Красив Крым! Однако сухопутный путь к нему не всегда радует взгляд и обоняние. Часто, въезжающие по двум мостам с севера в Крым путники закрывают форточки и отводят взгляды от скучных пейзажей за окном. Что поделаешь, таков уж он, неприглядный Сиваш, Чюрюк Денъиз («грязь, вонючее море»). Однако есть у этих мест характерная черта, которой позавидуют многие из известных крымских достопримечательностей – это их история. Она навеки связана с многочисленными войнами.
Как известно, Крым с материковой частью соединён посредством нескольких нешироких полос суши и путей сообщения. Первый путь – естественный, Перекопский перешеек. Остальные – практически полностью искусственные: мосты (автомобильные и один железнодорожный), а так же насыпи или дамбы. Такое чрезвычайно удачное с точки зрения фортификации расположение полуострова было отмечено давно. Так, история Перекопского вала насчитывает не менее двух десятков веков. К сожалению, на фоне столь значительного памятника истории как Перекопский вал, часто меркнут и забываются его ближайшие соседи – укрепления у Чонгарского пролива и памятники фортификации у железнодорожного моста через Сиваш.
К сожалению, точные сведения о том, кто же первым додумался перекрыть небольшую лазейку в Крым – Чонгарский пролив, не сохранились. Следов этого укрепления, увы, до наших дней тоже не дошло. Да и вряд ли бы оно сохранилось в первозданном виде. Всему виной многочисленные военные действия, прокатившиеся по этой земле и… повышение уровня моря. Да, Вы не ослышались. Причиной исчезновения первого в истории укрепления у Чонгарского пролива вполне могут быть банальные естественные процессы изменения уровня вод. Любознательный читатель может заметить, что ведь и Перекопскому валу без малого 2000 лет, однако он не погружён под воды лагун Крыма. На этот аргумент есть вполне разумное пояснение. Дело в том, что за 2000 лет со времен античности уровень Черного моря поднялся в районе четырех метров. Если учесть, что высота над уровнем моря у Перекопского вала достигает 20 метров, а та же высота у Чонгарского пролива – от 1 до 10, то всё встанет на свои места.
Что же, если мы не знаем о том, кто же первый додумался охранять Крым от вторжения через мелководный Чонгарский пролив, попытаемся хотя бы что-нибудь найти о тех смельчаках, кто его пересекал или пытался это делать.
Одним из ярких письменных памятников времён османского владычества над Крымом является «Книга Путешествия, Крым и сопредельные области». 1666-1667 гг., автором которой был Эвлия Челеби. Есть в этом труде несколько слов и об объекте нашего повествования – Чонгарском проливе:
После четырех часов дальнейшей езды миновал я местность Накшеван, или край беев Ширинов с хорошо содержащимися деревнями, после чего остановился на постой в деревне Чонгар. Здесь также, недалеко от берегов моря Азовского, находится опасный брод. Тонет там множество коней и людей, вследствие чего место это небезопасно и недружелюбно.
После девяти часов езды на запад, вдоль берегов переправы Сасыклы. доехал я до деревни Тюп. Татары говорят «переправа Тюп», что означает «брод Дип». От этой переправы Сасыклы, или Смердящего Брода, воняет так, что да убережет Аллах! От этого ужасного зловония гибнут люди и кони.
Вот такой, далеко не лестный отзыв оставил Эвлия о «Смердящем броде» - ныне Чонгарском проливе.
Следующим в нашей очереди будет другой исторический документ – биография одного из крымских ханов – Арслана Гирая (1692-1768) из сочинения Халим Гирая (1772-1823) «Розовый куст ханов, или история Крыма». Среди заслуг правящего с 1748 по 1756 год хана Арслана Гирая – реконструкция и ремонт пострадавших от русско-турецких войн крепостей Ор (Перекоп) и Арабат. Помимо этого, деятельный хан укрепил форты (вернее, небольшие укреплённые пункты) Уч-Оба, Чуваш и Чонгар. Хан пополнил их арсенал и, очистил крепостные рвы и увеличил численность гарнизонов.
Биография хана Арслана Гирая – первый из доступных документов, в котором впервые упоминается о «форте Чонгар». Заметим контекст, в котором говорится в данном документе - именно «укрепил». Т.е. во времена хана Арслана Гирая укрепление у Чонгарского пролива уже существовало.
Создание первого в истории укрепления у Чонгарского пролива можно связать с многочисленными русско-турецкими войнами, потрясшими полуостров. Так, известно, что первый в истории Крыма понтонный («лодошный») мост был наведён в урочище Шунгары по приказу генерал-фельдмаршала Ласси. Эта переправа была необходима для быстрого отступления из Крыма после очередной военной операции. 22 июля 1737 русские войска начали переход через Чонгарский пролив. В этот же день к месту переправы подошла армия крымского хана. На сей раз, его конница была подкреплена несколькими тысячами турок, прибывшими из крепости Кафа. Атаки неприятеля отбивались огнем полевой артиллерии и ружейными залпами. 24-го числа русские войска полностью оставили Крым.
В том же, 1737 году был издан ещё один удивительный и красивый документ. Этим документом была изданная в 1737 году в Амстердаме карта «Verus Chersonesi-Tauricae seu Crimex Conspectus - подлинное описание полуострова Крыма с лежащими около его местами и со учиненными в 1736 и 1737 годах от российской армии против татар маршами». Тогда же, впервые в истории на карте был изображён «Ретраншемент при Шунгаре для прикрытия мостов»:
Участок карты «Verus Chersonesi-Tauricae seu Crimex Conspectus» 1737 года. На карте нанесены следующие условные обозначения:
С теми же русско-турецкими войнами связанны и многочисленные документы - журналы и инструкции, вышедшие из-под пера русских военачальников. За 7 лет до присоединения Крыма к России, в «Журнале генерал-фельдмаршала князя А.А.Прозоровского» от 1776 года находим следующую запись:
Из числа ж тех командированных с Дону полков четыре определить я хотел к назначеному от меня в Шунгары деташементу, которого отделение весьма по положению земли было потребно по той причине, что при вступлении с новой линии делает он такую связь, что чрез оную и вся стена от Азовского моря к Днепру может быть открыта. При том же в Шунгарах по песчанному грунту и по узкому месту способно было татарам вплавь переправляться, что оне в последнюю кампанию и делали.
Всего через два года в ответ на дерзкие вылазки татар из Крыма последовал твёрдый и уверенный ответ – «Инструкцiя генералъ поручика Суворова, данная въ Крыму І6 мая, 1778 года». Особое место в данной «Инструкцiи» уделялось объектам долговременной фортификации – фортам и ретраншементам:
З е. Исправное основаніе полевыхъ укрепленій гг. начальникамъ бригадъ, съ препорученіемъ тогожъ ихъ частнымъ, усилить.
ПЕРВАЯ БРИГАДА.
Къ сторонъ Козлова
4-Я ЧАСТЬ.
Въ Шунгарскомъ примѣчательномъ дистриктѣ исправный начальникъ ея, подъ командою старшаго 3-й части, наблюдаетъ спокойствіе и благосостояние внутри всего округа и околичностей; твердо знаетъ всю ограничность, хранить Шунгарскій бродъ, внимаетъ на Перекопъ и Геничи. Противъ Шунгарскаго броду обновить крѣпкій фельдшанецъ, хотя и съ поланкой, въ которомъ содержать полевой гарнизонъ по благовременности хотя капральства два (или по обстоятельствамъ) съ пушкою, и при немъ десятка два Донскихъ казаковъ отъ 3-й части. Резервъ ея отъ ІІІ-й части, а сей 3-й отъ 2-й, по важности жъ обстоятельства резервы и отъ 1-й части.
С присоединением Крыма к России деятельность инженеров в Крыму на долгое время сменяется с военной на гражданскую. К сожалению, доподлинно неизвестно, когда именно был построен первый стационарный гужевой мост через Чонгарский пролив. Автор предполагает, что он возник в период между 1817 и 1854 годом. Гужевой мост через Чонгар позволил наладить ещё одну надёжную транспортную связь с материком.
В 1855 году вокруг Чонгарского пролива разгорелись нешуточные страсти. Дело в том, что в Крым опять пришла война. И вновь из-за Турции! Это была так называемая Крымская или Восточная война 1854-1855 годов. Войска союзников отлично понимали о роли транспортного коридора через Чонгарский пролив. За время войны в Крыму англичанами дважды была сформирована специальная секретная экспедиция для подрыва Чонгарского моста. Однако замысел врага так не воплотился. Дело в том, что на пути хорошо вооружённых англичан встал маленький городок – Геническ. В 1855 году Геническ был превращён в крепость, призванную защищать тылы Российской империи от высадок десанта врага. Но, не только Геническ в те времена являл собою крепость на севере Тавриды. С этим периодом истории связанно очередное военное строительство у Чонгарского пролива – возле моста. Об этом свидетельствует любопытный документ – «Рапорт генерал-лейтенанту РЫЖОВУ командующего войсками при Геническе и Чонгарском мосту флигель-адъютанта подполковника князя ЛОБАНОВА-РОСТОВСКОГО из Геническа 03.07.1855 года»:
Князь Оболенский начал большее укрепление у Чонгарского моста, работы которого я остановил по воле главнокомандующего. Но так как более половины было уже совершено, я представил на усмотрение главнокомандующего довершить их и, получивши на то разрешение, окончил их 25 прошлого июня.
Укрепление это, хотя хорошо сделанное, останется бесполезным по неимению годной воды для питья ближе как 5 верст к северу и 7 - к югу. Я велел рыть колодцы в самом укреплении и в полуверсте кругом. Кроме сивашской горько-соленой воды, никакой не нашли.
Мостовое укрепление, проектированное князем Оболенским, было все обращено на твердую землю по дороге в Ярошик и не имело ни одного орудия, обращенного на Сиваш, Я велел пристроить эполемент в направлении к Сивашу, и на нем помещены теперь 2 орудия.
Так, недалеко от пролива Чонгар возникло мощное фортификационное сооружение – предмостное укрепление. На картах, выпущенных после Крымской войны, это укрепление имеет обозначение «батарея».
С окончанием Крымской войны вокруг Чонгарского пролива вновь воцаряется тишина. И вновь эту тишину прерывают гражданские инженеры. В 1874 году в Крым пришла железная дорога. Ветка этого первого железнодорожного пути пролегла прямо над заливом Сиваш. Насыпь и Сальковский железнодорожный мост соединили полуостров Чонгар с полуостровом Таганаш.
Вновь воцарившиеся покой и тишину у Чонгарского пролива и Таганашского полуострова долгое время нарушал лишь звук паровой машины паровоза да стук колёсных пар. Так было до Гражданской войны. Опять война пробудила землю Чонгарских степей.
К 1920 году положение белых войск в Крыму становилось критическим. Настолько критическим, что окопавшиеся на полуострове войска дошли до крайних мер – начали сжигать мосты. В прямом смысле этого слова. Деревянный гужевой мост через Чонгарский пролив был сожжён, железнодорожный Сальковский – взорван. Сам Чонгар превращён в мощнейший узел обороны. Обо всей величественности тогдашнего Чонгара можно узнать из воспоминаний М. В. Фрунзе «Памяти Перекопа и Чонгара»:
Перекопский и Чонгарский перешейки и соединяющий их южный берег Сиваша представляли собой одну общую сеть заблаговременно возведенных укрепленных позиций, усиленных естественными и искусственными препятствиями и заграждениями. Начатые постройкой еще в период Добровольческой армии Деникина, позиции эти были с особенным вниманием и заботой усовершенствованы Врангелем. В сооружении их принимали участие как русские, так по данным нашей разведки и французские военные инженеры, использовавшие при постройках весь опыт империалистической войны. Бетонированные орудийные заграждения в несколько рядов, фланкирующие постройки и окопы, расположенные в тесной огневой связи, все это в одной общей системе создало укрепленную полосу, недоступную, казалось бы, для атаки открытой силой. Наиболее сильно укреплены были участки Перекопский и Чонгарский, особенно первый, имевшие по несколько укрепленных линий, богато вооруженных тяжелой и легкой артиллерией и пулеметами.
Из других исторических документов так-же можно немало почерпнуть сведений об укреплениях у Чонгарских мостов. Чонгарские позиции имели выдвинутые вперед к самому берегу Сиваша группы «аванпостных» окопов, усиленных круговой оплёткой проволоки в 2—3—4 кола, 1-1 1/2 км южнее в районах Тюп-Джанкой и Таганаш шли 3 линии окопов с двумя полосами проволочных заграждений каждая. Имелось достаточное количество подготовленных позиций для полевой и специальной тяжелой (крепостного типа) артиллерии. Укрепления Чонгарского района, по свидетельству Врангеля, были наиболее сильными и законченными. Количество бетонированных огневых точек и укрытий здесь было больше, чем на Перекопском перешейке.
Было серьёзное оснащение и в орудийной части. Так, на Чонгарском направлении, действовало 30—40 орудий и 5 бронепоездов.
В тяжелых боях с красными частями зимой 1920 г. 3-й армейский корпус Вооруженных сил Юга России, благодаря фортификации, отстоял Перекоп и Чонгар. Это позволило еще почти на год продлить существование «Белой России». Однако верёвочке было суждено виться не вечно.
9 ноября 1920 года повторной атакой одновременно с ударом во фланг 51-я стрелковая дивизия овладела перекопскими позициями и на отдельных участках вклинилась в ишуньские позиции. В ночь с 10 на 11 ноября 1920 года 30-я дивизия войск красных, по жиденькому мостику в два бревна на месте сожжённого Чонгарского моста, перебросила свои части через Сиваш и начала решительный штурм чонгарских укреплений. Несмотря на огромные потери от ураганного огня отчаянно сопротивляющихся белых (один из полков – 266-й – за день боя потерял убитыми и ранеными около 90 % своего состава), дивизия выполнила свою задачу.
Всего через три с половиной года, в мае 1923 возле Чонгарского пролива вновь начинаются строительные работы. И вновь они связанны с мостами – железнодорожным Сальковским и гужевым Чонгарским. Оба моста были восстановлены, по ним возобновилось транспортное сообщение.
Опять война, опять строительство… 14 августа 1941 г. 22 ч. 00 мин была издана директива Ставки. Один из пунктов в этой директиве гласил:
б) немедленно развернуть с привлечением местного населения инженерные работы по усилению обороны территории полуострова, прочно закрыв в первую очередь пути на полуостров фронтом на север на рубежах: - Юзкуи, ст. Новоалексеевка, Люблинка на Чонгарском перешейке; Первоконстантиновка, свх. Ставки на Перекопском перешейке; северная оконечность Арабатской Стрелки, Тюп-Джанкой, ст. Сиваш, Таганаш, Джей-туган, Томашевка, Брулевка, Уржин, Ишунь;
Верховный Главнокомандующий И.СТАЛИН Начальник Генерального штаба Б.ШАПОШНИКОВ
Приказ был выполнен незамедлительно. Командование было так напугано неожиданным броском немецких войск в самом начале боевых действий, что всего за месяц в этом районе успели возвести двадцать два мощных толстостенных дота, восемь из которых были артиллерийскими. Естественно, не забыли и о старом предмостном укреплении у Чонгарского моста. Оно было грамотно использовано в обороне Крыма.
Немецкий генерал Эрих фон Манштейн считал Чонгарское направление «бесперспективным и неудобным для наступления». А, потому, он начал сосредоточение на Перекопском направлении. Наверняка, такое мнение о Чонгарском направлении было небезосновательным – работала немецкая разведка. 24 сентября 1941 года немцами был взят Перекопский вал. 18 октября 1941 года были взяты Ишуньские позиции. В те же дни румынский горный корпус наносит вспомогательный удар – через Чонгарский мост. Итогом этой операции станет отступление советских войск к Севастополю и Керчи.
Не забыли о Чонгарских укреплениях и оккупационные войска. В 1943 – 44 годах немецкими инженерными войсками на Чонгарском направлении были созданы 3 мощные укреплённые полосы обороны с плотной системой огня и заграждений.
Несмотря на развитую систему долговременных укреплений, в 1944 году немцы начали понимать, что долго они в Крыму не продержаться. В первый же день советского наступления - 8 апреля 1944 года, хотя две немецкие дивизии под Перекопом отбили первую советскую атаку, румынская дивизия на Чонгаре была сброшена с позиций и пустилась в бегство. Этим побегом в длинной истории укреплений у Чонгара была наконец-то поставлена точка. Или всё же это не конец?..
Итак, после довольно длительного рассказа о непростой эволюции укреплений у Чонгарского пролива, а так же Таганашском и Тюп-Джанкойском полуостровах, настало самое время поговорить о том, что уцелело после столь частых и длительных боевых действий.
Представим себе ноябрь 2013 года. Курортный сезон закончился, тишина, покой. Только шуршат шинами по асфальту немногочисленные автомобили на трассе. На въезде в Крым, сразу же за Чонгарским мостом, путников встречает стела в виде грифона – мифического существа, держащего в лапе раковину с жемчужиной – Крымом. По другую сторону от трассы – два 85-мм зенитных орудия 52-К. Это – памятник тем, кто в суровые годы войны защищал небо Крыма от вражеских самолётов - зенитчицам 1576 зенитно-артиллерийского полка ПВО. Да, удивительно, но защитницами были даже девушки – хрупкие и милые создания, носившие снаряды и палившие из орудий по самолётам с чёрными крестами на бортах. Памятник так и называется – «Милым зенитчицам». Когда-то прямо на том месте, где мы находимся, пролегала линия обороны сначала белых войск, а затем укрепления, возведённые в 1941 и 1943-44 годах. А на месте памятника, по воспоминаниям старожилов располагался большой артиллерийский ДОТ. Ещё один ДОТ, правда намного меньший по размерам, – двухамбразурный, пулемётный прикрывал и прикрывает унылый берег Сиваша. От памятника «Милым зенитчицам» до этого ДОТ – всего лишь меньше километра вдоль берега. С него и начнём наше виртуальное путешествие.
На трёх панорамах виртуального тура ДОТы у Чонгарского пролива и на берегу Сиваша:
Полноэкранный режим включается двойным кликом (поддерживается не всеми браузерами) или нажатием на иконку
Памятная стела с грифоном и ДОТ, у которого мы побывали, расположены на севере Тюп-Джанкойского полуострова. Вообще же, наша небольшая виртуальная экскурсия будет проходить по обрывистым берегам двух полуостровов севера Крыма - Тюп-Джанкойском и Таганашском.
От пулемётного ДОТ вновь вернёмся на трассу и перейдём на противоположную сторону. Часть старого, хоть и сильно изменённого за прошедшие времена укрепления можно увидеть прямо от международной трассы «М-18» и стелы с грифоном. Это [[ров]], валы и бастионы спроектированного в 1855 году князем Оболенским предмостного укрепления, позже именовавшегося батареей. Конечно, валы и ров этого старого форта не раз знавали перемен. Многочисленные окопы, траншеи путей сообщения, ямы от блиндажей, воронки от больших авиабомб и снарядов – вот далеко не полный список нанесённых войной шрамов. Конечно, не обошли стороной это место и фортификаторы II Мировой – на валу укрепления было сооружено три крупных артиллерийских ДОТ. Один из них мы уже упоминали, он находился на месте памятника «Милым зенитчицам», второй уцелел и неплохо сохранился, а от третьего осталась лишь яма фундамента. С крыши ДОТ открывается великолепный вид на старое укрепление, Чонгарский пролив с мостами и бесконечную гладь Сиваша. Отсюда же можно увидеть многочисленные траншеи, окопы, воронки и орудийные позиции на передовой, перед амбразурой ДОТ.
Для продолжения нашей виртуальной экскурсии отправимся ко второму мосту через Сиваш – железнодорожному. Для этого объедем часть залива по трассе «М-18» до указателя «Солёное озеро», и повернём в сторону села. Останется позади село Ермаково, вновь покажется ненадолго оставленный Сиваш. Вскоре появится село Солёное озеро, в прошлом Таганаш. К слову, от старого названия села произошло и название всего полуострова – Таганашский. В самом селе Солёное озеро смотреть особо нечего. Из сколько – нибудь значимых достопримечательностей – два старинных ледника, превращённых в помойку. Дальнейший путь пролегает вдоль железной дороги. Вскоре появится очередная стела на нашем пути – «Ворота в Крым». Стела стоит прямо на старых оборонительных позициях. Вокруг неё змеятся траншеи и окопы, попадаются ямы и воронки. Куском полуразрушенного бетона из-под земли торчит ДОТ. Впереди – круглая яма в солончаках Сиваша, след от большой воронки. Доминантой пейзажа здесь, конечно же, является насыпь с железной дорогой. Моста через пролив отсюда почти не видно, да и смотреть на него особо нечего – за более чем 139 летний разрыв во времени, Сальковский железнодорожный мост не раз перестраивался и ремонтировался. Последним на сегодня объектом экскурсии будет ещё один двухамбразурный пулемётный ДОТ. Однако, для того чтобы в него попасть нужно быть немного экстремалом. Дело в том, что берег Сиваша активно уничтожается абразией. С берегом уничтожается и история. С кусками берега сползают в залив окопы и стрелковые позиции. Не устоял перед абразией и ДОТ. Он уже много лет лежит на боку, на самом берегу залива Сиваш. Абразия повернула мир ДОТ с ног на голову – чтобы попасть вовнутрь, нужно лезть не в дверь, а в амбразуру.
Если у Вас есть свободное время и соответствующий транспорт - можно осмотреть ещё один памятник фортификации у железнодорожного моста через Сиваш - батарею 10-дюймовых орудий. Она находится менее чем в километре восточнее железнодорожной насыпи. Эта батарея была сооружена войсками белых в 1919-1920 годах. Удивительно, но она довольно неплохо сохранилась.
Пролив Чонгар и залив Сиваш на спутниковой карте Bing:
Наверняка среди постоянных посетителей сайта Discover найдётся немало тех, кто любит фотографировать. А задумывались ли вы, что каждый, сделанный вами кадр может быть историческим? Нет, конечно же, если вы фотографируете цветочки на природе, вряд ли вам повезёт снять что-то экстраординарное. А вот автору однажды повезло. Никто из нас не думал и не гадал, что однажды, весной 2014 года, укрепления у пролива Чонгар, Тюп-Джанкойском и Таганашском полуострове вдруг… воскреснут! Да, именно воскреснут, словно легендарная птица Феникс. Конечно, немного в другой ипостаси и совершенно для других целей, но воскреснут! Однако случилось то, что случилось. Теперь мы можем посетить памятники истории у пролива Чонгар, Тюп-Джанкойском и Таганашском полуострове лишь виртуально, в рамках предложенного читателю исторического экскурса, виртуальной экскурсии, и теперь уже ставшими историческими виртуального тура из трёх сферичских панорам и фотографий.