Ассоциации… Ассоциации – путеводные ниточки нашей памяти. Кому-то ассоциации помогают вспомнить позабытое имя человека, кому-то важную дату, кому-то трудно запоминаемое слово, например, название населённого пункта.
С чем ассоциируется у жителей столицы Крыма, Симферополя, название села Строгоновка? С близостью к Ялтинской объездной? С пригородом, который никак не станет частью города? С точкой старта к местам отдыха в выходной день? С началом почти что внедорожного пути в горы? С первым стартом в небеса на параплане? С больницей на территории села, ставшей чуть ли не именем нарицательным? Каждая из этих ассоциаций городского жителя вполне, или частично подходит для описания Строгоновки. Для жителей самого села она ассоциируется с милыми названиями улиц и домом, с родными холмами и молодым лесочком. Пытливый же ум ассоциирует Строгоновку со сложной головоломкой, задачей, которую сложно разрешить даже спустя много лет, проведённых в самом селе и его окрестностях.
Словно старушка-мать, не покрывающая стыдливо косынкой свои седины, Строгоновка гордо заявляет о почтенном историческом возрасте своих окрестностей. Над шумной трассой и поворотом в село, над крайними сельскими улицами, крышами, зданиями райагрохима и котлованами на месте так и не построенных многоквартирных домов, зияет темнота неглубокого грота. Он виден отовсюду. Много тысяч лет назад в этом гроте скрывался от непогоды человек. Задолго до появления самой Строгоновки и её предшественника – Мамака, здесь жили люди. Охотились, собирали, растили детей и выживали, как могли. Задумывался ли наш далёкий предок о том, почему скалы вокруг наполнены какими-то каменными ракушками? Думал ли он о том, что противоположная гора, впоследствии получившая название Мурун-Кыр, вовсе не похожа на гору с его жилищем, что там нет столь удобного грота, повёрнутого входом к тёплому югу? Возможно, думал, однако вряд ли понимал всей сложности прошедших тут геологических перемен. О них лишь спустя много веков стали догадываться учёные-геологи.
Если встать в центре между тремя возвышенностями, например на округлом бугорке в средней части села Строгоновка, то взгляду откроется необычная панорама. На западе – террасированная, с тёмными, словно слегка обожжёнными в печи, проплешинами и невысокими скалами – гора Мурун-Кыр (murun – слово степного диалекта, обозначающее то же самое, что и burun – «нос, мыс», «гора с мысами»). Севернее – плоское, невысокое плато, сплошь застроенное дачами массива Каменка, – Ташлык (taş – «камень», «каменистая гора»). Восточную часть панорамы завершает покрытая невысоким сосновым леском возвышенность Кара-Оба (qara – «тёмный, чёрный», oba – «холм, бугор», скорее всего, названа так из-за множества неглубоких ниш и миниатюрных гротов, действительно темнеющих на общем, белесовато-сером, фоне). Даже не приближаясь к этим возвышенностям, можно заключить, что они состоят из разных пород. Вернее, возвышенности Ташлык и Кара-Оба – когда-то единая целая возвышенность, позже разделённая процессами выветривания на две части, состоят из известняка, Мурун-Кыр же стоит не просто обособленно, она состоит из пород разных, отличающихся от соседних возвышенностей видов. Геологи поясняют такое различие разным возрастом и историей формирования этих возвышенностей.
На месте горы Мурун-Кыр когда-то (верхний титон, примерно 145 млн. лет назад) была неглубокая морская впадина. Над впадиной находилось устье какой-то древней реки. Водный поток постепенно сносил сюда отложения. Они покрывали дно, всё более и более уплотняясь. Дно же терпело регрессию (понижалось), тем самым всё более и более увеличивая слой наносов. Прошли миллионы лет. На месте нынешней Строгоновки теперь плескалось неглубокое тёплое море, на его отмелях селились в огромных количествах крупные одноклеточные – нуммулиты. Со временем (около 60 млн. лет назад) громадное количество этих вымерших существ образовали толщу, которая впоследствии образовала возвышенности, позже получившие названия Ташлык и Кара-Оба. Своё обычное дело выполнило выветривание (химическое, физическое), обнажив, отпрепарировав эти склоны от покрывающих их когда-то слоёв морских наносов. Из-за тектонических подвижек и процессов горообразования, высота Мурун-Кыр оказалась на добрых 40 метров (441 метр) выше, чем высота более молодой Кара-Оба (402 метра). При этом пласты древних осадочных пород, слагающих основу этой возвышенности, поменяли порядок залегания. Самый наглядный пример находится у южного подножия горы. Местами толща конгломератов у проложенной тут дороги похожа на отвесную стену.
Спустя много миллионов лет (в пределах 26 865—27 500 лет назад) сюда пришёл первый человек. Он увидел пред собой широкую, уже давно сформированную долину. По дну долины, широко извиваясь, нёс свои воды небольшой ручей. Начало ручья терялось где-то далеко, в сизоватых с такого расстояния, не очень высоких горах. Вдоль ручья паслись непуганые животные, перелетали с одного на другое раскидистое дерево птицы. Этот, первый обитатель, проложил по долине речки первую тропу, тропу охотника и собирателя. Он был своеобразным Христофором Колумбом, открывшим эти места для себя, для человечества. Правда, он об этом вряд ли догадывался.
За первенцем из эпохи «детства человечества» с веками потянулись иные колонизаторы и поселенцы. Впоследствии их всех историки назовут «аборигенными народами» — тавры, кизилкобинцы. За ними придут скифы. Все эти люди следовали вдоль путеводных нитей человечества, речных долин, в горы. В горах были более удобные места для охоты, собирательства, выпаса скота (настала и эта эпоха). У человечества начали появляться первые враги в лице соплеменников. Зачем собирать и выращивать, если можно забрать? В горах оказалось удобнее скрываться и от натиска врага. Так появились первые скотопрогонные и верховые дороги, пути в горы, пути к спрятанному в горах, подальше от врага, жилищу. Останки первых поселенцев так и остались лежать в этой земле. Многочисленные курганы в окрестностях нынешней Строгоновки, словно лакмусовая бумажка, подтверждают древнюю историю этих мест.
Поздние исторические периоды спрятаны во тьме веков. Вряд-ли эти места пустовали. В примечаниях к статье «Новое из истории Чуфут-Кале» (1928 год) историк-археолог, востоковед О. Акчокраклы пишет:
Перед самой сдачей в печать настоящей статьи я от старика Эюп-Челеби, жителя деревни Шейх-кой, узнал о том, что в деревне Мамак (Симф. района) имеется мечеть, про которую говорят, что она построена сестрою ханской дочери, похороненной на Чуфут-Кале. Но эта мечеть, бывшая, по рассказам мамакских жителей, большой купольной постройкой с минаретом, ныне не существует – она разрушена лет 30 тому назад.
Этот же историк приводит дату, обозначенную на надгробии той самой ханской дочери «месяца рамазана 841 года» (1437)». Получается, что в XV веке на месте села Мамак уже было поселение! Удобная долина, невысокие холмы с пастбищем, множество воды (речка, родники, неглубокие колодцы) создавали удобные условия для жизни, располагали к оседлости. На обоих берегах речки, наречённой в противоположность «большому» Салгыру Бала-Салгыр, у подножия холмов, от высокой травы изумрудно-зелёных весной и жёлто-горячих осенью, среди живописных скал и оврагов, в беспорядке расположились маленькие домики. Сложены дома были из чего Аллах послал. Крыты, скорее всего, изначально плоской земляной кровлей, позже черепицей-татаркой. Это и были дома села Мамак.
Виртуальный тур из двух сферических панорам первых минут рассвета. На панорамах – скалы над руслом речки Малый Салгир в селе Строгоновка (Крым):
Полноэкранный режим включается двойным кликом (поддерживается не всеми браузерами) или нажатием на иконку
С названием села особо мудрить не стали. Мамак – имя собственное. Оно представляет собой вариант имени Мухаммед, адаптированный к булгаро-татарскому языку. В свою очередь, имя Мухаммед в переводе с арабского языка означает «восхваляемый, прославляемый». Имя Мухаммед носил арабский проповедник единобожия и пророк ислама, центральная фигура этой религии. Именно Мухаммеду Аллах ниспослал священное писание - Коран. В истории Крыма имя Мамак встречается, его носил сын бея Тягни Ширинского. Мамак Ширинский был тудуном Кефе: являлся представителем знати, параллельно с консулом был управленцем татарской части населения этого города. Однако, сведений о связи имени Мамака Ширинского с селом Мамак не имеется. Скорее всего, название селу было дано в честь одного из первых поселенцев.
Название села Мамак не столь уж уникально для Крыма. Например, краевед Иван Коваленко насчитал в долине реки Салгыр несколько когда-то существовавших деревень с таким названием:
…между Верхним и Нижним Биюк-Янкоем в Камеральном описании названы еще две деревни с одинаковым названием – Мамак. Ошибки тут быть не может – значит, были еще два небольших поселения, позже сросшиеся в единый Биюк-Янкой. Но вот где они располагались территориально современному селу Мраморное – сказать затруднительно. Возможно, один Мамак – это та деревня, которая позже получила название Таш-Хора на месте современного карьера.
Кстати, деревни с названием Мамак были обычны в то время в Крыму. Татары не особо утруждали себя названиями деревень. Так, в районе современного села Доброе названы еще две деревни: под номером 11 - Мамак баурчи и под номером 12 – Мамак. Итого, в радиусе десятка километров четыре деревни с одинаковым названием.
Как в долине реки Салгыр, в долине его притока, Бала-Салгыр, тоже стояло две деревни с одинаковым названием Мамак. Сдвоенные и строенные названия – частая в Крыму практика, она существовала во все времена. Юхары и Ашага Керменчик, Юхары, Орта и Ашага Каралез. Вот и сёл с названием Мамак в начале XIX века существовало два: Юхары Мамак и просто Мамак.
С присоединением Крыма к России (19 апреля 1783 года) в селе Мамак особо ничего не изменилось. Всё так же стояли домики, в них жило больше 400 человек. Стояла древняя мечеть посреди села, всё так же слышался с неё напевный призыв муэдзина на намаз. Только вот хозяевами этих мест теперь были не крымские ханы и мурзаки, а русские. В Таврической губернии долгие годы всё оставалось относительно спокойным. Конечно, с новыми хозяевами пришли и новые законы. Однако никто никого особо не притеснял и насильственно не выселял.
Навеки же изменилось всё с началом Крымской кампании (1854-1855). С боевыми действиями началась информационная война. Турецкие агенты и мусульманское духовенство развернули широкую компанию за переселение в Турцию. Тёмные, малограмотные крестьяне, целыми деревнями за бесценок продавали, а то и вовсе бросали свои земли и целыми деревнями снимались с насиженных, хорошо обжитых мест. Население села Мамак уменьшилось в это время в 10 раз. Многие предприимчивые люди, вовремя поняв, что к чему, получили возможность увеличить свои наделы за счёт пришедшей в умы глупцов беды. Примерно в то же время в статистических справочниках впервые появляется новый владелец этих земель – Кесслер. Очевидно, поняв явную выгоду владения двумя земельными участками вместо одного (первый из них уже существовавшее добрых нескольких десятков лет имение у села Тотай-Кой, на берегу реки Салгыр), семья Кесслеров приобрела у спешно выехавших за границу (в основном – в Турцию) крымских татар земли села Мамак и часть земель соседнего Суин-Аджи.
В конце XIX века Мамак начинает потихоньку оправляться от потерь. Нет, сюда не начали возвращаться крымские татары, эти земли заприметили русские переселенцы – крестьяне, возможно, отставные солдаты. Благодаря им количество жителей в селе начинает медленно расти. Сказывается удобство ведения сельского хозяйства, многоводность, близость к губернскому городу (удобно ездить на базар, в церковь, дороже сбывать в городе готовую продукцию). Ко всему прочему, русские переселенцы неприхотливы – живут в слегка подправленных татарских домиках. Тогда же появляется новое название – Мамак Русский.
В центре села Мамак, в самом ровном и живописном месте, стоит старинный трёхэтажный особняк. Здание это выполнено в необычных формах эклектики и сильно контрастирует с невысокими постройками вокруг. Усадьба в Мамаке – сохранившаяся часть одноимённого имения и экономии Ф. Ф. Лашкова. Её историю вы узнаете на странице «Усадьба в Строгоновке. В память о 2 убитых и 25 спасённых». Здесь же упомянем, что на период начала XX века землями в Мамаке уже распоряжались два землевладельца — Е. Э. Кесслер, наследник профессора Карла Кесслера и упомянутый выше владелец экономии и имения Ф. Ф. Лашков.
Имение и две части села Мамак, к первой четверти того же, XX века, образовали на картах уже три населённых пункта: Беринджи (Нижний), Орта (Средний) и Юхары (Верхний) Мамак. Название Беринджи Мамак по-другому звучит как Немецкий Мамак и объясняется вездесущими немецкими колонистами, переселившимися сюда в конце XIX – начале XX века. Отдельно стоит отметить, что Немецкий Мамак населяли выходцы из Швейцарии. Любящие комфорт и простор немцы-колонисты сносили старые, низкие, тесные татарские домики и строили дома под себя, с присущим им комфортом. Небольшие следы в виде многократно перестраиваемых остатков стен этих домов сохранилось и в наши дни. Помимо домов, колонисты завели собственное хозяйство, построили коровники, конюшни, свинарники, молочно-товарные фермы. Каким-то чудом в памяти старшего поколения села до сих пор живёт память об этом эпизоде. Рассказывают, что где-то среди невероятно разросшейся сирени старой части сельского кладбища до сих пор можно найти замшелые камни с готическими буквами, по-немецки глубоко врезанными.
Близилась гражданская война. Смутное время. Появились первые жертвы. 9 декабря 1917 года был убит хозяин имения Мамак, Ф. Ф. Лашков. Грянула русская революция, началась массовая иммиграция. На этот раз, испугавшись возможных последствий революции, снялись с только-только отстроенного хозяйства и уехали практически все немецкие колонисты. Появились в селе кумачовые флаги. Вся власть народу! Кулаков бить уже было не нужно, над единственным из них успели расправиться и без народовольцев…
В который раз опустело село, теперь уже практически наполовину. Долгие годы стоял пустым и трёхэтажный дворец Лашкова. В 1924 году в нём была устроена «детская колония им. Ленина Мамак» – один из детдомов, принадлежащих Симферополю. Была разрушена мечеть, появилась небольшая сельская школа. Русское население стало преобладающим. Несмотря на грянувшую революцию, особое благосостояние в эти места так и не пришло. Жители всех трёх деревень оставались, как и прежде, бедны.
В августе 1941 года из села Мамак насильно выселили несколько крымских немцев, удержавшихся от эмиграции во время революционных событий. Всю операцию стыдливо назвали «эвакуацией». Настоящей же эвакуацией оказался вывоз детдома с персоналом в Краснодарский край. Уже в ноябре этого года по центру Симферополя, чеканя шаг, шли первые оккупанты. Большая часть мужского населения села Мамак призвали на фронт. Многие жители Мамака и соседних деревень ушли в партизаны. В селе оккупационные власти устроили комендатуру, назначили старосту по фамилии Жесткий. При оккупантах вновь был открыт детский дом, названный «Мамакским детдомом №1». Количество детей росло: педантичные захватчики не терпели на улицах городов и сёл бездомных детей, да и расстрелы родителей являлись распространённой практикой. К сожалению, сейчас мало кто вспоминает, что через село Мамак в годы войны проходила настоящая партизанская тропа. Во время нехватки продовольствия партизаны приходили в Мамак просить продукты (продукты, к слову, выдавались под письменную расписку с согласием дающего лица), по тихим улицам села проходил путь в места диверсий и разведок (в Чокурчу, Симферополь и т.д.). Неравнодушные жители села прятали, под страхом быть расстрелянными, в своих домах партизан во время облав и так называемых «прочесов». Многие партизаны из Мамака так и не вернулись после войны на родину. Например, на скале с гротом при подъёме на Яман-Таш закреплена табличка со следующей надписью:
Здесь погиб от рук фашистских оккупантов Губский Георгий Никифорович боец 19-го партизанского отряда февраль 1944
Георгий Никифорович – уроженец села Мамак. В ноябре 1943 года в детский дом, организованный при оккупантах, пожаловала на проверку стрелковая дивизия. Причиной послужил чей-то донос на то, что в детдоме укрывают партизан. Детдом ликвидировали, персонал разогнали. Детей, к счастью, вывезли из города и передали в более надёжные руки. В оказавшийся столь мрачным ноябрь 1943 года было сожжено соседнее село, Суин-Аджи. Всё за то же подозрение: сотрудничество с партизанами. Жители Мамака проявили участие к беде соседей, приютили в своих домах погорельцев. Оккупанты чувствовали агонию, конец войны. Для Мамака этот день конца войны наступил в апреле 1944.
В радостный 1944 год, в село Мамак вновь пришло горе насильственного переселения. На этот раз, всего через девять дней после полного освобождения Крыма от гнёта оккупантов, были депортированы крымские татары. Тех, которых остались и без того крохи, собрали воедино, обвинили весь народ в грехе малой части, погрузили в холодные товарные вагоны и выселили. На цифры послевоенных лет, говорящие о количестве человек, живущих в сёлах того времени, страшно смотреть.
И вновь Мамак оправился от этих потерь. Вновь на эти многострадальные земли переселялись люди. По новой открывались школа и детский дом. Старая история была вычеркнута, забыта даже в корне названия. Четыре года спустя после освобождения Крыма, в 1948 году, три части села Мамак были переименованы в Верхнюю Строгоновку, Нижнюю Строгоновку и Среднюю Строгоновку (по-другому просто Строгоновка). Почему селу было дано такое «идеологически неправильное» название? Всё-таки Строгановы — крупнейшие российские купцы и промышленники XVI — XX вв! Ответ может скрываться за памятью военных лет. Строгановка – одно из сёл Херсонской области Украины. Село известно тем, что дважды (в 1920 и в 1944 годах) в его районе состоялись известные операции по переходу через Сиваш. Примечательно, что оба раза проводником в этой операции являлся рыбак из села Строгановка Иван Иванович Оленчук. К слову говоря, в отличие от Строгоновки в Крыму, Строгановка на Украине являлась селом, носившем типично тюркское название Джайлау всего до 1860 года. Вполне возможно, что в память этих событий, а так же из-за близости села Ивановка, село Мамак и приобрело своё название Строгоновка.
В 50-х годах пошла вторая волна переселенцев. Общее количество жителей выросло многократно. Мамак, ставший Строгоновкой, потихоньку зализывал раны. Начиналось мирное строительство. В село проложили улучшенную дорогу. Вдоль улиц выросли новые типовые домики под двускатной крышей. Всё больше места занимали колхозные и совхозные поля. В 1958 году из трёх Строгоновок окончательно и бесповоротно сделали одну. Одной лошадью гораздо легче управлять, чем тройкой. Извивающийся до тех пор весьма привольно Малый Салгир прижали к самым склонам, направив воды речки в канаву. На полях проложили трубы оросительной системы. До начала 60х годов голые и совершенно безлесные склоны, с помощью специальных бульдозеров нарезали на террасы. На террасах высадили лес из сосны крымской, в подлесок – скумпию и другие растения. Постепенно в районе села Строгоновка начала появляться зона отдыха горожан, место для прогулки в выходной день. Тихое и спокойное место, расположенное столь близко от границы города, оценили медики. В 1974 году, недалеко от села, была построена состоящая из нескольких корпусов психиатрическая больница №5 на 600 коек и одиннадцать отделений. Рядом с больницей построили многоквартирные дома для персонала и их семей. В 1982 году у всё более ветшающего здания старого детдома был открыт новый типовой советский детский дом.
В 90х годах XX века в истории села Строгоновка начался новый этап: на его земли стали по чуть-чуть возвращаться депортированные народы, в основном – крымские татары. На пустырях, у подножия гор, колхозных и совхозных полях стали быстро, словно грибы после дождя, начали вырастать новострои. Этот процесс происходит и сейчас. В селе, помимо типично русских названий улиц (Лечебная, Полевая, Садовая, Солнечная, Степная, Сосновая, Школьная), появились улицы и переулки с необычно, по-восточному звучащими названиями: Авдет («возвращение»), Берекет («урожай»), Васиет («завещание, завет»), Юкары («верхняя»). Интересны в этом плане улицы с географическими названиями: Бельбек, Булганак, Дегерменкой, Демерджи, Джанкой, Чатыр-Даг. Бывает, едет человек по улице в Стргоновке, и тут раз, на северной стороне указатель: «Бахчисарай». Топографический кретинизм проходит через несколько мгновений после переосмысливания, или вернее, понимания того, что перед вами указатель в сторону улицы, а не в сторону всем известного, воспетого поэтами города. С крымскими татарами вернулся на эти земли и ислам. В селе две мечети: Мамакъ-Джамиси (с купольной серой кровлей) и Ешиль-Джами (с зелёной крышей, иногда называют Мамакъ-Джамиси II). Хоть обе мечети и без минаретов, напевный призыв к намазу муэдзина здесь слышен, как и положено, пять раз в день.
В наши дни Строгоновка – село Трудовского сельского поселения. Наверное, забавно прозвучит, однако Строгоновка во много раз больше центрального села этого поселения, села Трудовое. Строгоновка давно вытянулась от объездной трассы, до границ с подросшим за много лет сосновым лесом, каменскими дачами и соседним селом, Денисовкой. Процесс этот выраженный, и есть вероятность того, что в ближайшее время Строгоновка перестанет быть селом и станет частью города Симферополь. Так уже случилось с массивом Каменка. Один из объектов инфраструктуры города, современную, как обещают, экологически чистую, ТЭС строят недалеко от окраины Строгоновки. Потребности города в электричестве без конца растут, ТЭС поможет их решить. Сообщение города и Строгоновки налажено неплохо: сюда регулярно и часто ходит автобус. В границах села есть несколько остановок, например «Джами», в недалёком прошлом называвшаяся «Луной»! На улицах несколько магазинов. Однако у села множество проблем, которые нужно решать. На многих улицах нет водопровода, водовозы в селе бывают нерегулярно, село не газифицировано, большинство новых улиц не имеют твёрдого покрытия, часты проблемы с электроснабжением. Все эти факторы несколько сдерживают рост и улучшение жилищных условий жителей Строгоновки.
Окрестности села обладают широкими возможностями для развития туризма: сельского, рыболовного, внедорожного, исторического. Склоны гор удобны воздушного спорта. Многие жители имеют собственные приусадебные участки, выращивают там экологически чистые продукты. До города всё-таки далеко, от пыли и шума со всех сторон прикрывает лес и холмы. На северо-восточной окраине села, в балке, что проложила слабый приток речки Малый Салгир, устроено два водоёма. Один из них зарыблен, поставлены домики. На берегах водоёма можно отдохнуть и порыбачить. Над самой речкой нависают необычные, живописные и при этом невысокие и безопасные скалы. Вдоль скал проложено множество тропок и дорог. Отличное место для безопасного катания на двухколёсном транспорте, даже с детьми! Центр села украшает старинная усадьба. По слухам, она сильно обветшала внутри и давно не используется детдомом. Усадьба могла бы послужить великолепным музеем, рассказывающим столь разнообразную историю этих мест. Да и о владельце есть чего рассказать, поверьте! В тёплые вечера над горой Мурун-Кыр часто можно видеть непривычное для приезжего, и столь привычное для жителей села зрелище: полёт парапланеристов и, иногда, дельтапланеристов. Сами поклонники этого спорта считают склон горы учебным, подходящим для начальных проб и полётов. Для многих будущих парапланеристов первый отрыв от земли случается именно здесь. Это не удивительно. Круто обрывающийся к низу склон имеет место для разгона, и при этом практически лишён крупных скал, камней и опасностей. И всё же, даже на таком, на первый взгляд безопасном, склоне случаются несчастья: на вершине горы закреплены две таблички в память дельтапланеристов. Последний случай гибели произошёл здесь в 2012 году. После падения не выжил пожилой парапланерист.
Окрестности села Строгоновка (Крым) на гибридной карте Bing:
Вероятно, после прочтения этого текста, у вас уже сложились какие-то свои мысли и ассоциации, связанные с селом Строгоновка. У автора Строгоновка ассоциируется с каждыми из описываемых событий. Земля эта не раз отдавалась гулом в уставших ногах, вечерними прогулками, бессонными ночами, дрожью в сердце от событий, которые происходили в самом селе, старинной усадьбе, его окрестностях. С каждым годом подневольно добавляется что-то новое о, вроде как, давно и всем известном. Это радости повседневных открытий; вечерние запахи трав; хор квакающих где-то в спрямлённом русле Малого Салгира лягушек, слышных за добрых 1,5 километра, на окраине села, у соснового леса. Строгоновка – это не только одна коротенькая заметка в каком-нибудь скупом на слова справочнике, или интернет-ресурсе. Это ассоциация не с тем, что уже известно, а с тем, что ещё предстоит открыть, с тем, о чём ещё предстоит рассказать. Ведь человек живёт до тех пор, пока ему интересен мир и происходящие в нём перемены.
История села Строгоновка (Мамак) будет неполной и несовершенной без подробного рассказа об одном из памятников истории, чудом сохранившимся до наших дней. В стенах этого сооружения лилась кровь, происходили печальные и героические события. Стены его помнят многое и им есть что рассказать, однако пока что они по большей части молчат. Попробуем же заставить говорить эти древние стены с нами. Говорить помогут малоизвестные и редко упоминаемые архивные материалы, о которых Вы сможете узнать в одной из следующих статей. Это сооружение более чем достойно отдельного рассказа!
Полёт на параплане над горой Мурун-Кыр и селом Строгоновка. Захватывающее по красоте видео: