Будто свита короля, Бахчисарай окружают со всех сторон балки. У каждой из них свои особенности и достопримечательности. Своеобразно сложилась и топонимика этих мест: названия северной и южной групп балок будто зеркально повторяются.
Самая дальняя и северная от «города-сада» — Учунджи-Дере или Третья балка. Верхняя её часть более известна под названием Богаз-Сала. На её склонах находится менгир с древней солнечной обсерваторией. Следующая за нею — Экинджи-Дере (Вторая балка) — отличается формой: она напоминает штаны или рогульку. На дно Беринджи-Дере (она же Боклу-Дере или Первая балка) уже провели газ и понемногу застраивают домами 7-го микрорайона. Интересно, что из-за особенностей этой части города на новых картах её называют то Седьмой, то Можжевеловой балкой.
С южной стороны нумерация вновь увеличивается по мере удаления от Бахчисарайского ущелья. Ближайшая к городу — Беринджи-Дере, она же Первая балка. Прекрасное место для созерцания закатов. Её обрывистый склон украшают скалы, обвалы и мрачноватый грот Кара-Коба. Учунджи-Дере или Третья балка, не раз упоминалась в краеведческой литературе. Примечательна необычным гротом-колесом с перемычкой. Касаемо средней из южной группы балок — Экиджи-Дере или Второй балки — в крымоведении пока пробел. Вот и заполним его!
На спутниковых снимках и топографических картах балка Экиджи-Дере своей формой чем-то напоминает перо. Она плавно изгибается с востока на запад. Неспеша растёт и высота её бортов над уровнем моря. Правый — водораздел под названием Узун-Коба-Каясы — пологий. Он сплошь покрыт лесом. Левый борт — хребет горы Борджумек-Баир — основное украшение Экиджи-Дере. Снизу пологий, ближе к вершине Борджумек-Баир становится почти отвесным. У самого гребня, сквозь толщу крутых мергелевых склонов, прорываются скалы. Дно Экиджи-Дере, как и у большинства ближайших к Бахчисарайскому ущелью балок, безводно. В понижении есть неглубокая промоина, однако даже в сырую погоду её наполняют только звуки шуршащих под ногами сухих листьев.
В верхней части оврага Беш-Текнын-Дересы, над проложенной вдоль края пашни дорогой, нависает 14-метровая скала с острой вершиной — Сююрю-Кая. Она — молчаливый страж, что встречает путников на пути в Экиджи-Дере. Сююрю-Кая знаменует собой начало этого небольшого мирка из скал, леса и каменистых осыпей.
От вонзающейся в небо Сююрю-Кая, высота правого борта балки начинает повышаться, хребет Борджумек-Баир плавно поворачивает. Склон покрывает низколесье вперемешку с можжевельником. Местами среди зарослей проступают светло-серые проплешины мергелей. Нижнюю часть хребта украшает ряд скульптур, созданных выветриванием. Одна из скал напоминает не то голову кота с прижатыми ушами, не то подушку. Другая — сгорбившегося дедушку в надвинутом на глаза капюшоне. Венчает же эту группку у подножия заметная отовсюду Сююрю-Кая.
От дороги у края пашни, в сторону вершины Борджумек-Баир, уводит крутая тропа. Скорее даже колея, проложенная гоняющими тут иногда мотоциклистами. Свободную от низколесья платообразную часть хребта Борджумек-Баир занимают посадки лаванды. Хоть за сизыми кустиками уже давно никто не ухаживает, в жаркие дни здесь всё ещё чувствуется тонкий аромат лавандового цвета. В остальное время этот нежный запах можно с лёгкостью вернуть к жизни, если помять в руках жёсткие стебельки живучего растения. Когда-то для обслуживания этого поля и сада, одичавшие деревья которого ещё видны у верхней кромки леса, и была проложена дорога. Её колеи белы от выступающего на поверхности мергеля, что отчасти объясняет название вершины Борджумек-Баир (бор – «мел»). Почти на половину длины дорога свободна от густых зарослей леса. Благодаря этой особенности, с неё открываются панорамные виды на Первую балку, вершины гор Главной гряды и Качинской долины, что высятся над хребтом Узун-Кая-Каясы. Затерянным миром выглядит отсюда покрытая соснами сторона холма Караул-Тепе, в верхней части ущелья Таш-Аир. Теперь дорогой почти каждые выходные пользуются автомобилисты и мотоциклисты: это кратчайший и удобный путь к месту отдыха у вершины Борджумек-Баир.
Примерно на половине длины, верхнюю часть мергелевого склона, что крутым обрывом падает в Экиджи-Дере, сменяют выходы скал. И без того невысокие, они наполовину скрыты густыми зарослями леса. Особо выделяется 11 метровая отдельная скала Вай-Вай-Анам-Каясы.
Она — будто осознанное каким-то неведомым творцом изваяние. Если смотреть со стороны восточного склона, при определённом освещении скала напоминает Алёнушку с известной картины художника Васнецова. То же положение воображаемого тела, те же поджатые к груди ноги. С противоположной, восточной, стороны склона скульптура превращается в человекоподобную головню. Снизу, от самого подножия, её вид вновь меняется. Теперь это статуя божества с грубым, властным подбородком.
Интересно, что в Крыму 7 скал носят название Вай-Вай-Анам («ой-ой, мамочка!»). Наиболее знаменитая из них ещё в середине прошлого века была достопримечательностью Качинской долины. Описывая её происхождение, жители близлежащих сёл рассказывали легенду о местном мурзе — Топал-бее — и не покорившейся его воле юной красавице — Селимее-ханий. Народное сказание повествует, что своенравный властитель настолько был очарован красотой девушки, что силой похитил и заточил в своём гареме её и мать. Природа при этом возмутилась чинимой несправедливостью и превратила их в две отдельные скалы: Вай-Вай-Анам-Кая («дочь») и Хорхма-Балам-Кая («не бойся, дитя!», «мать»). До середины прошлого века эти две живописные скалы украшали Качинскую долину. Однако родители школьников села Предущельное заявили, что опасаются как бы их чада не уронили громадное навершие Вай-Вай-Анам-Кая на прилегающую дорогу и автобусную остановку. Скалу взорвали, каменная голова с шумом и пылью пала под натиском заботливых пап и мам. Как писал И. Л. Белянский, осталась только легенда и название. К слову, уцелело ещё основание и осколки. Известный топонимист собрал, записал и уточнил расположение всех семи Вай-Вай-Анам. О том, что скала на склоне балки Экиджи-Дере тоже называется Вай-Вай-Анам-Каясы, Игорю Леонидовичу в 1993 рассказал житель Бахчисарая Белял Халилов.
Окрестности скалы Вай-Вай-Анам-Каясы в Экиджи-Дере — напоминание о том, что иногда прочные с виду горные породы могут разрушаться не за сотни лет, а за какие-то десятки.
3 января 2008 года, автор сайта http://irsl.narod.ru/ Вячеслав в первый день пятидневного похода по Крыму сделал этот снимок:
На фотографии хорошо заметна небольшая скала в виде грубой скульптуры между Вай-Вай-Анам-Каясы и скальным обрывом. Её верхняя часть удерживалась на своём месте лишь чудом и силами земного притяжения. Меньше чем через 10 лет выветривание сделало своё дело: небольшая скала-скульптура рухнула. Теперь о ней напоминают только «пенёк» и развал глыб.
Вот так и разрушаются с виду крепкие известняковые скалы. Сначала они постепенно отделяются от материковой породы трещиной. Затем она медленно расширяется до размеров перемычки. После выветривание с уверенностью доводит до конца свою работу, разделяя когда-то большую, единую и крепкую скалу на груду мелких и хрупких осколков.
Оставив позади скалу Вай-Вай-Анам-Каясы, дорога продолжает уводить к месту отдыха у вершины горы Борджумек-Баир. Вскоре она приведёт к кострищу у самой кромки леса. Летом кроны деревьев спасают от зноя любителей перекусить среди природных красот. Ниже места отдыха находится скала с плоской вершиной — отличное место с видом на всю Вторую балку.
Экиджи-Дере (Вторая балка) и грот с арабской надписью. Виртуальный тур из двух сферических панорам:
Полноэкранный режим включается двойным кликом (поддерживается не всеми браузерами) или нажатием на иконку
На первый взгляд, эта скала ничем, кроме вида, не примечательна. Однако под её плоской, расплывшейся в форме козырька, вершиной скрывается тайный грот.
В полость под вершиной спускаются едва заметные ступени, вырезанные в толще известняка. Внутри грот хоть и небольшой, однако для отдыха и кратковременной стоянки одного-двух человек его вполне достаточно. В «полу» заметны подрубки. На стенах — памятные надписи посетителей. Особенно интересна арабская, с датой — 1908 год. Когда-то лестница, что спускается в грот с хребта, вела ещё ниже, однако теперь её ступени сильно разрушены и покрыты скользкой землёй и наносами. Возможно, она шла к самому основанию скал. Там и сейчас заметна полузасыпанная полость с перемычкой перед входом.
В часы заката из распахнутого в сторону запада зева грота открывается великолепный вид на нижнюю часть балки. Это удобное место стоянки могло служить убежищем от непогоды для пастухов. Грот мог скрывать в себе от посторонних взглядов монаха или суфия. Вместе с осколками керамики, что встречаются на хребте Борджумек-Баир, грот с высеченными ступенями и даже памятные надписи в нём — свидетельства давнего знакомства человека со Второй балкой.
Оставив позади плоскую вершину со смотровой площадкой, дорога плавно уводит от места отдыха вглубь леса. Постепенно две колеи становятся одной и она сужается до размеров тропы. Дальнейший путь к западной части хребта и верховьям Экиджи-Дере доступен только для владельцев двухколёсного транспорта и пешеходов. Слева живописный вид на Первую балку окончательно закрывает лес. Справа, на склоне хребта, отвесными стенами встают одинокие скалы с неприступными вершинами. Спустя четверть километра, от последней девятиметровой скалы-башни, тропа приведёт к высшей точке хребта — горе Борджумек-Баир (411,7 метров над уровнем моря). После небольшой, покрытой почти со всех сторон лесом, вершины, тропа начнёт быстрый спуск с горки. Ещё через сотню метров она перерастёт в мергелистую сыпуху — каменистую осыпь на склоне. Три десятка шагов и спуск приведёт к небольшому перевалу между левым бортом Экиджи-Дере и горой Бахчи-Баир. Седловину и лежащую за ней гору почти целиком покрывают низколесье и сосновые посадки.
Небольшое понижение между двумя вершинами — памятник ещё одних, теперь уже гораздо более древних эпох.
В книге «Куэсты Крымского Предгорья», в коротком повествовании о геологической истории Крымского полуострова, встречаются такие строки:
На одном из перевалов, разделяющих серию оврагов к югу от горы Бешик-Тау, рыхлая толща мергелей оказалась сильно размытой дождевыми водами, и её поверхность здесь густо усеяна крупными, до 10-20 сантиметров, раковинами двустворчатых ископаемых моллюсков из рода с красивым названием «грифея». Иногда кажется, что древнее море буквально только что отступило, и на месте схлынувших вод, словно на обнажившемся при отливе морском дне, навсегда остались лежать причудливые толстостенные раковины.
Чуть позже, один из авторов, кандидат географических наук Александр Васильевич Ена, рассказывая об этом месте, написал:
Картина просто потрясающая. Эти грифеи … как лежали на дне палеогенового моря, так и лежат уже порядка 67 млн. лет...
У седловины со скоплением окаменелостей тропа разветвляется на два направления. Левое из них, петляя среди посадок сосны, заброшенных садов и развалин фермы, уведёт к перекрёстку дорог и источнику Юсуф-Чокрак. Едва заметная тропка прямо, перевалив через гору Бахчи-Баир, приведёт к саду и дороге у подножия священной для караимов Бешик-Тау.
Балки Беринджи-Дере, Учунджи-Дере и Экиджи-Дере (посередине) на спутниковой карте Bing: