Дорога в Крыму — это уже небольшое путешествие и новые впечатления. Конечно, среди сложно переплетенного узора паутины дорог Крыма попадаются весьма скучные, нудные нити-экземпляры, пересекающие необъятные просторы степей. Есть и те, что просто притягивают к себе взгляды путников открывающимися по обе стороны пейзажами. Большинство же составляют самые обычные дороги, которые ничем, кроме весьма однообразного и быстро надоедающего ландшафта да мелькающей где-то далеко на юге синеватой полоской гор привлечь к себе внимание не могут. Скуку таких дорог преодолевают быстрой ездой, разговором с попутчиками, подручными средствами коротания досуга в пути и сном. Лишь бы доехать до места назначения. Однако, отвернувшись от однообразного пейзажа за окном, помните: каждая крымская дорога имеет свою собственную историю. О некоторых фактах из этой истории можно узнать прямо во время поездки из точки «А» в точки «Б».
Многие дороги в Крыму проложены сотни, а то и тысячи лет назад. Правильнее будет сказать, когда-то они являлись больше направлениями, позже ставшими дорогами. Таков путь, соединивший столицу Крыма – Симферополь – с городом Белогорском. Десятки веков тому назад по этим равнинам и холмам передвигались кочевники со своим нехитрым, погружённым на лёгкие кибитки, скарбом. Тогда и дороги вовсе не было, а так, лишь грязное или замёрзшее месиво в одном общем направлении зимой да пыль вытоптанной земли летом. Почти не менялась дорога и через минувшие с тех давних времён столетия. Только стала путём богатых и нищих, свободных и рабов. Много людей с разными национальными корнями и верованиями, гремя цепями оков и бряцая оружием, прошли и проехали по дороге. Много слёз, пота и крови пролилось на неё. Всё когда-нибудь проходит, даже самое страшное. Путь душевных и физических страданий прекратил своё существование, превратившись в обычную дорогу. Свободу перемещений и мир в душе путников навеки подарил Крыму сильный и волевой народ. В честь этого события по дороге пронеслась пышная свита великой императрицы, ознаменовав путешествие памятными столбами — «милями». Технический прогресс не обошёл стороной всё время улучшающуюся и совершенствующуюся транспортную артерию. Однажды вдоль дороги выстроились в стройную линию тонкие чугунные «спицы» столбов Англо-Индийского телеграфа, огибавшего четверть планеты. Ещё через несколько десятков лет по ней загрохотали стальные гусеницы танков. Совсем близко к нашей эпохе дорога, постепенно меняясь, стала напоминать современную.
Взбираясь на холмы и невысокие возвышенности, спускаясь в зеленеющие свежей листвой долины многочисленных речушек, тянется по крымской земле трасса Симферополь — Белогорск. От трассы в сторону долин-понижений, словно корни от ствола дерева к воде, устремляются многочисленные ответвления дороги. Взглянув на карту, можно легко заметить, что каждая такая дорога — это своеобразный путь к жизни, путь к жилищу человека, путь к воде. Вода магнитом притягивала к себе тех, кто заселил эти долины и их склоны многие века назад. На дне каждой из долин и сейчас протекает относительно большой, или совсем малый, поток. Многие из этих рек относительно широко известны (Бештерек, Зуя, Бурульча), о других с трудом можно найти сведения (Маленькая (Чуюнча)). Все эти речные долины выделяет одна характерная особенность: они в разных местах пересекают трассу Симферополь — Белогорск. Особняком в этой ситуации находится одна небольшая речка. Речка настолько короткая по своей длине, что её обозначение и название на некоторых современных картах не отыщешь.
Приятные воспоминания для многих людей — это лишь яркая, цветная картинка или своеобразная видеозапись в череде повседневных мыслей и событий. Так же обстоит дело и с долиной речки Асма (Осма). Всего на какой-то миг мелькнёт в просвете деревьев ветрозащитной полосы трассы Симферополь — Белогорск её затерявшийся среди полей образ – яркий штрих – и всё. Дальнейший путь быстро увлечёт вас дальше, а возникшая не так давно перед взором картинка или сотрётся, или навсегда останется в памяти. Как однажды она осталась в памяти у Автора.
Исток этой небольшой речки находится в неглубокой балке, в двух километрах к северу от трассы Симферополь — Белогорск. Окружённый со всех сторон бдительными стражами — колючими кустами и деревьями, тщательно замаскированный огромными листами белокопытника, буквально из земли вытекает источник Чокрак-Баш (çoqraq — «родник», baş — «старший, главный»). Вернее будет сказать вытекают, т. к. у источника два выхода воды, расположенные очень близко друг от друга. Скромный источник Чокрак-Баш и даёт жизнь этому небольшому потоку.
Яркое пятно зелени, в неглубоком понижении среди выгоревшей за лето степной травы, издавна манило к себе человека. Знал многоопытный житель засушливых земель о том, что там, где яркая зелень, там и жизнь — вода. Археологи обнаружили в окрестностях источника Чокрак-Баш сразу несколько свидетельств пребывания здесь человека с давних времен. Это небольшое скифское укрепление на одной из окрестных возвышенностей, и группа склепов, идентичных известным в мире археологии склепам скифской столицы — Неаполя. Самое яркое из свидетельств не пришлось искать вовсе. Большой курган на высшей точке горы Гендек (endek — «ров, канава»; резкий скальный срез этой невысокой горы действительно напоминает ров) прекрасно виден за несколько километров от возвышенности, на которой он насыпан. Своеобразным флагом на занятой первопроходцем территории курган ясно говорил нашим предкам о том, кто здесь хозяин.
Виртуальный тур из трёх сферических панорам окрестностей долины речки Асма (Осма) у села Дмитрово, вершины кургана на горе Гендек и Осминских дубков:
Полноэкранный режим включается двойным кликом (поддерживается не всеми браузерами) или нажатием на иконку
Любопытны и более поздние эпизоды из истории заселения этих мест. В полукилометре к северу от источника Чокрак-Баш, на берегу образованной его водами речки Асма (Осма), живописно раскинулись белые домики села Дмитрово. Дмитрово известно не сохранившимся до наших дней имением академика Палласа, старинными, сильно перестроенными, немецкими домами на берегу красивого и по-своему милого пруда (сооружён в третьей четверти ХХ века), замшелыми надгробиями лютеран-колонистов на сельском кладбище и тем, что здесь не так давно чуть не нашли нефть. В нашем же случае больший интерес вызывает старое название села — Калмук-Кара — и его толкование. Название села Калмук-Кара состоит из двух частей. Первая часть — qalma/qalmıq — переводится как «остаток», «оставшийся», «отколовшийся (например, от группы)», а также «род/династия». Вторая часть — qarı — имеет несколько значений. Один из вариантов перевода — «старый, прежний». Проще говоря, название можно попробовать перевести как «остались тут когда-то давно» или просто «давно оставшийся род». Вот тут и возникают любопытные мысли и наблюдения. Ведь мог один род или группа кочевников, присмотрев для себя уютную, наполненную влагой и зеленью долину речки Асма (Осма), свернуть с большой дороги, вернее, кочевья, и окончательно обосноваться в удобной для жизни долине. Могли эту группу людей и заставить это сделать. Вспомним, сколько было потрачено усилий для того, чтобы сделать оседлыми ногайцев. К слову, от слова qalmıq произошло и название народа калмыки. Говоря о ближайших к селу Калмук-Кара гидронимах, стоит упомянуть о том, что в некоторых источниках встречается название речки не Асма (Осма), а именно Калмук-Кара. Так же иногда называют и источник Чокрак-Баш.
В направлении, идентичном течению мысли нашего рассказа, несет свои воды на север едва заметная среди полей и огородов. Туда же стремится один из «корней» нашего мифического дерева-трассы — соединяющая сёла дорога. Осталось позади утонувшее в зелёной чаше из крон деревьев село Дмитрово. Справа в высоту плавно растут склоны покатых холмов. Холмы во множестве украшают куртины дуба пушистого — «дубки» предгорий Крыма. Как и описанные ранее на страницах сайта Ливенские дубки, эти рощи получили свое название от ближайших населенных пунктов и маленькой речки — Осминские дубки.
В обрамлении дубрав с одной стороны и речной долины с другой, за высокой линией придорожных тополей, возникает приятный глазу образ села Верхнекурганное. О преданиях седой старины Верхнекурганного нам расскажут несколько чудом сохранившихся старинных низеньких домиков под красной черепицей да старое название села — Юхары-Асма (Верхняя Асма). Из современных достопримечательностей отметим пруд в центре села. Пруд в Верхнекурганном летом является своеобразным местом отдыха. Здесь купаются, ловят рыбёшку, плавают на автомобильных камерах, на берегу устраивают пикники. Любит поплавать тут и домашняя птица. В голубых водах пруда красиво отражаются высокие тополя на одном берегу и целая сельская улица на другом. Словно маленький городок в зеркале вод какого-нибудь из горных озер Швейцарии. Стоя на берегу столь обширного водоема, даёшься диву: как такая маленькая речка смогла до краев наполнить этот пруд, а по пути еще парочку водоемов в Дмитрово? Конечно, плотины прудов задерживают паводковые воды, но их роль при такой площади водосбора невелика. Главный труд при выполнении этой задачи все-таки лег на плечи Асмы, которой и на всех картах-то нет. Об этом же говорит уровень воды этих водоёмов в жаркое время года.
Лениво переливаются через дорогу, по совместительству являющуюся насыпной плотиной пруда в Верхнекурганном, воды маленькой речки. В ее тихом, едва различимом, говоре можно услышать позабытые истории о живших вдоль её берегов людях. В гидрониме Асма (Осма) можно услышать имя чернобровой красавицы-татарочки с аккуратной маленькой родинкой на щеке, когда-то ходившей на её берег с кувшином на плече за водой для сада или огорода. Или представить себе молодого улана, скачущего на горячем коне по высоким травам тучных, наполненных влагой и свежей зеленью лугов. Ведь это имя вполне могла носить красавица, но абсолютно так же могли звать и молодого парня-улана. Примеров масса. Вспомним русские имена Александр и Александра. Ведь в нежной, домашней форме оба они звучат как Саша! Если же подумать о более глубоком, сакральном, значении названия этой речки, то упомянем и о том, как это имя можно перевести. С арабского языка имя Асма — أسماء — переводится как высокая, величественная, превосходная, ценная. Нужно ли искать больше толкований помимо столь яркого, красочно объяснения?..
Как нетрудно догадаться из названия села Верхнекурганное, следующим и последним селом по течению речки является село Нижнекурганное (Ашага-Асма). В простом на первый взгляд предложении спрятались сразу два каламбура. Первый связан с историей переименования обоих населенных пунктов. От их названия до наших дней дошли только слегка видоизменённые половинки, и то в русифицированном варианте (Юхары и Ашага — соответственно Верхняя и Нижняя). Вторая же часть обоих названий так и осталась в энциклопедических справочниках да на редких картах — это название речки. Говоря о справочниках, упомянем еще один любопытный факт. В некоторых источниках с полной уверенностью утверждается, что речка Асма (Осма на русских картах) является левым притоком реки Зуя. В этом-то и состоит вторая часть каламбура.
На скалистом правом берегу уже совершенно сухой долины речки однажды встретились два человека. По низеньким скалкам брел пребывающий в глубоких размышлениях Автор. На покрытом желтой травой плоскогорье пасла небольшое стадо из коз и пары овец пожилая жительница села Нижнекурганное. Завязался разговор.
— Вот скажите мне: ладно, построили мост-насыпь через узкую долину речки, но к чему под ним две такие толстенные трубы?! Вода все равно не доходит и такое водопропускное устройство явно ни к чему.
— Колы колхоз був, поля вокруг были все под злаками, русло от мула и мусора убирали. В сильный паводок, бувало, мутна водыця неслась.
В подтверждение слов бабули можно отметить, что на картах и спутниковых снимках хорошо заметно, что русло речки Асма (Осма) сильно выровняли, увеличив тем самым площадь использования речной долины под поля и огороды. Возможно, тогда же русло речки и периодически чистили от речных наносов и мула — речного ила.
— И давно ли это было в последний раз?
Бабуля призадумалась.
— Годах в 60-х я ще видела тут слабую ричку. Лет с 10 назад хлопцы решили на влажном берегу, у самого мула, криницу выкопать. Рыли долго, появилась мутная водица. Но потом и она пропала, тому затею ту они кинули.
Немного помолчали. Бросив взгляд на видные отсюда как на ладони домики Нижнекурганного, Автор решился на вопрос о другом факте из истории этих мест.
— Дома интересные. Вроде как немецкие.
— Нет, сыну, немцы не жили у нас никогда. Дома болгары строили. Цела улица их прежде була, теперь воны все перестроены. А от одного так вообще половинка залишилась. У меня сусидка була болгарка.
— И кладбище сохранилось? Есть там старые памятники?
— Кладовище есть. Его и отсюда видать. Он, дывись — бабуля показывает кривой, тщательно очищенной от сучков, клюкой в сторону огороженного довольно свежим забором из сетки-рабицы квадрата земли. — Да только почти целиком сучасне. От болгар только пару старых хрестов осталося. Да ходи сам подывись, недалече.
Поблагодарив и попрощавшись с доброй и словоохотливой бабулей, отправимся на старое кладбище. Скрипнув на проволочных петлях, с неохотой откроется грубо сколоченная калитка. Бабуля права. Среди навеки спокойных лиц, взирающих с современных памятников и крестов, стоят, слегка покосившись от времени, два старых, по виду грубо собранных, металлических креста. На одном кресте без имен и дат закреплен бутон цветка. Бутон этот не увянет с первыми жаркими лучами летнего солнца, когда остальная цветущая степь превратится в грубую жёлтую щетку. Не облетят его лепестки от порывов ветра. В отличие от так нуждающихся в воде и тепле творений природы, тонко сделанный из металла бутон цветка украшает и будет украшать старый крест во все времена года, долгие годы подряд.
Долина речки Асма (Осма) и сёла Дмитрово, Верхнекурганное, Нижнекурганное на гибридной карте Bing:
Не дотянув почти десяток километров до своего энциклопедического, но далеко не фактического слияния с рекой Зуя, Асма (Осма) исчезает в толстом слое наносов из ила и речного мусора. С речкой фактически пропадает и жизнь. Меняется пейзаж вокруг, в нем становится намного меньше зелени. Словно жаждущий воды и жизни «корень» трассы — сельская дорога — свернет вправо. Этот путь уведёт от теперь уже совершенно сухого русла в соседнюю, намного более полноводную долину Бештерека, к селам Давыдово и Клёновка. Речка и сельская дорога вдоль её берегов стали для этих мест истинным путём жизни. Дорогой, по которой прошли, оставив свой след в истории Крыма, разные народы. Дорогой, которую прошли и мы.