Свернув возле поселка Зуя с шумной трассы, заполненный пассажирами сельский автобус держит путь к селу Литвиненково. Сделав несколько остановок в Литвиненково, что растянулось вдоль трассы на целых три километра, автобус словно теряет пассажиров по пути. К конечной остановке с небольшой разворотной площадкой и магазинчиком доезжают уже единицы. Это практически окраина села. На одном из столбов, у остановки, висит указатель: «Кырк-Азиз». Пойдем по направлению, подсказанному нам указателем, а чтобы путь не показался скучным, вспомним историю этих мест.
История села Литвиненково и окрестностей богата, она восходит к глубокой древности и охватывает период от скифов и вплоть до наших времен. Однако, обо всём по порядку.
В XIХ веке недавно присоединенные к Российской империи земли Тавриды, манили к себе множество увлеченных изучением истории людей. Некоторые из них оказались на Крымской земле. Одним из таких энтузиастов был А.Я.Фабр.
Родился Андрей Яковлевич в 1789 году, он был потомком крымских немцев. Фабр сквозь годы и превратности судьбы пронёс свою любовь к родине — древней Тавриде. Эта любовь возбудила в нём желание помимо государственной деятельности (на государственной службе он состоял с 1804 года, в 1847 году стал губернатором города Екатеринослав (Днепропетровск), в 1857 году ушёл в отставку и навсегда переехал в Симферополь) заниматься изучением истории. Так, в 1839 году он был одним из организаторов Общества истории и древностей, с 1844 года издавшего 33 тома «ЗАПИСОК ОДЕССКОГО ОБЩЕСТВА ИСТОРИИ И ДРЕВНОСТЕЙ» (ЗООИД). В первом томе, к слову, в разделе «География» была опубликована и статья А.Фабра под названием «О древних нагорных укреплениях в Крыму». В 1848 выходит ещё одна статья «О памятниках некоторых народов варварских, издревле обитавших в нынешнем Новороссийском крае». В 1859 году вышла уже целая книга А.Фабра — «Достопамятнейшие древности Крыма и соединенныя с ними воспоминания».
Андрею Яковлевичу принадлежит открытие, которое относится к нашему рассказу. В статье «О древних нагорных укреплениях в Крыму» он описывает открытые им три укрепления, впоследствии опознанные как скифские. Опираясь на исследования Фабра, П. И. Кёппен в книге «О ДРЕВНОСТЯХЪ ЮЖНАГО БЕРЕГА И ГОРЪ ТАВРИЧЕСКИХЪ» 1837 года издания отводит целую главу, посвящённую этим укреплениям их окрестностям и пещере-святилище Кырк-Азиз. Вот полностью эта глава:
БАРУТЪ ХАНЕ. ХОНЫЧЪ. БОРЛА
Отъ Симферополя на Сѣверозападъ, проѣхавъ Калмукъ-кору, гдѣ нѣкогда жилъ и трудился знаменитый Паллась, и гдѣ скончался мужъ строгихъ правилъ Зальфедьдъ, помышлявшій о направленіи Азіатской торговли чрезъ Ѳеодосію, подъѣзжаешь къ Зуѣ, на правомъ берегу который находится урочище Барутъ Ханэ. Тутъ, на скалистомъ и крутомъ берегу, противъ деревень Конечи и Каяасты, вѣроятно находился когда-то обезпеченный валомъ пороховой заводъ, какъ можно судить по Татарскимъ словамъ Барутъ (порохъ) и Ханэ (домъ). Валъ, обезпечивавшій это заведеніе, отъ одного края крутаго берега до другаго, простирается въ длину на 210 шаговъ. Отсюда довольно удобною стезею спускаешься внизъ, къ Татарской святынѣ Кыркъ-Азизъ (сорокъ святыхъ), гдѣ въ пещерѣ, имѣющей въ длину и ширину по осьми шаговъ, находится гробъ краснаго цвѣта, къ которому изъ ближнихъ и дальныхъ мѣстъ стекаются Татары, страждующіе разными недугами и тутъ ищущіе себѣ исцѣленія.
Къ Юговостоку отъ Барутъ Ханэ, на правой сторонѣ Монтаная, находится гора Xонычъ, съ которой можно обозрѣть всѣ окрестности. На ней замѣтны слѣды многихъ жилищъ, каковыя видны и на бугрѣ отдѣленномъ отъ оной лощиною. Тутъ вѣроятно нѣкогда существовалъ одинъ изъ главныхъ наблюдательныхъ пунктовъ, противъ набѣговъ съ Сѣвера.
Далѣе, на правомъ берегу рѣки Бурульчі или Бурунчи, выше селенія Саарчи-Эли, въ урочищѣ вменуемомъ Борда, замѣтны сдѣды укрѣпленія, находившегося надъ скалистою крутизною.
Всѣ эти три укрѣпленія открыты и со всѣми подробностями сняты А. Я. Фабромъ, благоволившемъ сообщить мнѣ составленные имъ планы, которые, къ сожалѣнію, обстоятельства не дозволяютъ мнѣ представить здѣсь моимъ читателямъ.
М. А. Сосногорова, в своём «Путеводителе по Крыму для путешественников» 1874 года издания, описывает всё «по Кёппену», добавляя однако интересное отступление:
Въ 30-хъ годахъ еще всѣ эти укрѣпленія были довольно хорошо видны; но теперь стѣны и остатки укрѣпленій разрушились сильно, хотя еще замѣтны. И что замѣчательно, въ такихъ обширныхъ древнихъ развалинахъ нигдѣ не видно никакихъ признаков христіанской церкви.
Отступление интересно тем, что Сосногорова на руинах укреплений пытается найти остатки христианских церквей, пытаясь отождествить их с памятниками средневековья.
Абсолютной «калькой» является упоминание В. Х. Кондараки в «УНИВЕРСАЛЬНОМ ОПИСАНІИ КРЫМА». 1873 года. Есть, правда, и небольшое отличие (вернее, дополнение):
Исторія этихъ азизовъ не представляетъ ничего особенно интереснаго. Шейхъ, который постоянно охраняетъ эту святыню, разскажетъ вамъ, что здѣсь когда-то 40 братьевъ стояли на молитвѣ, которыхъ безпрекословно убили какіе-то гяуры, ворвавшіеся въ Крымъ. На чемъ основано это преданіе неизвѣстно. Но в Хырхъ-Азизской пещерѣ, какъ-бы въ подтвержденіе этого событія, мусульмане держатъ гробъ краснаго цвѣта, къ которому приближаются съ особеннымъ благоговѣніемъ. Въ Симферополѣ и Карасубазарѣ я встрѣчалъ некоторыхъ стариковъ христіанъ, убѣжденныхъ, что Хырхъ-азизъ нѣкогда составляла христіанскую святыню, прославленную мученическую смертію 40 юношей за свободное проповѣданіе Евангелической истины. Убѣжденіе это до того сильно у нѣкоторыхъ изъ нихъ, что они и въ свою очередь посѣщаютъ эту пещеру съ больными.
У более позднего автора, епископа Гермогена в «Справочной книжке о приходахъ и храмахъ Тавирической епархіи» 1886 года издания, уже появляются неточности и проявляются определённые детали:
А въ 6 верстахъ отъ Зуи, въ имѣніи Каясты, принадлежащемъ татарину Меметъ-мурзѣ Кипчатскому, въ скалѣ Хырк-азизъ (сорокъ святыхъ) есть пещера, гдѣ высѣченъ продолговатый камень наподобіе гроба, порытый зеленымъ сукномъ. Здѣсь, по преданію татаръ, были убиты гяурами 40 братьевъ во время стояния на молитвѣ, — и потому татары возятъ сюда своихъ больныхъ, и, послѣ молитвы, оставляютъ здѣсь кусочки одежды и часть волосъ больнаго, чтобъ вмѣстѣ съ одеждой, и волосами осталась здѣсь и его болѣзнь. Въ маѣ собирается сюда масса татаръ.
Обратите внимание: гроб уже покрыт зелёным, а не красным сукном. В описании добавились оставляемые в Кырк-Азизе кусочки одежды и волос.
Оставил описание Кырк-Азиза в своей статье «Крымские азизы» известный крымско-татарский просветитель И.Гаспринский:
Таковы Кырк-Азиз (сорок святых) на половине пути от Симферополя к Карасубазару при деревне Кая-Асты. Общая могила находится на вершине гряды гор, в большой пещере. Эти сорок шеидов (мучеников) суть павшие на войне. Отличаются они даром исцеления от различных болезней и особенно от умопомешательства. За этими могилами присматривает особый шейх.
К одному из авторов описаний — епископу Гермогену, вернёмся позже, а пока, после знакомства с историческими источниками, продолжим путь.
Полевая, выровненная бульдозером, дорога постепенно приводит нас к мосту из бетонных труб, что пересекают речку Зуя. Её русло обозначено среди полей восклицательными знаками тополей, что растут по берегам. Преодолев 3ую дорога раздваивается у подножия небольшого косогора с невысокой скальной грядой у подножия. Проигнорировав удобства пути по дороге, взберемся на вершину этой миниатюрной горы по траверсу. Скальная гряда здесь по большей части не монолитна. Она разделена на крупные куски выветриванием. Есть у горы и название — Джиранты. Правда его редко вспоминают. Преодолев подъем, передохнув и полюбовавшись открывающимися с вершины пейзажами продолжим нашу прогулку. Выбрав течение Зуи в качестве направления, идем вдоль скал. Их высота постепенно повышается, формы выветривания и разрушения пород становятся разнообразнее. Появляются гроты, карнизы, трещины, отдельные блоки и целые скалы. Склоны покрывает низкорослая кустарниковая растительность. В небольших островках ровной земли, между скал, что отвалились от общего массива, растут небольшие деревья и кусты.
Самое высокое среди этих скал место огорожено от окружающего плоскогорья невысоким, оплывшим от времени валом. В нём кое-где попадаются остатки кладки. В общей форме вала выделяются два характерных выступа. Это остатки башен. Перед нами упоминаемое ранее скифское городище Борут-Хане. В советской литературе оно более известно под названием Зуйское. Помимо стен и башен в виде валов и бугров, можно осмотреть остатки поселения. Оно примыкало восточнее. На поселении сохранилось несколько холмов — зольников. Среди них — совсем свежий грабительский раскоп с разбросанной вокруг керамикой и костями... Исследователей городища Борут-Хане (Зуйское) XIX века мы уже вспомнили. Упомянем и об археологах XX столетия. Древнее укрепление изучали: в 1949 году археолог, руководитель тавро- скифской археологической экспедиции, П. Н. Шульц, в 1968- И. А. Баранов. В 1984 С. Г. Колтухов заложил тут разведывательные шурфы. Они установили, что «обезпеченный валомъ пороховой заводъ» Борут-Хане — на самом деле скифское укрепление. Оно существовало в период III–II вв. до н.э. — I в.н.э.
Примерно в средней части замыкающего укрепление обрыва, в глубокой скальной расселине, видна пещера Кырк-Азиз. К ней же относится отверстие в «потолке» (в нашем скальном «полу») .
Осмотрев скифское городище Борут-Хане (Зуйское) продолжим нашу прогулку вдоль обрыва дальше.
Высота горы идет на убыль. Постепенно она приводит к глубокой расселине между скал Джиранты. За возвышенностью, на противоположном борту расселины в конце XIX века, существовал небольшой хутор Каясты Болгарский. Сейчас место болгарского хутора, упразднённого в 1948 году, занимает полуразрушенная ферма. Дно расселины под сельским кладбищем. К кладбищу от скифского городища ведет тропка, что спускается от скал по небольшому понижению. Спустившись к кладбищу, меняем направление движения и движемся теперь уже по грунтовой дороге против течения речки 3уя, вдоль скал. Миновав кладбище, дорога приводит к словно прислонённым к скале огромным валунам и просторной пещере-гроту. Называется она Федюшкина Кобасы и имеет свою небольшую историю.
В этой, прежде небольшой, пещере в прошлом веке был расположен карьер по добыче глины. Со временем размер карьера рос. Увеличивался и размер пещеры. Рост карьера и пещеры, из соображений безопасности, был остановлен. Однако прохладной пустоте под скалой было найдено практическое применение. Входное отверстие перегородили от стенки до стенки известковыми блоками вперемежку с бутом. Спереди построили большую подпорную стенку из бута, а посередине установили металлические ворота шириной с погрузчик. Так был построен тёмный и прохладный, а благодаря глине ещё и герметичный, склад для хранения яблок. Подсобное помещение не просуществовало долго: с развалом СССР пришло в запустения яблочное хозяйство Литвиненково. С ним и пропала необходимость в холодной пещере-складе.
Интересно, что некоторые экскурсоводы и туристы, не зная историю пещеры-склада Федюшкина Кобасы часто принимают её остатки подпорных стен за старинные. Что же, кто знает, может бутовый камень из этих стен был взят из развалов стен скифского городища Борут-Хане? А может, от болгарского хутора Каясты Болгарский? Это пока неизвестно.
Продолжаем идти вдоль скал. Эти места имеют собственное, практически не упоминаемое, название: Чагарак-Кая. Путь ведёт в живописное урочище у подножия скалы. Главное украшение низовий урочища — роща из вековых ореховых деревьев и речка Зуя, что течёт у подножия. От урочища к пещере-святилищу Кырк-Азиз ведёт сначала натоптанная тропа, а позже и бетонные ступени среди скал. По преданию (сам не проверял), ступеней 40, согласно количеству убитых тут праведников.
Панорама площадки возле входа в пещеру-святилище Кырк-Азиз:
Полноэкранный режим включается двойным кликом (поддерживается не всеми браузерами) или нажатием на иконку
Плеяда пишущих о Крыме авторов, как было указано выше, оставила нам множество описаний пещеры-святилища Кырк-Азиз. Нельзя сказать, что пещера не пользуется популярностью. С этой же популярностью и связано множество не совсем верных, а то и вовсе неправильных трактовок обрядов в святилище и возле него.
Часто упоминают о жертве, совершаемой возле входа и приготавливаемой в самой пещере. Кровью жертвы при этом окропляют корни вековых ореховых деревьев возле Зуи. Совершение жертвоприношения в Исламе является необязательным, и не будет грехом не совершить это жертвоприношение. Тем не менее, совершение этого обряда является желательным. Так же говорится в суре «Каусар»:
Совершай молитву ради своего Господа и закалывай жертву.
Муххамед, исламский пророк, сказал:
В дни праздника «удхия» (то есть Курбан-байрама) нет ничего любимее Аллахом, чем жертвоприношение ради Него, а животное, принесенное в жертву, явится в Судный день и будет заступничествовать (за совершившего обряд)». «А кто почитает обряды Аллаха, то поистине, это исходит от богобоязненности в сердцах!
(аль-Хадж 22: 32).
Больше всего верующих возле пещеры-святилища Кырк-Азиз собиралось в праздник весны и плодородия — Хыдырлез. В этот день принято совершать ритуальное жертвоприношение. Однако, ни в одном из приведённых выше описаний нет слов о конкретно эпизоде приготовления жертвенной пищи в пещере, а так же не сказано о окроплении кровью жертвы корней ореховых деревьев. Из этого можно сделать следующее: данное веяние пришло к Кырк-Азизу из наших, более современных времён.
Ещё один обряд, полностью несовместимый с исламом, — свечи, которые устанавливают в пещере во время молитвы. Свечи в Исламе не приветствуются совершенно. Даже пророк Муххамед говорил: «Худшее из дел – это новшество». «Всякое новшество – заблуждение, всякое заблуждение – в огне». С другой стороны известно, что пещеру почитали как мусульмане так и христиане, однако мусульман было значительно больше. Не могла небольшая группа христиан закоптить пещеру свечами.
Если в пещере-святилище Кырк-Азиз не готовили жертвенную пищу, и не молились большие группы христиан при свечах, то как же объяснить сильно закопченный свод? Ответ на этот вопрос можно найти в одном из описаний пещеры: для исцеления больного (И. Гаспринский отмечает, что Кырк-Азиз помогал «особенно от умопомешательства») его оставляли в пещере на ночь. Возможно, это и есть первопричина сажи на своде. Страдающему душевным недугом, одним на один ночью с могилой, хоть и праведников, возможно, было просто страшно. Для того, чтобы хоть как-то подавить это чувство, человеку оставляли небольшой, но коптивший источник света.
Разобравшись немного с историей и гипотезами пещеры-святилища Кырк-Азиз, спустимся по ступенькам вниз к подножию горы Чагар-Кая. Продолжим наш путь вдоль речки Зуя и живописных желтых скал. У отдельной, крупной, скалы есть свое название — Кыз-Кая (девичья скала). Отметим, что живописное урочище иногда становится своеобразной лагерной площадкой учеников окрестных сел. Учителя, позволяя играть детям вокруг древней святыни Кырк-Азиз, берегут ее покой. Они не позволяют её ученикам подниматься на ступени и заходить в пещеру. Вновь появляются уже знакомые нам тополя вдоль речки Зуя. За полями видны дома села Литвиненково. Самое время упомянуть и о нем.
В описании пещеры-святилища Кырк-Азиз и Борут-Хане епископа Гермогена упоминается, что Кырк-Азиз расположен «въ имѣніи Каясты, принадлежащемъ татарину Меметъ-мурзѣ Кипчатскому». В Крыму фамилии мурз (высший слой татарского дворянства, имевшее права наравне с князьями) часто происходили от деревень, где они проживали. С фамилией Кипчакских всё сложнее. Кипчаки (по-русски половцы) — кочевники, что некогда составляли «элиту» войск Крымского ханства. От них, вероятнее всего, и произошёл род Кипчакских. В «Статистическом справочнике Таврической губернии» ч.1 «Симферопольский уезд» указано, что экономия «Коясты» принадлежала богатому роду Кипчакских, а вернее трём братьям: Мустафе мурзе, Селямету мурзе и Фазылу мурзе. Первый из них, Мустафа, был образованным и интеллигентным человеком. В 1905 году он, вместе с председателем Исмаилом Гаспринским и другой крымско-татарской интеллигенцией, создал организацию «Иттифак эль муслимин» («союз мусульман»). К мурзе Мустафе рекомендовалось, в случае вопросов, обращаться жителям Симферополя. Второй, кавалерийский офицер Селямет Кипчакский, был кади-эскером (заместителем муфтия). Известен тем, что в 1907 году его поставили на пост исполняющего обязанности главного муфтия Крыма взамен расстрелянного большевиками Ч. Челебиева. Однако, духовные кадии (судьи-чиновники) "почти единогласно отказались помогать С.М. Кипчакскому и от должности отказались". Третий брат, Фазыл, был дворянином-землевладельцем. Ему принадлежали земли деревни небольшой деревни Кады-Эскер-Кой (ныне село Украинка, Белогорского р-на), расположенной в 4 километрах от Кырк-Азиза.
Быть может, именно Мустафа Кипчакский показал в своей экономии священную пещеру Кырк-Азиз. Возможно, он же рассказал историю о «сорока шеидов (мучеников)» Исмаилу Гаспринскому и дал ему толчок к написанию статьи «Крымские азизы»?
Скифское укрепление Борут-Хане (Зуйское) и пещера-святилище Кырк-Азиз на спутниковой карте Wikimapia:
Вот и показалась конечная остановка села Литвиненково. Закончилась наша кольцевая прогулка. Это расстояние сможет преодолеть даже ребенок.
Скифское укрепление Борут-Хане на высоте скалы Чагар-Кая; под ним — пещера-святилище Кырк-Азиз; ниже всего этого — бывшее имение Каясты и советская «пещера-холодильник» — своеобразные «пласты истории» этих мест. И если в обычных обстоятельствах более древние слои с историческими остатками расположены на большей глубине залегания, то тут произошел небольшой парадокс. И в этом парадоксе скифское городище Борут-Хане выше всех, как не крути :-)
Бонус. Небольшое видео с рассказом о Кырк-Азиз и Борут-Хане. В рассказе ведущей есть недочёты...