В краеведческой, да и в художественной литературе при описании троп и дорог часто встречаются фразы, «кочующие» от автора к автору, из книги в книгу:
Вы ѣдете все въ гору и въ гору, не видя, не предчувствуя моря; дорога все труднѣе; васъ задвигаетъ все тѣснѣе въ скалы и въ лѣсъ, и пейзажъ почти исчезаетъ. Трудность подъема настраиваетъ васъ на самый прозаическiй тонъ и выбиваетъ изъ головы радостныя мечты, съ которыми вы, можетъ быть, выѣхали со станціи.
Марков. «Очерки Крыма». 1872 год.
До дѣревни Кизилъ-Коба есть колесная грунтовая дорога, но въ дождливую пору она очень трудна, и лучше проѣхать къ пещерамъ верхомъ или пройти пѣшкомъ. Тропинка одна, довольно крутая съ утомительными подъемами и спусками.
Безчинский. «Путеводитель по Крыму». 1908 год.
Кто заставил тропы и дороги вести себя подобным образом? Природа? Человек? Оба ответа на этот вопрос окажутся верными. Дороги и тропы изначально подстроены под условия, продиктованные характерными особенностями определённой местности. Бывают тут промахи, более удачные версии существующего, но уже ненужного пути, ошибки. Так, к примеру, некоторые южнобережные дороги навсегда заброшены и забыты из-за повредивших их полотно оползней; узкие витки серпантинов часто срезают выемки и насыпи современных шоссе; живописные, но крутые и довольно жаркие, участки горных троп сменяют тенистые, полные зелени лесов и освежающих, прохладных вод родников туристические маршруты.