В далёкие Средние века, среди густых горных лесов Таврики существовало небольшое село Карло. Поселение подчинялось княжеству Феодоро, столица которого находилась на горе Мангуп. Жили в небольшом горном селении Карло потомки крымских готов — одного из германских племён, откочевавших во время Великого Переселения народов в III веке нашей эры.
Однако всё меняется. Княжеству Феодоро суждено было исчезнуть с лица крымской земли с падением своей укреплённой столицы. Новые властелины земель княжества, турки, получили не только завоёванную осадой и штурмом крепость Мангуп, но и принадлежащие княжеству сёла: Ай-Тодор, Сюйрень (Сциварин, Шиварин) и другие, а также Карло. С появлением новых хозяев земель, теперь уже турок, из села Карло исчезают христиане, потомки тех самых готов. Но исчезли ли они? Многие исследователи считают, что нет.
Как известно, княжество Феодоро было христианским. Об этом свидетельствуют многочисленные культовые памятники Мангупа и окрестностей (Гарнизонная церковь, базилика, церковь в Кильсе-Дере), а также письменные свидетельства. Население села Карло, естественно, также являлось христианским. Как известно, Коран запрещает насильственное обращение в ислам неверных, тем не менее, им достаточно четко и ясно дается понять, что они отличаются от приверженцев ислама. Одним словом, население села Карло, для сохранения жизни (напомним, что это — земля, захваченная врагом в результате военного конфликта) и покоя просто вынуждено было сменить вероисповедание.
С вероисповеданием сменился и этнический состав села. В 1778 году, в «Ведомости о выведенных из Крыма в Приазовье христианах» в селе Карло христиан не значилось, то есть сформировалась другая часть этноса с новым названием: крымские татары.
Село Карло простояло на Крымской земле вот уже одиннадцать столетий. Казалось бы, ничто уже не сможет заставить его исчезнуть. Население Карло росло и здесь уже насчитывалось около 60 домов, мечеть и около 300 жителей.
Порою войны, такие как Великая Отечественная, меняют судьбы не только людей, сёл, городов, но даже целых государств и народов. Не стало исключением и село Карло. Депортация крымских татар 11 мая 1944 года фактически поставила точку на тысячелетней истории села.
Село Карло, теперь уже под новым, идеологически правильным, названием Подлесное с переселённым с равнин населением смогло просуществовать ещё сорок лет. И в этой истории умирания есть свой печальный конец: в конце 80х годов прошлого столетия от села Карло, теперь уже Подлесного, не осталось и следа. Новые захватчики и убийцы — трактора и экскаваторы сделали своё чёрное дело…
Возможно ли стереть с лица земли то, что когда-то являло собой часть её истории? Пример одной из мусульманских святынь Крыма Къарлы Азиз показывает, что нет.
Панорама святыни Къарлы Азиз:
Полноэкранный режим включается двойным кликом (поддерживается не всеми браузерами) или нажатием на иконку
На окраине бывшего села Карло, на склоне горы, среди густого подлеска стоит железная, покрашенная в зелёный цвет ограда вокруг могилы. Рядом — источник, а чуть ниже — круглый бассейн, выложенный из камня-дикаря бассейн. Это и есть Къарлы Азиз, то есть «святой села Карло».
Появление азиза у села Карло связывают с народной легендой, передаваемой из уст в уста, из поколения в поколение. Вот её дословный пересказ.
Путешествовал как-то почтенный старец по крымской земле. И вот, решил посетить Карло. Живописное село среди двух гор и зелёных лесов, его сады и поляны настолько понравились старцу, что он решил завершить своё путешествие здесь, и остаток жизни провести в этом уютном месте. Земля с приходом святого старца преобразовалась, превратившись в цветущий рай. Всё было в этом раю, кроме источника воды. Умер старец. Похоронили его на окраине села, в лесу. Вскоре у могилы святого забил источник. Вода в источнике оказалась целебной. Потянулись к могиле и источнику страждущие паломники. Приходя, они молились на могиле святого, жертвовали ей пищу, пили или умывались из источника, оставляли на деревьях вокруг лоскутки своей одежды и так даровал им Аллах здоровье. С тех пор место это стало называться Къарлы Азиз.
Вернёмся, однако, к фактам. Къарлы Азиз представляет собой комплексный памятник, состоящий из могилы с башташем (надгробием), источником и круглым бассейном. Ранее место вокруг могилы азиза было специально оборудовано для удобства паломников. Рядом с источником было несколько зданий: абдес-хане, место, где можно было помолится, помещение для отчитки и купальня, где круглый год больные могли омыться целебной водой. Такое количество различных помещений связано с тем, что в исламе запрещено совершать религиозные обряды в частных домах или помещениях, не предназначенных для совершения этих обрядов.
Рассмотрим сохранившиеся части комплекса Къарлы Азиз по отдельности.
Надгробие, или башташ, представляло собой известняковую плиту с вырезанным в верхней части традиционным мужским мусульманским головным убором — тюрбаном. Плоская, повёрнутая на юг, в сторону Мекки, часть надгробия была покрыта глубоко вырезанной в известняке надписью на арабском языке. Имам Хаджи Ридван Велиев перевёл эпитафию следующим образом:
Смерть- это стакан, из которого все пьют.
Могила-это врата, через которые все пройдут.
Выше стихов вырезано имя Искендер и дата 1318 (1706/07) год. Могила с башташем окружена металлической оградой (установлена относительно недавно), покрашенной краской в зелёный цвет (цвет ислама).
В пяти метрах от могилы — источник, оформленный в виде примитивного фонтана. Говорить о первоначальном оформлении фонтана, увы, не приходится. Современное оформление в виде монолитного бетона и керамической глазурованной плитки было сделано в 1971 году, о чём свидетельствует надпись, пропечатаная в сыром бетоне.
От источника подпитывается круглый бассейн, расположенный ниже по склону. С источником он связан небольшим арыком, выложенным камнями. Слив из арыка в бассейн оформлен керамической трубой. Стенки бассейна укреплены хорошо подогнанными к друг другу камнями разного размера. Вода из бассейна по гончарным трубам сливается в овраг ниже по склону.
Бывшее село Карло на гибридной карте Bing:
Крымские татары, которые вернулись из депортации в Бельбекскую долину, не забыли о святыне в горах. Заросли вокруг Къарлы Азиз вырубили, мусор вывезли, у могилы святого установили ограду и скамейки для паломников, проложили удобную грунтовку к полянам выше азиза, а также пешеходные дорожки к нему. Раз в году, в конце мая, к Къарлы Азиз устраивают паломничество с одноимённым праздником.
Восстановленной святыне ничто не угрожало до 2011 года.
С 12 на 13 августа на Къарлы Азиз был совершён акт вандализма. Надгробие сорвали с постамента и сбросили в бассейн. Металлическую ограду и скамейки поломали. Жители окрестных сёл, скрепя сердце, собрались и, не ожидая окончания долгих разбирательств, своими силами восстановили разрушенную святыню.
Накануне очередного дня празднования и паломничества к Къарлы Азиз, 22 мая 2012 года был совершён новый, куда более жестокий, акт вандализма. Надгробие святого Искендера было вдребезги разбито кувалдой…
История села Карло и святыни при нём Къарлы Азиз очень сложна и драматична. Это история о уничтоженном и уничтожаемом. Уничтожаемом безнаказанно и безнравственно.