Ссылки на все материалы сайта «Откройте для себя Крым» в виде мозаичного полотна из интерактивных плиток.
discover-crimea.ru — свежий взгляд на краеведение и крымоведение. Это конгломерат из оригинальных авторских статей, с любовью подобранных фотографий, разнообразных по сюжету панорам. Авторские материалы дополняют тематические видеоработы профессионалов и любителей.
Слоган сайта «Откройте для себя Крым» — перевод с современного английского языка фразы «discover Сrimea».
Дружественный и простой интерфейс помогает посетителю быстрее привыкнуть к сайту, находить нужную информацию. Страницы выполнены в лёгком, не перегруженном графикой дизайне. Встроен интуитивно понятный поиск.
Материалы сайта разделены на несколько тематических категорий. Подкатегории — не отдельные материалы, они предназначены для сортировки информации по отдельным направлениям. С помощью страницы «Привязка к картам» можно найти интересующий объект на спутниковой и районированной карте Крыма или отсортировать материалы по определённому району.
Если вы зашли на сайт посмотреть фотографии или «покрутить» панорамы — вам не придётся долго пролистывать длинные тексты. Во всех статьях предусмотрена функция «урезания» размера материала до панорамы и фотографий. Просто нажмите на вкладку:
Для любителей 3D панорам Крыма на сайте работает специальный раздел — «Панорамы». У него собственный интерфейс и функции. А самое главное — более 100 развёрнутых на плоскость панорам в хорошем разрешении ещё и с увеличением по клику.
«Откройте для себя Крым» не замыкается в собственном пространстве. На сайте установлена удобная система комментирования Disqus. Просто один раз создайте аккаунт (можно использовать уже зарегистрированный аккаунт Google или профили соцсетей Facebook, Twitter) и используйте его на страницах сайта или других ресурсов Сети. Кроме общения с помощью комментариев, отслеживать новости и оставлять комментарии к постам можно в группах сайта в социальных сетях Vkontakte, Facebook.
discover-crimea.ru — Откройте для себя Крым в новом, удобном формате!
На этой странице обычно пишут сведения о себе. Как зовут, где живёшь, учился, работаешь. Что же, давайте познакомимся!
Из имени тайну делать не буду, да и ни к чему. Ведь имя автора указано практически на каждой странице сайта. Итак, меня зовут Алексей Шпаков. Я родился, вырос и живу в столице Крыма – городе Симферополе. У меня есть образование (куда без него) и работа. Работа интересная, связанная с Интернетом — соответственно духу времени. В общем, всё как у всех. Однако есть черта, отличающая меня от других крымчан — моё хобби. Я… открываю Крым! Наверняка у Читателя на этом месте возник нервный смешок: «Чего там открывать! Ведь давно всё уже открыто!». Да, отчасти вы правы, но и неправы одновременно. В Крыму до сих пор можно совершать открытия. Открытия для себя, друзей и читателей. Ведь одно и то же место в разное время года и при разном освещении, да ещё и по-другому описанное и сфотографированное, выглядит по-разному. Чем не открытие?
Любимым хобби я занимаюсь больше 10 лет. Иногда люди, которые знают о моём занятии в свободное от работы время, спрашивают, накопились ли в результате поездок артефакты — предметы, связанные с природой, историей, культурой и архитектурой Крыма. Да, накопились. Причём порядочно — несколько тысяч единиц. Этого количества вполне хватило бы на создание небольшого музея с приличной экспозицией. Наверняка вы подумали, что весь мой дом уставлен этими предметами на полках, они сложены в многочисленных пыльных коробках с выцветшими надписями. Разочарую. Коллекция умещается на жёстком диске компьютера. Это тексты моих статей, фотографии, панорамы, старинные изображения, карты в электронном виде, записанные навигатором треки путешествий и книги. Однако я не скрываю свою коллекцию, многие из её «экспонатов» можно увидеть в моём собственном, открытым для любого желающего, «музее» — на сайте «Откройте для себя Крым».
Надеюсь, материалы сайта вам понравятся и вы, как и я, сможете по-новому открыть для себя Крым!
Ошибочно полагать, что всё на этом сайте достигнуто трудом одного автора. В этом немалая заслуга людей, которым небезразлична природа, история, архитектура и многонациональное соцветие Крыма. На этой странице я упомяну о тех, кто помогал и продолжает мне помогать.
Многое для сайта сделали мои друзья. Те, что были со мной до появления сайта в сети и те, которые появились позже (в основном именно благодаря сайту). Благодарю за помощь в разъяснении топонимов Крыма, а также за предоставленные работы Евгения Бадусева — одарённого крымского художника и профессионального лингвиста. Улучшить стиль текстов, избавить их от ошибок и ненужной смысловой нагрузки помогла прекрасная женщина и талантливый фотограф Екатерина Сергиенко. Разработал логотип и кнопки панорамного плеера, помог выработать чистый стиль Виталий Суровцев. Туристы и путешественники, краеведы и неравнодушные к Крыму и сайту люди — Виталий Алексеенко, Валентин Нужденко, Татьяна Ермакова не раз помогали с нахождением интересующих объектов, щедро делились полученными знаниями и опытом. Историк и писатель Александр Неменко помогал и помогает в поиске и описании объектов, связанных с историей Крыма в годы ВОВ («Шули (Терновка) - Чоргунь (Черноречье). ДОТы передового рубежа обороны Севастополя», «Верхнесадовое - Сирень. Укрепления Дуванкойского опорного пункта (Третий сектор обороны Севастополя»).
Часто мне везло со знакомствами «в полях». Имена одних встречных я запомнил, другие же так и остались безымянными, но помогавшими мне людьми. Спасибо Элине Переверзевой за архивные фотографии каменных кругов у села Гончарное. Благодарю Сергея Поддубного — «хранителя вод» источника Су-Баш. Помогли в сборе материалов для статьи жители села Геройское: работники Дома культуры и Музея Девяти Героев.
Хочу сказать спасибо тем, кто помогал добрым словом и поправками. Часто доброе слово сильнее любого дела. Коллективные же знания, без сомнения, помогают в точной передаче информации. Спасибо участникам туристических и краеведческих форумов, замечательным картографическим проектам wikimapia и etomesto.
Телевидение — простейший способ донесения информации. Совместно с проектом «Турнавигатор» были отсняты три выпуска телепередачи. Две из них — по мотивам статей сайта — попали на страницы («Васильевка. Мельница 1903 года», «Русаковка. Горы Ак-Кая-Чегер»).
В заключение поблагодарю тех, кто просто не мешал. Ведь часто умение не вмешиваться лишний раз в чьи-то дела приходит лишь к мудрым людям и то с годами. Такие мудрые люди для меня — члены семьи.
Спасибо всем! Вместе мы открываем для себя и для других Крым!
Если хотите высказать мнение по поводу сайта, напишите его в комментариях ниже. Обратите внимание: текст в комментариях читает не только автор, но и все посетители сайта.
Чтобы отправить сообщение лично автору, воспользуйтесь формой Написать личное сообщение.
Амбразура, бойница | — | (франц. embrasure), отверстие в оборонительном сооружении для ведения огня из орудий, стрелкового оружия и наблюдения. |
Апсида | — | (от греч. hapsis, род. падеж hapsidos — свод), выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Впервые А. появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах А. — алтарный выступ, ориентированный обычно на восток. |
Арка | — | (от лат. arcus — дуга, изгиб) в архитектуре, криволинейное перекрытие проёма в стене или пространства между двумя опорами — столбами, колоннами, пилонами и т. п. В зависимости от размера пролёта, нагрузки и назначения А. выполняются из камня, железобетона, металла, дерева. По форме кривой различают А.: полукруглые, или полуциркульные (наиболее распространённый вид), стрельчатые (характерны для архитектуры готики (См. Готика )), подковообразные (распространены в архитектуре араб. стран), килевидные, многолопастные, ползучие (с опорами на разной высоте) и др. |
Аркатура | — | (аркатурный пояс, аркатурный фриз)(от нем.Arkatur) ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений. Иногда имеет вид пояса, дополненного колонками на кронштейнах |
Архивольт | — | итал. archivolto, от лат. arcus volutus — обрамляющая дуга) архитектурная деталь, составляющая обрамление арочного проёма. А. выделяет дугу арки из плоскости стены, становясь иногда основным мотивом её обработки |
Арык | — | Арык (каз. арық, тур. arık, тадж. ариқ, ariq) — гидротехническое сооружение в виде оросительного канала в Средней Азии и Казахстане (Центральная Азия), а также в Закавказье. Арыки используют в районах, имеющих сухой климат, где земледелие без орошения практически невозможно. Арыки часто строятся в пределах населённых пунктов для орошения деревьев в летние периоды, когда количество осадков минимально. Арыки используются с глубокой древности и насчитывают порядка 3000 лет истории. |
Баптистерий | — | большой сосуд для совершения обряда крещения в христианской церкви. К. делают из меди, бронзы, серебра и других металлов, мрамора, дерева (с металлическими накладками). Их нередко украшают рельефы, гравировка, чеканка, эмаль и др. К. играет важную роль в декоративном убранстве храма. |
Барельеф | — | (фр. bas relief * bas — низкий и relief — выпуклая резьба), низкий рельеф — один из видов скульптурного изображения на плоскости, все части которого выступают над плоскостью менее чем на 1/2 своего объема. Б. следует отличать от высокого рельефа (горельефа) и контурного рельефа (en creux). Широко применяется в арх—ре. |
Бук | — | род деревьев (высота до 50 м) семейства буковых. 10 видов, во внетропической области Северного полушария, в т. ч. 2—3 вида в Крыму, на Кавказе и Зап. Украине. Образуют главным образом горные леса. Листья опадающие, простые, как правило, цельнокрайные, по краю часто реснитчатые. Цветут Б. одновременно с развёртыванием листьев. Ветроопыляемы. Плодоношение наступает с 20 — 40 лет у одиночно стоящих экземпляров и с 60 лет и позднее в сомкнутых насаждениях. |
Валик | — | узкий облом, в сечении близкий к кругу, имел то же назначение, что и полочка. Обычно украшается бусами, жемчугом |
Выкружка | — | или Трохилус — архитектурный профиль, имеющий очертание вогнутой четвертой части окружности. Различают прямую выкружку, если профиль расширяется кверху, и обратную — если расширение профиля идет книзу. |
Галерея | — | 1.Длинный и узкий крытый коридор или балкон вдоль стены здания. Крытый переход, соединяющий отдельные здания или части одного здания. Длинный проход, коридор, соединяющий помещения внутри здания. Удлиненная комната со сплошным рядом больших окон в одной из продольных стен. Длинное строение с застекленными стенами или открытое с боков, служащее для прогулок, отдыха на воздухе. 2. Верхний ярус в театре, цирке и т.п. Балкон в верхней части большого зала; хоры. 3. Подземный ход, служащий для производственных, военных и т.п. целей. |
Гряда | — | общее название вытянутых, относительно невысоких положительных форм рельефа различного происхождения: конечно—моренные Г., озовые (отложенные талыми ледниковыми водами), эоловые (ветрового происхождения) Г., куэстовые Г. в коренных породах. |
Дегермен—таш | — | перевод, буквально: молотильный камень. Камень в виде цилиндра, имеющий несколько продольных рёбер. Предназначался для молотьбы — выбивания зёрен из колосьев. В Крыму встречаются повсеместно. |
Дымка | — | атмосферная, слабое помутнение воздуха у земной поверхности, вызванное рассеянием света на мельчайших капельках воды или кристаллах льда. Дальность видимости при дымке несколько км |
Зальная церковь | — | (нем. Hallenkirche, Saalkirche). 1. Ц. несколько вытянутая в плане, с 2—3 нефами одинаковой высоты. 2. Ц. трехнефная, с более высоким, без окон, средним нефом, т.н. псевдобазилика. 3. Однонефная Ц. без трансепта с апсидой.Иногда боковые нефы имеют второй ярус — эмпоры. Встречаются купольные З.Ц. |
Замок | — | ключ, средний клинчатый камень в шелыге арки или свода, которым "замыкается" свод или арка. Обычно подчеркивается декоративным орнаментом или скульптурной обработкой. Иногда декоративный 3. украшает плоскую перемычку. |
Импост | — | (фр* imposfe — пята арки, свода; фрамуга; ит. imposta лат. impono — кладу на, возлагаю in — в, на и роло — класть).Верхний камень столба или стены, служащий опорой для арки, свода или балки и выступающий в виде простой полки или профилированного карниза ; аналогичное завершение столба или стены под аркой или сводом; горизонтальный профилированный пояс между соседними арками |
Каптаж | — | (captage, поимка, уловление).Сооружение, заключающее источник в трубы с целью предотвратить потерю воды от просачивания в почву. В Крыму иногда приводят другой перевод — "коп—таш" — "много камней" |
Карниз | — | (нем. Karnies), в архитектуре — горизонтальный выступ на стене, поддерживающий крышу здания и защищающий стену от стекающей воды. Встречается промежуточный карниз, разделяющий этажи. Карниз — также верхняя выступающая часть антаблемента в архитектурных ордерах |
Кенотаф | — | (от греч. kenotaphion, букв. — пустая могила), могила, не содержащая погребения. Создавались в Др. Египте, Греции, Риме, Ср. Азии и др. в случаях, когда умершего на чужбине нельзя было похоронить. В Крыму кенотафов много на караимском кладбище Балта—Тиймез |
Контрфорс | — | (от франц. contreforce — противодействующая сила), устой, поперечная стенка, вертикальный выступ, укрепляющий основную несущую конструкцию (главным образом наружную стену). |
Костёл | — | польское название католического храма. |
Кронштейн | — | (от нем. Kragstein)консольная опорная деталь или конструкция, служащая для крепления частей машин или сооружений к вертикальной стене или колонне. В архитектуре, использующей ордерные элементы, кронштейн — обычно выступ в стене, часто профилированный (с декоративными завитками или др. украшениями). Служит для поддержки балконов, сильно выступающих карнизов и пр. |
Кубок | — | питьевой сосуд (из металла, стекла, кости), известный с древности в Европе и Азии. Его тулово (часто с крышкой, большей частью на ножке или на подставке) нередко расширяется кверху. |
Купол | — | в геологии — округлое в плане поднятие слоев земной коры. Различают купола: вулканические, гранито—гнейсовые, тектонические и соляные (см. также Соляная тектоника). ——— (итал. cupola, от лат. cupula — бочечка), пространственное покрытие зданий и сооружений. Перекрывает в основном круглые, многоугольные, эллиптические в плане помещения. Купола бывают каменные, железобетонные,стальные. |
Куртина | — | Участок крепостной стены между двумя ее башнями |
Массив | — | 1.Горная возвышенность с плоской вершиной, однородная по геологическому строению. Горные массивы. 2. Большое пространство, однородное по каким—н. признакам. Лесные массивы. Степной, водный м. Жилой м. (несколько жилых кварталов) |
Меандр | — | распространённый тип геометрического орнамента; имеет вид линии, ломанной под прямым углом. Широко применялся в искусстве Древней Греции: получил название от извилистой реки Меандр (ныне Большой Мендерес) в Малой Азии. |
Медальон | — | (medaillon, от итальянского medaglione, увеличительное от medaglia — медаль)Изобразительная или орнаментальная композиция (лепной или резной рельеф, роспись, мозаика) в овальном или круглом обрамлении. Применяется для декорирования зданий, мебели и др. |
Минарет | — | (от арабского манара, буквально — маяк) башня, с которой муэдзин призывает мусульман к молитве; ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию. Различаются два основных типа: 4—гранные (Северная Африка), круглостволые (Ближний и Средний Восток). Украшались узорной кирпичной кладкой, резьбой, глазурованной керамикой, ажурными балконами. башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении) для призыва мусульман на молитву; ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию. |
Михраб | — | (араб. — святилище)молитвенная ниша; помещается в обращенной к Мекке стене мечети. Полукруглые, многогранные, реже — прямоугольные в плане М. завершаются полукуполом; украшаются орнаментальной резьбой по стуку, мрамору, глине, дереву, инкрустацией, росписью, а также декоративными полуколоннами и аркатурными поясками. Известны переносные М., б. ч. деревянные, с резным орнаментом. |
Могильник | — | комплекс погребений. Могильники, обособленные от поселений, появились в мезолите. По обряду погребения в могильниках различают трупоположения и трупосожжения (захоронения пепла). Формы могильных сооружений разнообразны: от простых ям до огромных гробниц. Виды могильников: курганные, отмеченные насыпями, и грунтовые — без насыпей. Античные могильники обычно называются некрополем, христианские и мусульманские могильники — кладбищем, могильники с захоронением пепла в урнах — колумбарием. |
Нервюра | — | гурт (фр. nervure — жилка« лат. nervus — жила, нерв, струна, сила), выступающее из кладки и профилированное ребро арки, находящейся в кладке свода. Система Н. образует каркас, поддерживающий облегченную кладку свода. Н. являются тьерсероны. лиерны, контрлиерны |
Неф | — | (франц. nef, от лат. navis — корабль), вытянутое помещение, часть интерьера (обычно базилики), ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов. |
Останцы | — | изолированные массивы, уцелевшие от разрушения более высокой горной страны под воздействием экзогенных факторов. Различают: О. денудационные, сложенные породами более стойкими против выветривания и денудации; О. свидетели, или столовые горы, представляющие собой сохранившиеся участки бывшего плато; О. обтекания, образующиеся при прорыве рекой шейки врезанной излучины и отчленении выступа коренного берега. |
Паруса | — | (пандативы) элементы купольной конструкции в форме сферического треугольника, обеспечивающие переход от квадратного в плане подкупольного пространства к окружности купола или его барабана. Для этого по сторонам квадрата возводятся арки, а промежутки между ними и куполом заполняются парусами. |
Пилон | — | (ит. pilone — столб с гр.— в основном, ворота, портал). 1. Башнеобразное сооружение в форме усеченной пирамиды, имеющей в плане вытянутый прямоугольник. Сооружались по обеим сторонам узкого входа в храм в Др. Египте. 2. Столбы большого сечения поддерживающие своды (см.) или плоские перекрытия. 3. Массивные невысокие столбы, каким—либо образом декорированные, стоящие по сторонам портала |
Пилястра | — | (итал. pilastro, от лат. pila — столб), плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Пилястра имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна; служит для членения плоскости стены. |
Подпорная стена | — | конструкция, удерживающая от обрушения находящийся за ней массив грунта. Наиболее часто используется в строительстве гидротехнических сооружений (причалов, шлюзовых камер, устоев плотин и т. п.) и в мостостроении. Материал — природный камень, бетон, железобетон, металл, дерево. |
Порода | — | 1.Минерал или совокупность минералов более или менее постоянного состава, составляющие земную кору. 2.Минерал, в котором заключено более ценное полезное ископаемое. |
Притвор | — | пристройка с западной (и часто с сев. и южной) стороны храма. Один храм мог иметь несколько П. В православной церкви аналогичен нартексу зап.—евр. церкви. |
Раскрепованный карниз | — | небольшой выступ плоскости фасада, Антаблемента, карниза и пр. Р. применяется главным образом для членения или пластического обогащения фасада здания. |
Рафинирование | — | (нем. Raffinieren, от франц. raffiner — очищать)окончательная очистка продукта от примесей в металлургической, химической, пищевой и др. отраслях промышленности. |
Репер | — | (франц. repere — метка, знак, исходная точка) в геодезии — знак пункта с известной абсолютной высотой — металлический диск с выступом (или с отверстием — марка), закрепляемый в стенах долговременных сооружений, или бетонный монолит, заложенный в грунт. |
Ров | — | Глубокая канава, длинное углубление, вырытое в земле. Крепостной ров. Оборонительное сооружение вокруг замка, крепости, города или укрепленного поместья. |
Розетка | — | (от франц. rosette, буквально — розочка)в искусстве, орнаментальный мотив в виде стилизованного распустившегося цветка (например, розы). С древности Р. широко применяется в декоративном искусстве. |
Свод цилиндрический | — | пространственное криволинейное покрытие. Поверхность С. образована движением образующей прямой (остающейся параллельной самой себе) по плоской кривой (направляющей). Впервые С.Ц. появился в IV—III тыс. до н.э. в Египте и Месопотамии. Материалом служил сырцовый кирпич. I Для уменьшения распора своды в поперечном направлении выкла дывались в несколько рядов, пазухи между ними заполнялись землей и глиной. С.Ц. был распространен и в арх—ре Др. Рима. По форме направляющей С.Ц. разделяются на круговые (полуциркульные), коробовые, эллиптические, параболические и стрельчатые. С.Ц. опирается на параллельно расположенные опоры (стены, ряды столбов, аркады и т.п.), может быть на распалубках. |
Симбиоз | — | (от греч. symbiosis — совместная жизнь), форма совместного существования двух организмов разных видов, включая паразитизм (антагонистический симбиоз). Часто симбиоз взаимовыгоден для обоих симбионтов (мутуалистический симбиоз): напр., симбиоз между раком—отшельником и актинией, между животными (человеком) и микроорганизмами, образующими нормальную кишечную флору, и т.п. |
Синтрон | — | Дугообразная скамья, примыкающая изнутри к восточной стене алтаря, симметрично его продольной оси. |
Склеп | — | (от польск. sklep — свод, подвал), внутреннее помещение гробницы, обычно углубленное в землю или высеченное в скале. |
Примечание.
*Наполняется по мере появления новых, малоизвестных, редко употребляемых слов и терминов в статьях сайта.