаем:
Конный путь от Улу-Ёзен через Тырки на Янкой. Этот путь в настоящее время назван в честь татарского Мурзы Мемета Крымтаева также Мемет-Мурза Богаз.
В качестве основных пути через горы использовали вплоть до появления разветвлённой сети асфальтовых дорог после ВОВ. Об этом свидетельствуют воспоминания участников партизанского движения.
Недалеко от Лузенского перевала буковый лес на хребте Таш-Хабах расступается. Слева от дороги стол с лавками, за ними радует глаз большая поляна. Иногда сюда приходят пастись лошади. Задник картинки — скальные выходы Караби-Яйлы у тропы Испанец. Это поляна Япушханлык («боярышником покрытое место»), более известная как туристическая стоянка «Восточный Суат». Отличное место для ночного отдыха или днёвки. Поляна относительно ровная, на противоположном конце от дороги есть непересыхающий родник. На краю луговины — пирамидальный памятник, чуть в стороне — второй, в виде таблички.
До появления пирамидального памятника из камней и бетона здесь стоял железный обелиск. Надпись на нём гласила: «Партизанам Крыма от колхоза Луч Первомайского района». В мае 2010 казачья община села Малореченское разобрала старый обелиск и соорудила новый. Изменилась и эпитафия: «Партизанам Крыма. К 65-ю Победы ВОВ».
Второй памятник появился в том же 2010 году и посвящён отдельному событию, а именно бою партизан с румынскими войсками. Вот как он описан в архивах:
5.12.4. В лес пришёл румынский батальон. Девятнадцать человек во главе с капитаном Лариным устроили ему засаду. Партизаны залегли на отвесном склоне над рекой Суат. Они имели один пулемёт, три автомата и стрелковое оружие. Подпустили врага метров на сорок и по команде Ларина неожиданно открыли огонь. Румыны не видели партизан, растерялись и заметались в панике, а затем побежали, оставив убитыми тридцать пять человек и около десяти тысяч патронов, шесть лошадей.
Напоминает скорее бойню, нежели бой. Такие уж были тогда времена, выживали сильнейшие.
От памятников в сторону Суата уходит натоптанная тропа. Метров через 200 она выведет к обширной луговой долине — урочищу Водопой. Название дано не случайно: здесь три источника воды. Раньше тут был главный водопой для овец в южной части Караби-Яйлы. Исток самого ручья Суат находится несколько в стороне, к нему ведёт отдельная тропа.
Старое название истока Суата, одноимённого родника, состоит из двух слов: су — «вода, водопой», ат — «лошадь», «лошадиный водопой», однако он более известен как Бочка, из-за ёмкости напротив капатажа. Накопитель когда-то поставили пастухи из села Мичуринское. За водой для скота сюда спускались с яйлы машины-цистерны.
В этой части отрогов Караби-Яйлы всё напоминает о том, что когда-то просторное плоскогорье было главным пастбищем Крыма. В лето 1913 на Караби паслось 52 тыс. голов скота. Как местного, так и из соседних стран. Выпас пытались запретить ещё в начале 60х годов ХХ века, но он продолжался до 90х годов прошлого столетия. Пасти скот всё-таки запретили, но память о бывшем пастбище продолжает жить в старых путеводителях, бетонных поилках, развалинах кошей и топонимике: Водопой, Су-Ат, Чобан-Чокрак. Так называется колодец на окраине яйлы и тропа на перевал Чобан-Чокрак. Кстати, вместо последнего туристы чаще используют название Испанец. На первый взгляд, с пастухами и пастбищем топоним мало связан, однако это не так.
До 60х годов прошлого века о колодце Чобан-Чокрак местные пастухи как-то подзабыли. Источник нашёл и расчистил Мануэль Мартинес, тот самый испанец. Он же пас возле колодца своё стадо.
Родился Мартинес в 1910 году недалеко от Бильба́о, города в Стране Басков, на севере Испании. С началом войны пошёл в партизаны, позже воевал в рядах французского сопротивления. Да вот беда, попал в плен к фашистам. Те посадили его в берлинскую тюрьму. Долго и мучительно пытали, в итоге приговорили к расстрелу. До срока казни оставалось несколько дней, однако Мартинесу повезло — заключённых тюрьмы освободили советские войска. Баскония во время Гражданской войны оказывала сопротивление франкистам, а т.к. франкизм в Испании сохранялся до 1975 года, спасаясь от преследований со стороны властей, Мануэль был вынужден уехать в СССР. В Горьковской области он встретил немку по имени Хельга. Они поженились и через некоторое время переехали в Одессу. В 1948 году судьба занесла Мартинеса в Крым, сначала в Щебетовку, а потом в Солнечную Долину. Как раз оттуда он и гонял овец на пастбище. В Солнечной долине семья тоже не задержалась, оттуда переехали в село Новоклёново Белогорского района. Похоже, что поближе к месту работы — пастбищу на Караби-Яйле. Мануэль умер в 1987 году, от сердечной недостаточности. Похоронили испанца в Новоклёново. Через десять лет скончалась Хельга. Осталась от испанского чабана только память в виде названия подъёма и второго названия колодца, который он восстановил. Колодец по сей день служит людям, только молвят, что вода в нём не бодрая и чай из неё не для весёлых бесед.
На подробных картах 50-60х годов рядом с колодцем обозначен кош. Возможно, того самого Мартинеса. Чупиков в путеводителе «Нагорье Караби» упоминает:
… через семь-десять минут почти у борта яйлы будет неглубокая балка. В её верховье под лесом стоит дощатый чабанский домик, рядом - колодец Чабан-Чокрак, единственный на южной половине Караби (да и находится он у самого края яйлы).
Перевальную точку тропы Испанец пересекают чётко видимые руины стены. Тут она видна в виде низкого раската, в лесу развал сохранился гораздо лучше. Стена тянется на 2 км по узкому западному гребню Кара-Тау, перемежаясь кое-где крупными скальными глыбами и мелкими обрывами, к которым прилегает кладка из крупных камней, сложенных насухо. В лесу высота стен достигает роста человека и до сих пор производит впечатление. Грандиозный труд!
Первым о стенах на перевалах Караби-Яйлы в литературе упомянул Кеппен. Он писал:
Отъ горы Тахія-Оба за 1 или 1½ версты къ Западу находится Ташъ-Хабахъ (каменный затворъ), черезъ который пролегаетъ дорога изъ Улу-Езена въ Карасубазаръ, а далѣе влѣво на 1½ версты къ Біюкъ-Суатъ, т.е. къ верховью Зуи, на Сѣверномъ скатѣ горъ Демиръ-Хапу.
Исследователь предполагал, что стены сложены для защиты от кочевников.
В начале 60х годов XX века советские археологи, в частности Э. И. Соломоник и О. И. Домбровский, развили эту теорию и связали её с «длинными стенами», которые были построены в средневековье, во время правления византийского императора Юстиниана. По их мнению, стены возвели для защиты южной части Крыма, т.н. «страны Дори», от вторжения неприятелей с севера. С исследователями соглашался историк Е. Веймарн.
В годы войны партизаны использовали стены в качестве укреплений. Над речкой Суат, с южной стороны кладок были сложены из бута, впритык к ним, стрелковые ячейки. Рядом археологи нашли позеленевшие россыпи гильз, а на низко свесившихся ветвях буковых деревьев, заржавевшие гранаты, оставленные защитниками перевала.
В конце 70х годов того же XX века другой исследователь, Л. Фирсов, внимательно ознакомился с т.н. «длинными стенами» и проанализировал эти сооружения с точки зрения средневековой фортификации. Историк пришёл к выводу, что они не могли служить для защиты от нападения с севера, поскольку обращены лицевым панцирем не к нагорью, как должно было бы быть, находись Дори на Южном берегу, а в сторону ЮБК.
Современные исследователи, например В. Тур, предполагают, что эти сооружения — всего лишь… межевые стены и загородки для пасущегося скота! Доля истины в этом действительно есть, ведь Караби-Яйлу использовали как пастбище вплоть до 90х годов прошлого века, в интересах пастухов было сложить подобные ограждения, чтобы потом не искать потерявшихся овец по окрестным лесам.
Что из перечисленного правда доподлинно неизвестно, и всё же «длинные стены» — впечатляющий памятник, пусть даже и не фортификации, так, по меньшей мере, труду человека.
Со стенами связывают и происхождение топонима Таш-Хабах. С тюркского Богаз-Таш-Хабах переводят как богаз — «перевал», таш — «камень», хабах — «затвор», «закрытый камнем перевал». Кстати, в урумском языке есть выражение хабах гозь казармасы — «казарма дорожных смотрителей», т.е. Таш-Хабах могло означать «каменистая дорога» или «дорога, покрытая камнем». Бытовало и другое название — Демир-Капу, «железные ворота». Например, Дюбуа де Монпере писал:
Отъ горы Тахія-Оба за 1 или 1½ версты къ Западу находится Ташъ-Хабахъ (каменный затворъ), черезъ который пролегаетъ дорога изъ Улу-Езена въ Карасубазаръ, а далѣе влѣво на 1½ версты къ Біюкъ-Суатъ, т.е. къ верховью Зуи, на Сѣверномъ скатѣ горъ Демиръ-Хапу.
Существует дорога или скорее тропа, ведущая от Улу-Узеня в Карасубазар через Караби-Яйлу. Мне было любопытно сравнить эту часть Таврической гряды с Чатырдагом: я совершил переход через неё и могу сказать, что факты повсюду те же самые. Мне пришлось взбираться на лошади в течение двух часов по длинной и дикой долине, прежде чем я достиг вершины горы, окружённой поясом грабинника. Едва мы достигли гребня, где находится ещё одни Демир-Капу, как начали спускаться, будто бы оказались на хребте, подобном вершине Чатырдага.
В Крыму, в частности на Главной гряде, название Таш-Хабах встречается несколько раз. Например, Богаз-Хабах-Таш — седловина между Южной и Северной Демирджи. Так называют проход у Курлюк-Су и перевал под Эклизи-Буруном, вершиной Чатыр-Дага. Занятно, что второй топоним у всех этих перевалов — Демир-Капу. И на всех трёх когда-то находили остатки «длинных стен». Возможно, давшие такие названия перевалам, знали о чём-то таком, что пока ускользает от внимания современных исследователей, и это отразилось на топонимике.
Отойдя от дороги через перевал Испанец к северу, остатки стены ныряют под полог леса. Несколько раз повернув, стена начнёт подъём на узкий и длинный бугор. Через пару десятков метров возвышенность оборвётся скалой. С высоты птичьего полёта видно, что остатки стен образуют на её углу некое подобие полубашни. Сама скала невысокая, но над долиной Суата взметнулась на 215 метров. Исследователь стен на Таш-Хабахе, О. Домбровский, писал о ней:
Здесь, на плоской вершине скалы, сама природа приготовила смотровую площадку — с её высоты на значительном протяжении просматривается тесное русло Суата, которое в летнее время мелеет и может служить труднопроходимой, но все же доступной дорогой.
Помимо Суата, с вершины скалы открывается замечательный вид на Тырке-Яйлу, хребет Таш-Хабах и далёкую полоску Чёрного моря.
Прогулку по юго-восточной части Караби-Яйлы можно продолжить осмотром стен у северного подножия горы Кара-Тау. Тут сохранились впечатляющие развалы в виде т.н. «каре», замкнутого полукруглого контура. Толщина развалин доходит до трёх метров, высота до полуметра. По мнению Домбровского, эта стена, не преграждая опасной для защитников теснины ворот Кара-Тау (ещё одно название перевала Таш-Хабах-Богаз), сделала их неприступными.
За руинами «длинных стен» пейзаж окончательно меняется; на смену вершинам и долинам приходят однообразные белые барашки на гребнях волн «каменного моря» Караби-Яйлы.
Хребет Таш-Хабах на карте OpenTopoMap: