Радость и горе. Именно так, буквально в двух словах, можно описать всю полноту чувств вернувшихся на родину из депортации крымских татар. Радость от свидания после долгих лет разлуки с землей предков. Горя от того, насколько мало наследства от тех предков уцелело к долгожданному возвращению. Если говорить конкретно, то не уцелело практически ничего. Изменился этнический состав Крыма, практически забыт издавна звучавший всюду язык и топонимика. На прежде родных улицах, в жилищах отцов и дедов теперь живут совсем другие люди. В главном «храме науки» – Зынджырлы-медресе, лечат умалишённых. Многие дома Аллаха - мечети, заброшены, некоторые до неузнаваемости перестроены, другие лежат в еле узнаваемых руинах.
Тем не менее, отчаяние – далеко не типичная черта характера крымскотатарского народа. Твёрдый внутренний стержень в душе этих людей позволил не только возродить то, что было, но и приумножить то, что появилось вновь. Вновь строятся не только новые дома, но и целые улицы, и крупные посёлки компактного проживания крымских татар. Зынджырлы-медресе не просто восстанавливается фактически из руин и небытия, теперь здесь один из лучших в Крыму музеев под открытым небом – историко-архитектурный комплекс «Девлет-Сарай». Культовые сооружения, мечети, потихоньку возвращаются верующим, однако их состояние просто удручающее. Так мечеть конца XVIII в. Аджи-Бей, что в селе Дачное, была совершенно перестроена под общежитие. Соборная мечеть Евпатории, Джума-Джами, до 1985 года использовалась как музей – там располагался отдел истории религий и атеизма. Старейшая мечеть города Симферополь, Кебир-Джами, построенная в 1508 году и основательно перестроенная в 1907, к возвращению из депортации крымских татар фактически представляла собой руину,и была фактически отстроена заново.Работы по возвращению и восстановлению мечетей Крыма не прекращаются и в наши дни. В августе 2013 года состоялось торжественное открытие отреставрированной на средства мецената одной из главных старинных бахчисарайских мечетей –Орта-Джума-Джами.
Не всем мечетям Крыма суждено было стать восстановленными из руин. Некоторые из них, например мечеть Эски-Сарай в Пионерском, ещё до депортации представляли собой памятники архитектуры в виде живописных руин, таковыми остались и после возвращения крымских татар на родину. Другие, расположенные в крохотных крымских сёлах, где из-за сменившегося в результате депортации этнического состава не осталось большого количества мусульман, и соответственно нет необходимости в отдельном здании мечети(да и средств на восстановление), так и лежат в руинах. Так случилось с мечетями Ени-Сала Джами в селе Красносёловка (Белогорский район), и Джума-Джами в селе Давыдово (Шейх-Кой), Симферопольского района.
Маленькое село Давыдово расположено в 15 километрах северо-восточнее столицы полуострова, в долине реки Бештерек. Согласно переписи населения в селе живёт целых… 5 человек! Только вдумайтесь в эту цифру. На единственной улице правого берега речки Бештерек стоит четыре маленьких домика, вот и всё Давыдово. Несмотря на свой более чем скромный размер село Давыдово имеет весьма долгую и сложную историю. Историческое название села – Шейх-Кой происходит от названия богослова в исламе, шейха. Шейх –своеобразный духовный настоятель у мусульман, глава группы богомольцев. Шейхи имели некоторую власть и богатство, они часто являлись главами монашеских ордеров, по их же инициативе строились и содержались текие – мусульманские монастыри. Одному из таких шейхов, вероятнее всего, и принадлежал Шейх-Кой. Отметим, что со времён первого упоминания о селе до нашего повествования количество домов в Шейх-Кое уменьшилось вдвое (11 домов), а население почти вдесятеро(49 человек). Самым ярким памятником села Давыдово (Шейх-Кой) является сохранившиеся до наших дней руины мечети времён Золотой Орды - Джума-Джами (пятничная мечеть).
Остатки мечети Джума-Джами возвышаются на противоположном от села Давыдово (Шейх-Кой), левом берегу реки Бештерек. Эти руины в виде небольшого, заросшего холма и стоящей на его краю единственной сохранившейся стены с молитвенной нишей – михрабом, прекрасно видны с автомобильной трассы, соединяющей Давыдово, Клёновку и другие сёла долины Бештерека с трассой «Симферополь – Феодосия». Однако на автомобиле прямо с трассы к ним подъехать не получится, единственная возможность это сделать – пересечь Бештерек по мосту Кадыкой-Копыр (о нём позже) недалеко от Клёновки и, объехав поля и сады добраться до развалин мечети Джума-Джами по левому берегу речки, в обратном направлении. Пешеходам и велосипедистам в этом плане намного проще, достаточно пройти по единственной улице села Давыдово (Шейх-Кой) до русла Бештерека и пересечь его в любом, удобном для переправы месте.
Когда-то мечеть Джума-Джами, бесспорно, являлась главным украшением и предметом гордости села Шейх-Кой (Давыдово). Даже сейчас, когда некогда величественное здание лежит в руинах, его массивные развалины вызывают уважение.
Виртуальный тур из двух сферических панорам руин мечети Джума-Джами возле села Давыдово:
Говорить о том, что же из себя когда-то представляло собой здание мечети Джума-Джами сейчас довольно сложно, особенно учитывая тот факт, что до наших дней не дошло ни единого изображения, либо текстового описания прежнего вида памятника. Единственное, что дошло до наших дней – описание посвятительной таблички, сделанное историком Осман Акчокраклы. Чудом он успел в 1928 году, относительно незадолго до разрушения Джума-Джами, записать год её постройки – 1358. Довольно почтенная дата, с глубоким смыслом. В 1358 году Крымского ханства ещё не существовало, Крымом и территорией от Кыпчакских степей до Европы управляло грандиозное средневековое государство – Золотая орда. Главным правителем был верховный хан, в нашем случае мечеть Джума-Джами была построена в годы правления Бердибека.
Попробуем, тщательно осмотрев остатки мечети Джума-Джами в селе Шейх-Кой (Давыдово), дать ей примерное описание.
Руины здания занимают площадь примерно 10 на 17 метров. По форме оно было прямоугольным, вытянутым вдоль линии север-юг. Довольно толстые стены мечети Джума-Джами были сложены из бута на известковом растворе. В общей форме сооружения угадываются два, расположенных друг напротив друга выступа. Выступ в северной части здания, правее от общего объёма, выложен скреплёнными известковым раствором тесаными камнями в виде ступенчатого прямоугольника. Вероятнее всего, это остатки основания минарета. В центре этой же, северной части, просматривается вероятный вход в сооружение. Противоположная, южная стена сохранилась на довольно значительную высоту, в этом немалая заслуга михраба. Внешняя, закруглённая часть его стены служит своеобразным контрфорсом, подпоркой, предохраняющей стену от дальнейшего разрушения. Этой же стене мы обязаны частично сохранившемуся до наших дней тщательно вытесанному из известняка убранству, украшающему михраб. Капители полуколонок, украшенные затейливой и тонкой резьбой, тщательно вытесанная розетка в обрамлении валиков, образующих традиционный, для Крыма, частично сохранившийся до наших дней орнамент – «сельджукскую цепь» - вот довольно краткий список деталей, сохранившихся в оформлении михраба мечети в селе Давыдово (Шейх-Кой). Подобный орнамент, помимо Джума-Джами, можно увидеть на ряде других памятников архитектуры Крыма. Каменная «рама» двери цитадели крепости Мангуп, оформление порталов армянской церкви св. Ильи в Богатом, и в ряде мусульманских памятников (портал мечети Узбека в Старом Крыму, оформление мавзолея (дюрбе) Хаджи-Гирея в Салачике (Бахчисарай) и другие), все эти памятники старины украшает «сельджукская цепь». Удивительно, но сохранились не только тёсаные детали, но даже полихромная покраска «сталактитов» в глубине михрабной ниши. Кровля мечети Джума-Джами в Шейх-Кое (Давыдово), очевидно, была черепичной. Об этом говорят многочисленные керамические остатки, разбросанные вокруг руин здания. Наиболее вероятная её форма – вальмовая. На прямоугольных зданиях мечетей Крыма такая кровля до сих пор сохранилась повсеместно, это говорит о любви архитекторов к «золотому сечению», и удобства его применения в культовой архитектуре.
К сожалению, доподлинно неизвестно, что послужило причиной разрушения мечети в селе Шейх-Кой (Давыдово). Так, историк Олекса Гайворонский, в одной из передач «Прогулок по Крыму» на телеканале ATR, говорит о том, что мечеть взорвали. По другой версии, вроде рассказанной одной из местных бабушек, вскоре после выселения мусульман местные колхозники стали использовать здание в качестве загона для свиней, но внезапно сильный разлив небольшой речки Бештерек утопил всех нечистых животных. Разгневанные колхозники решили снести впавшую в немилость мечеть, однако подпёртая массивным «контрфорсом», михрабная стена устояла.
На этом, пожалуй, можно было и завершить наш небольшой рассказ о мечети Джума-Джами, но он будет неполным без краткого упоминания об окрестностях села.
Село находится на правом берегу небольшой речки Бештерек. Русло речки здесь выработано в небольшом по толщине слое осадочных пород. Оно представляет собой довольно широкую, вероятнее всего паводковую, долину с плоским дном. Грунтовые воды, собирающиеся на площади небольшой возвышенности Еды-Оба (семь холмов) встречают ближе к руслу Бештерека сопротивление и выходят на поверхность в виде источника Шейх-Кой-Чокрак. Источник Шейх-Кой-Чокрак представляет собой квадратный по форме собирающий воду фундамент из бутовых камней, перекрытый сверху тонкой железобетонной плитой. Выход воды реализован с помощью толстой асбестовой трубы. Источник Шейх-Кой-Чокрак поражает обилием вод, даже в летний зной в каптаже слышно бодрое журчание свежей и холодной родниковой воды. Часто уровень воды в русле Бештерека в несколько раз меньше того, что вытекает из источника Шейх-Кой-Чокрак. Именно источнику Шейх-Кой-Чокрак село Давыдово обязано образованию своеобразного зелёного оазиса среди прокаленной ярким солнцем предгорной степи.Долина, окружающая Давыдово полукругом, носит ярко говорящее название урочище Тогай – луг. Даже в конце лета здесь сохраняется сочная зелень. Растущая в обилии на плоском дне долины бузина часто превышает рост человека.Толща известняков, в которых выработано русло долины, довольно мягкая по составу. Порода легко выветривается природой и режется на отдельные куски человеком. Следы деятельности природы можно увидеть под невысокими скалами, однако чтобы их найти, нужно потрудиться. Среди высоких зарослей бузины и плюща темнеет неглубокий грот Кош-Коба (двойной грот). Грот очень удачно замаскирован, сверху над ним нависает карниз, так что вход в него виден только при приближении к скале снизу в упор. Следы деятельности человека можно обнаружить сразу же за руинами мечети Джума-Джами. Узкая скальная выработка отделяет небольшой скальный мыс от общего массива. Интересно, что выработка очень похожа на глубокий крепостной ров, дополнительно к мыслям о возможном фортификационном предназначении мыса можно прибавить наличие невысоких валов, окружающих его по периметру. Однако, для укрепления это место неудобно – высота мыса над долиной мала, ров и валы можно легко обойти со стороны.
От былого величия села Шейх-Кой (Давыдово) до наших дней дошло очень малое. Тем не менее, село, хоть и с целыми пятью жителями населения выжило. Меньше повезло намного более населённому в прошлом, чем Шейх-Кою, но более не существующему селу Кадыкой (Сухоречье). От него не осталось ничего, кроме старинного каменного моста, да колодца, затерянного где-то среди зарослей сорняков по пояс. Как и Шейх-Кой, село Кадыкой походило названием от сана чиновника, кадия – духовного судьи, в ступенях мусульманской иерархии стоящего даже выше, чем имам (священник). Население Кадыкоя (Сухоречья) до революции достигало 100 человек, однако со временем снизилось, село было упразднено и снесено. На месте Кадыкоя сейчас разбит сад, единственным напоминанием о прежней деревне служит перекинутый через Бештерек однопролётный каменный мост Кадыкой-Копыр (кадыкойский мост). Мост построен из камня-ракушечника и частично облицован известняком. Возникновение такой капитальной переправы здесь неслучайно, как можно заметить на карте 1865 года через Кадыкой-Копыр проходил путь, соединяющий несколько сёл с Карасубазаром (Белогорск) и Сарабузом (Гвардейское). Состояние старинного каменного моста на Бештереке Кадыкой-Копыр на данный момент критическое: в центральной части провалилась часть арочного свода, установленные внутри подпорки не помогают, боковых парапетов почти не существует и мост потихоньку разваливается.
Сложно писать о том, что существует только в виде краткого фрагмента из краеведческой передачи. Упоминаемый сюжет из «Прогулок по Крыму» Олексы Гайворонского когда-то побудил Автора к пути и дал возможность увидеть свет строкам, которые Вы читаете. С посещением мечети возник информационный голод, о мечети нигде и никто не упоминал, две её единственные фотографии были сделаны тем же Гайворонским. Удивление наступило при очередном поиске по изображениям, ведь найдена была совсем не очередная фотография.
Евгений Бадусев – уникальный мастер следи плеяды художников полуострова. Большая часть художников Крыма пишет широко известные достопримечательности: море, дворцы, храмы, парки. Евгений является удивительным исключением среди большинства признанных мастеров. Его вдохновляют спокойные дали предгорья, причудливые формы скал, своеобразие малоизвестных памятников архитектуры. Одну из таких работ посчастливилось найти Автору в поисковой системе, это была «Михраб мечети Джума-Джами в Шейх-Кой». Прекрасная художественная работа помогла наладить контакт с Евгением Бадусевым и дала первый толчок к приятному знакомству. Живописные руины мечети Джума-Джами в Шейх-Кое не раз дарили Евгению вдохновение. Кистью мастера написаны четыре работы, приведённые ниже:
Руины мечети Джума-Джами. Работы Евгения Бадусева:
Село Давыдово и окрестности на гибридной карте Bing:
Нескромным будет назвать чудом тот факт, что читатель дочитал до этих строк. Однако, реалии таковы, что далеко не все ознакамливаются с материалами Сайта до конца. Конечно, прочитать такой объём текста про две развалины – тяжкий труд. Тем не менее, игра стоит свеч. Руины мечети Джума-Джами в селе Давыдово (Шейх-Кой) и разваливающийся мост Кадыкой-Копыр в скором времени превратятся в груды забытых обломков. В отличие от выдающихся памятников архитектуры и истории их не ждёт реставрация и восстановление. Так что, от этих маленьких, но очень необычных развалин вскоре не останется ничего, кроме телепередачи, четырёх художественных работ да небольшой статьи и панорамы на сайте Discover.
Благодарю крымского художника Евгения Бадусева за возможность показать его художественные работы. Персональная страница Евгения на deviantart.com
Репортаж о селе Шейх-Кой и интервью с уроженкой Берое Рашидовой: