На Караби-Яйлу ведёт множество троп и дорог. Большая их часть доступна пешеходам, мотоциклистам и водителям подготовленных автомобилей. В сравнении с узкими тропками и горными дорогами, подъём с севера — настоящий проспект. По грейдерной дороге с остатками асфальта проедет обычный легковой автомобиль, был бы только дорожный просвет. Попробуйте проложить маршрут на Караби из Симферополя в картах Яндекс или Google. Сервис предложит два варианта: со стороны Долгоруковской яйлы или через Зеленогорское. О плюсах второго пути знали ещё до появления навигаторов. В путеводителе 1930 года давали такой совет:
… можно совершить экскурсию на Караби-Яйлу по нескольким направлениям. 1) через Молбай, 2) Тайган и 3) Казанлы. Последний маршрут предпочтительнее других потому, что он имеет постепенный, лёгкий подъем. Дорога даже колёсная, отличная. Потом всё время перед глазами открытый вид на прекрасную панораму северной части Крымского полуострова.
При всех преимуществах, у этого пути есть и недостатки: дорога кажется долгой и скучной. Начинается она ответвлением с трассы «Таврида». От неё к селу Зеленогорское идёт асфальтовая лента дороги среди полей. Впереди сизым маревом вздымается яйла. За Т-образным перекрёстком у села Балки нужно свернуть в сторону соседнего Новоклёново и найти на повороте приметную будку — от неё начинается долгий и пыльный подъём на Караби. По пути можно взглянуть на северные отроги нагорья. Например, из окна автомобиля. Большинству такого знакомства хватает. Действительно, что тут смотреть: бугры, балки, посадки сосен. Однако это не так. Уделите этим местам больше внимания, и они заиграют новыми красками.
Северные отроги Караби-Яйлы занимают площадь порядка 60 квадратных километров. 15 из них приходится на окрестности села Новоклёново. По большей части, этот ландшафт состоит из невысоких платообразных нагорий. В среднем, высоты не превышают 427 м. н.у.м.
Возвышенности сложены нижнемеловыми отложениями — своеобразным «бутербродом» в виде спрессованных слоёв глин, конгломератов, песчаников и известняков. Слоистость настолько выражена, что видна даже на спутниковых снимках. Возраст отложений — от 145,0 до 139,8 млн. лет. Такие наглядные разрезы горных пород любят геологи. В одном из них можно наблюдать постепенный переход от нижнего валанжина к среднему. Есть что посмотреть тут и палеонтологам. В 2,5 км южнее села, в глинистых обнажениях, встречаются окаменелые остатки аммонитов, гастропод, брахиопод, белемнитов, кораллов и других «дохлостей».
Плодородный слой почвы тут тонок. Кое-где из-под него выступают на поверхность глинистые отложения. На местности это выглядит как белёсо-жёлтые пятна.
Плоскогорье у подножия яйлы разделено на отдельные части глубокими балками. В их названиях — память об исчезнувших с карт сёлах: Чардаклы, Кырда-Эли, Джилгашейх, Орман (Мамбетуланская балка). В балках когда-то били родники. Из-за глобальных изменений климата, большая их часть пересохла.
Начиная с апреля, плоскогорья укрывает свежая зелень травы. В лучах заката золотом и бронзой переливается ковыль. К середине лета трава выгорает, соломенно-жёлтые склоны и вершины возвышенностей приятно контрастируют с тёмно-зелёным задником яйлы.
Сплошного леса на нижних отрогах яйлы нет, только разреженное редколесье. По большей части, древесная растительность представлена низкорослыми колючими кустарниками: зарослями держидерева, скумпии, кизила, боярышника. Иногда встречаются невысокие дубы. В низинах, вдоль русел пересыхающих речек, — редкие одиночки-тополя.
Ближе к кромке Караби стеной встают сосновые посадки. Их площадь огромна, достигает 277 га или почти 14 кв. км. На картах 50х годов прошлого столетия этого леса ещё нет, сосну начали высаживать в 70х. Великий труд! По задумке лесных инженеров, край сосновых посадок должен быть обрезан, как под линейку. Но природе наплевать на правила людей. Сосна хорошо прижилась, и начала уверенный захват нижележащих склонов. Вместо ровного края, вдоль посадок получился размытый градиент.
Раньше дела с залесённостью плоскогорий обстояли куда хуже. Об этом напоминает фотография из выпущенной ещё до революции книги гидролога Рухлова.
На склонах и в богатых травой низинах, жители окрестных сёл пасут скот. Пригодные для ведения сельского хозяйства участки балок и возвышенностей распаханы. По низинам и хребтам вьются белые ленты дорог. Северные склоны холмов покрывают многочисленные оползни. Иногда они помогают археологам совершать открытия.
Человек познакомился с северными отрогами Караби-Яйлы минимум в IX — VI веках до н.э. Об этом свидетельствуют находки из курганов, грунтовых могильников и селищ в окрестностях села Новоклёново. Один из могильников и несколько курганов случайно повредили во время глубокой плантажной вспашки в 1967 году. Тогда на место охранных раскопок выехал археолог И. А. Баранов. Исследователь описал 5 невысоких курганов и поселение кизилкобинской культуры. В 1969 году Туотайский могильник раскапывали и изучали А. А. Щепинский и Е. Н. Черепанова. Погребальные сооружения представляли собой грунтовые ямы подпрямоугольной, подквадратной, округлой к вытянутоовальной формы. Все захоронения были совершены в скорченном положении. Одна могила содержала парное захоронение: первый скелет лежал на левом, второй на правом боку. Среди находок — обломки керамики, бронзовые пластины, обрывки золотой фольги. Исследователи пришли к выводу, что захоронения были кемиобинской, ямной и катакомбной культур эпохи энеолита и бронзы.
Следом за кемиобинцами, ямниками и катакомбниками, на эти земли пришли кочевники-скифы.
Первое скифское городище в окрестностях Новоклёново найдено ещё в 1929 году. Его обнаружил во время разведок археолог Н. Л. Эрнст. Это городище Чардаклы. Укрепление пережило несколько эпох, но не устояло перед распашкой в середине прошлого века.
Второму памятнику истории повезло больше.
Первым Новоклёновское городище (его ещё называют Уч-Коз) обнаружил и описал археолог И. А. Баранов. Укрепление крупное и примечательное, но до 1967 года историки о нём не знали.
Городище Уч-Коз (III в. до н.э. — III в. н.э.) называют мысовым. Как понятно из названия, для строительства укрепления скифы выбрали отдельный узкий мыс. Он возвышается над глубоким урочищем Колтан. Укрепление было хоть и небольшим, но грозным. Об этом напоминают толстые, заплывшие землёй, валы над развалами стен. Они хорошо видны с соседних возвышенностей, особенно при низком закатном освещении. Шурфовка показала, что внутри земляных насыпей скрыта стена из известняка шириной 2,5 м, трёхслойная в вертикальном поперечном сечении. Высшую точку городища занимала квадратная постройка — хорошо защищённая цитадель. Ниже укрепления, в урочище Колтан, располагалось одновременное с ним селище. Кстати, скифы основали своё поселение всего в паре сотен метров от места обитания кемиобинцев в IX-VI вв. до н.э. Воду брали из родника у подножия городища.
Расположение ряда скифских поселений и крепостей у Караби-Яйлы археологи объясняют отгонным животноводством. Помимо животноводства, скифы занимались выращиванием зерновых культур. Об этом напоминают т.н. «длинные поля» — земляные наделы со следами пахоты плугом с боковым отвалом. Каждое из полей ограничено по обеим сторонам валиками, в середине проходят ровики. Хоть часть «длинных полей» у Новоклёновского городища съедена оползнями, их следы всё ещё видны на спутниковых снимках.
К северу от городища, посреди поля, возвышается большой курган. Похоже, что он одного времени с укреплением. Насыпь кургана вся в грабительских шурфах. Не пожалели даже геодезического знака: его вырвали с корнем.
Раскопки и разведки на городище, курганах и селищах дали большое количество находок всех типов. Это и осколки посуды, и украшения, и скифское оружие. Находки и анализ местности помогли расширить знания об истории предгорных районов Крыма на переломе нашего и древнего времени.
Решением Крымского облисполкома от 05.09.1969 и 15.01.1980, городище Уч-Коз и селища у его подножия признаны охраняемыми памятниками археологии местного значения.
Богатые на сочную траву пастбища яйлы привлекали людей не только во времена ранних и поздних скифов. Не стало исключением и средневековье.
На юго-восточной окраине села Новоклёново, в размыве одного из оврагов, уже упомянутый в статье археолог Баранов сделал ещё одну находку — остатки печей для обжига керамической посуды. Они появились в VII-VIII вв. н.э, т.е. в период рассвета салатово-маяцкой культуры. Рядом было поселение — аил. Находили и захоронения того же времени.
Период со времён средневековья до XVIII века — самый «тёмный» в истории этих мест. О них почти нет упоминаний в письменных источниках. Но это вовсе не значит, что тут не жили люди. Обширные пастбища на яйле притягивали к себе сначала животноводов эпохи средневековья, затем Крымского ханства. Похоже, что оседлые стоянки на месте бывших сёл в окрестностях Новоклёново появились как раз в средние века.
Первые письменные свидетельства о поселениях на севере Караби-Яйлы относят уже к эпохе Нового времени. Так, один из документов 1652 года среди налогоплательщиков упоминает жителей селения Чардаклы. Из «Камерального описания» известно, что в последние годы существования Крымского ханства пять сёл у северного подножия Караби-Яйлы относились к Карасубазарскому (Мамбет-Улан), Борулчанскому (Тюбен-Эли) и Аргинскому (Кырда-Эли, Шейх-Эли, Чардаклы) кадылыку.
После присоединения Крыма к Российской империи, в конце ноября 1787 года, земли т.н. «Александровской дачи» (10 200 десятин пахотной и 3093 неудобной) были подарены по приказу Потёмкина графу Безбородько. Вместе с землями достались и деревни. Земля была в т.н. черезполосном, т.е. совместном с казёнными татарами владении. У поселян было право пользоваться наделами, но они были обязаны платить десятину и от 5 до 8 дней работать на землевладельца. Предприимчивый граф продал Александровскую дачу «греку-молдаванину», обер-провиантмейстеру Александру Геннади. Тот перепродал их другому греку — капитану I ранга Ламбро Качиони. После смерти Качиони в 1805 году, землями Александровской дачи владела его жена — Мария Качиони. Недалеко от соседней с Новоклёново Александровкой был её хутор. А уже в 1808 состоялся первый суд недовольных поселян с владельцами. В конце XIX — начале XX века земли Александровской дачи уже принадлежали нескольким собственникам и местным казённым татарам.
Село Новоклёново возникло у северного подножия Караби позже всех. Поэтому будет правильным сначала рассказать о населённых пунктах, которые навсегда исчезли с крымской земли. Память о них в архивных документах, картах и статистических справочниках.
В 30х годах прошлого, XX, века в балках и на возвышенностях подножия Караби, стояли дома 6 сёл. В основном, в них жили крымские татары. Только в соседней Александровке обитали давние поселенцы Качиони — русские. Пять сёл были небольшими — до 20 дворов. Село в просторной балке Чардаклы было крупным: до 50 дворов. Во время рассвета эта цифра доходила до 67.
Ойконим чардаклы переводят как «чердак», «дом с чердаком» или же «дома на сваях, подпорках». Возможно, такое название было связано с особенностями этого поселения: большая часть домов располагалась на склоне балки, поэтому, возможно, часть из них опиралась на деревянные сваи-подпорки. Кстати, топографически Чардаклы находилось севернее других сёл, а значит, ближе всех к яйле.
Первое свидетельство о селении Чардаклы встречается в Османской налоговой ведомости 1652 года. Помимо крымцев, тогда здесь жили христиане — греки. К сентябрю 1778 года всех греков выселили. Вместе с выходцами из соседних сёл Байсу и Малая Каракуба они основали в Приазовье село Чардаклы. Теперь это село Кременевка Никольского района Донецкой области. Даже после выселения греков, селение всё ещё оставалось крупным. Об этом говорят статистические данные и наличие двух мечетей. В большинстве сёл хватало и одной. Помимо мечетей, особенностями Чардаклов были многочисленные террасы, два источника, речка и святое место — азис. Вот как о нём вспоминала бывшая жительница соседнего Баксана Идрисова Ресмие 1931 года рождения:
На кладбище было специальное здание. Там гробница была. Там был похоронен человек […] В том доме было окно, в нем стояла деревянная решётка. […] Замка на дверях не было. […] В середине там как будто кровать стояла. На ней как будто человек лежит укрытый серым новым войлоком. Кругом лежат книги Корана. Лежало одно старое вышитое полотенце. На полу кувшин стоял, кумган. Рядом из кирпича сделана ёмкость для воды, как корыто. Там было чуть-чуть мокро.
В 30х годах прошлого века исследователь А. Мамин писал:
Население этой дер. водой питьевой и для водопоя скота обеспечено. Но так как дер. расположена в смысле землепользования в неудобном месте, то население этой дер. в ближайшее время собирается переселиться в дер. Учкоз и Ташкара. Часть жителей уже переселилась.
Оставшуюся часть поселян выселили насильно. В декабре 1943 года оккупанты изъяли у жителей Чардаклов имущество, выгнали их из домов, деревню сожгли.
На месте бывшего села теперь руины послевоенной п-образной кошары (их было несколько в окрестностях Новоклёново), остатки террас. Весной террасы на местах бывших подворий покрывает кипень цветущих деревьев. В низине, возле дороги на месте некогда центральной улицы, ещё журчит источник Чокрак. Его каптаж сложен из плоских камней, боковые стенки из крупных каменных плит. Последние напоминают стенки таврского ящика. Урочище Чардаклы — любимое место для пикников жителей ближайших сёл.
Урочище Чардаклы и курган у городища Уч-Коз. Виртуальный тур из трёх панорам:
Полноэкранный режим включается двойным кликом (поддерживают не все браузеры) или нажатием на иконку
До войны сёла-соседи Кырда-Эли и Мамбет-Улан были примерно одного размера: по 16 и 17 дворов.
Название Кырда-Эли состоит из двух частей. Первая, кырда (къырда) — «на холме, на возвышенности». Вторая, по словам А.Л. Бертье-Делагарда, «эли — значит поселение, жилище, очень распространённая приставка к названиям деревень около Карасубазара, Старого Крыма и вообще в восточном Крыму». Т.е. «верхнее поселение, деревня на возвышенности». Всё это соответствует истине: село располагалось на пригорке. На одной из улочек была мечеть. Жителей и скот поили водой два источника в соседней балке: Чешме и Татлы-Су-Чокрак.
Мамбет-Улан было единственным селом с более-менее правильной планировкой. Дома стояли с двух сторон от основной улицы. Дореволюционные путеводители рекомендовали ехать на Караби именно через Мамбет-Улан. Побывавший тут в 1900 году председатель земской управы сообщал:
1) … расположеніе имѣнія бугристое, перерѣзываемое оврагами; 2) распашной земли мало и та земля, которая подъ посѣвами щебенистая; 3) большая часть земли расположена на отдѣльномъ бугрѣ, покрытомъ орѣшникомъ и мелкимъ дровянымъ лѣсомъ, цѣнности не представляющемъ; 4) сѣнокосныхъ мѣстъ нѣтъ; 5) огородныхъ и садовыхъ мѣстъ нѣтъ; 6) нѣтъ удобнаго водопоя и колодцевъ и 7) имѣется уже поселеніе изъ 20-ти дворовъ татарскихъ семействъ, проживающихъ издавна со временъ прежняго владѣльца Качіони.
В селе была мечеть, воду брали из колодца. В своём отчёте А. Мамин писал:
В этой деревне только один колодец и тот почти пересыхает в засушливый год. Другой кол. находится в балке, но весенние потоки засыпают его делювием. Вода в этой балке под наносом обильная. Исход у этой дер. один: именно, поставить каптаж недалеко от кол. в балке и неподалёку же устроить фонтан.
Ойконим Мамбет-Улан — вновь двусоставной. Лингвисты считают, что он произошёл от имени или звания лица, в зависимости от которого находилось население данной деревни. Мамбет — имя собственное. А словом улан или олан назывались ханские сыновья, не имевшие права на престол. Они были телохранителями ханов.
От сёл-соседей не осталось ничего. Как и Чардаклы, в 1943 году селян Кырда-Эли и Мамбет-Улана ограбили и выселили, дома сожгли. Теперь вместо сельских улиц распаханное поле. Пастухи рассказывают, что на месте колодца в бывшем селе Мамбет-Улан яма.
Ещё одно село с двусоставным ойконимом — Шейх-Эли — находилось в соседней с Чардаклынской балке — Джансарай-Джилгасы. Слово шейх означает «старец, шейх» — почётный титул мусульманских религиозных лиц. Эли, как уже упоминали выше, означало «поселение». Т.е. «поселение, деревня шейха». Шейх-Эли тоже сожгли во время войны, однако жизнь тут теплилась и после освобождения Крыма от захватчиков. Послевоенное название — Козловка. На месте небольшого села теперь ферма.
Последнее из исчезнувших сёл — Тюбен-Эли — находилось всего в полукилометре от нынешней окраины Новоклёново. Тюбен-Эли — своеобразный тёзка ойконима Кырда-Эли. Тюбе означает «верх, верхушка, вершина». Т.е. «верхнее село», может и «село на возвышенности». Поселение тоже было небольшим. В отчёте А. Мамин писал:
Население этой дер. водой недостаточно обеспечено. Им трудно, особенно зимою, т. к. приходится по воду ходить на склон балки. Население данной дер. в ближайшее время собирается переселиться в дер. Учкоз. Своей воды для водопоя скота нет. Скот гонят на водопой или в дер. Учкоз или в дер. Чардаклы.
И снова похожая с Чардаклы судьба. Обобрали, выселили, дома сожгли. На месте строений теперь заросшие бурьяном основания, вокруг них едва видны следы оград из бута.
В отличие от сёл на границе с яйлой, Таш-Къора и Уч-Коз находились в долине. Это спасло их от участи погибнуть в огне пожаров бесчеловечной тактики «выжженной земли». Рассказывая об этих двух сёлах, уместно упомянуть и о маленькой речке, в долине которой когда-то появились эти населённые пункты.
Условное начало ручья Ташкура находится чуть ниже моста между сёлами Ташкура и Учкоз. Ныне это часть Новоклёново. Ручей вбирает в себя воду из малых и крупных источников. На местности его русло можно проследить по кронам больших серебристых тополей. Известный гидрогеолог Рухлов писал:
Правый притокъ рѣки Сары-Су, впадающій при дер. Чардыклы, есть Ташкура, образующаяся изъ сліянія водъ Неймановской балки и родниковъ «Учкось» и «Чардыклы».
В этом упоминании топонимическая ошибка, которая кочует из источника в источник. Неймановская балка, судя по топониму, принадлежала к селу Тюбень-Найман, ныне часть Зеленогорского. Воды из родника в этой балке впадают в Сары-Су и не относятся к ручью Ташкура.
Что касается самого ручья, его питают несколько родников. Самый необычный из них — источник Чардаклы — прячется в веере балок. Балки густо заросли колючими кустарниками, поэтому близко подойти к воде — то ещё приключение.
Гидроним Ташкура переводят как «околица (изгородь), ограда, изгородь; забор, щит (для ограждения), загородка». Мог он звучать и как Таш-Къара — «чёрный камень». Вода в ручье тёмная, «чёрная», покрытые илом камни кажутся чёрными.
В пределах Новоклёново воды ручья Ташкура то пропадают, то вновь появляются на поверхности. На карте обозначены два колодца. Очевидно, их вырыли, чтобы перехватить верховодку — подрусловые воды. Один из них — Битлякай-Кую — сохранился. Его ствол выложен бутовым камнем, венец в виде сруба.
От гидронима произошёл топоним Ташкура. Так когда-то назывался небольшой немецкий хутор на окраине Новоклёново. От него же произошёл послевоенный топоним — Чернокаменка.
Уч-Коз — самое молодое село из нашей семёрки. Оно появилось относительно недавно, примерно в первой четверти XX века. В переписях населения впервые встречается в 1926 году. Место было выбрано удачно. На перекрёстке нескольких ключевых дорог, рядом с полноводным источником. О последнем Мамин писал:
На 3 конце деревни имеется ист., который даёт 24000 вед. воды, у этого ист. необходимо построить каптаж и путём трубопровода подать воду в деревню. В надлежащем месте устроить фонтан.
Забегая вперёд упомянём, что над источником таки построили каптаж, в селе обустроили водоразборный фонтан. У каптажа растёт старая раскидистая ива, стена фонтана с куском трубы всё ещё возвышается недалеко от сельского клуба.
О причинах появления населённого пункта Уч-Коз (встречается и название Учхоз) не сложно догадаться. Из отчётов Мамина понятно, что жизнь вблизи гор устраивала не всех. Нехватка пахотной земли, перебои с водой во время засухи, каменистая почва — всё это побуждало переселяться на равнину. Уч-Коз мог быть привлекателен и в глазах пастухов. Так сказать, ближе к месту работы. Во-первых, рядом дорога на Караби. Во-вторых, в самом селе хороший непересыхающий источник для водопоя. В-третьих, ещё в середине прошлого века вокруг села было 5 П-образных овчарен, каждая из них вмещала до 1000 голов овец. Вот и зимник. Чем не намёк на полузабытое прошлое Новоклёново!
В период коллективизации в селе был организован колхоз Ени-Ёл («новый путь»).
Окрестности села Уч-Коз на карте Южного Крыма 1936 года:
В начале 1941 года все сёла к северу от Караби были заняты врагом. Местные предатели показали оккупантам дорогу на яйлу, а значит и путь к южнобережным сёлам. 4 ноября 1941 на яйле состоялся бой с партизанами Сейтлерского отряда. По дороге Баксан-Улу-Узень, севернее Улу-Узени, отряд вступил в бой с подразделениями немцев из 124-го полка 72-й пехотной дивизии. Бой был неудачный, необстрелянные партизаны потеряли много воинов. Тогда противнику всё-таки удалось перейти через горы. Хоть времена были смутные, через партизанские леса долго функционировали дороги местного сообщения. По ним ходили из одного района в другой: из Кучук-Узени через Караби-яйлу на Баксан. Так продолжалось до 1942 года. В ноябре 1943 партизаны осмелели и даже смогли отбить у врага несколько населённых пунктов, в том числе Уч-Коз. В декабре командование оккупационных войск приняло жестокое решение — провести тактику «выжженной земли». Села на границах с местами действий партизан сначала ограбили, затем выселили и сожгли. Несогласных отправили в лагеря.
Весной 1944 Уч-Коз освободили от захватчиков. 18 мая выселили всех жителей и этого села. На этот раз коммунисты. Уже в августе тут появились новые переселенцы. Спустя три года ойконим Уч-Коз сменило непонятное и необъяснимое название — Новоклёново.
В 50х на окраине Чернокаменки появилась улица аккуратных переселенческих домиков. Годах в 70х-80х на речке Ташкура построили пруд. В конце 70х в Новоклёново появились первые крымские татары. 5 сентября 1985 года в состав села включили Чернокаменку. На деле эта граница сохраняется и теперь: две части единого села разделяет русло ручья Ташкура. В конце 80х на восточной и юго-восточной окраине Новоклёново появились первые дома крымских татар. Осенью 2000-го на средства благотворителей (в том числе американских) крымцы построили мечеть — простое прямоугольное одноэтажное здание с внешним притвором и металлическим минаретом.
Административно Новоклёново относится к Зеленогорскому сельскому поселению. Площадь поселения — 29201,9 га. Для сравнения: площадь Трудовского сельского поселения составляет 9810 га. Кстати, Караби-Яйла относится к Новоклёновскому лесничеству, а передающий радиоузел военных как бы в селе.
Селяне занимаются огородничеством, садоводством, выращивают птицу и скот. Молодёжь, в основном, учится и работает в городе.
Равнинные участки земель заняты посевами. Специалисты считают, что у этих мест большой потенциал по части выращивания лекарственных растений.
Из предприятий — комплекс по откорму крупного рогатого скота, комплексная (тракторная) бригада №2 и комплекс по коневодству. В сентябре каждого года в коневодческом комплексе проводят плановые ежегодные мероприятия: обновление нумерации, изготовление паспортов, профилактические прививки.
У Новоклёново не только возможности по части сельского хозяйства. Здесь можно создать туристический центр, развивать все виды туризма: пеший, археологический, палеонтологический, автомобильный (умеренно). Новоклёново — хорошее место для конной базы. Экскурсии и прогулки на лошадях можно совмещать с дегустацией кумыса из Зеленогорского. Не сильно крутые подъёмы и спуски, разветвлённая сеть дорог понравятся любителям поездок на горных велосипедах. Пруды на речках Ташкура и Сары-Су пока не зарыблены.
Северные отроги Караби и Новоклёново — не только дорожный пункт по пути на Караби. Это своеобразный ландшафт, увлекательная история и большие возможности для развития туризма.
Новоклёново и окрестности на карте OpenStreetMap: