Вечная суета и спешка. Кто-то едет в Севастополь, кто-то из города. Поезда по несколько раз в день снуют мимо Георгиевской балки. Колея железной дороги в черте города зажата между скалами, ограждена заборами причалов и предприятий. Почти сплошь занятый пришвартованными судами вдоль бухт берег моря, да железнодорожные тоннели в желтоватых скалах — вот и все развлечения для взгляда постоянно куда-то спешащих пассажиров. Многие из них даже названия местных окрестностей не знают, не то, что их историю.
Есть в черте города Севастополя платообразное возвышение — Киленбалочные высоты. Вся толща пород, слагающих эти возвышенности и их окрестности, от основания до вершины представляют собой остатки былой жизни древнего морского дна — известняк. Киленбалочные высоты ближе к Северной бухте прорезают глубокие овраги с выходами скал по краям. У севастопольцев такие овраги, больше похожие на каньоны, принято называть балками. Две из них, что выходят устьем к Северной бухте, называются Георгиевской и Троицкой.
Словно скоростной поезд, спешащий мимо их низовий недалеко от берегов Северной бухты, над Георгиевской и Троицкой балкой пронеслось немало исторических событий и эпох.
Георгиевская и Троицкая балки... Не находите ли есть в этих названиях что-то церковное? Это действительно так. В низовьях Георгиевской и Троицкой балок были одноименные храмы. В одной из них (Георгиевской) в средние века был небольшой пещерный монастырь с храмом.
Разросшийся и шумный Херсон (Херсонес), будучи местом наиболее раннего появления христианства на территории будущей Киевской Руси, изобиловал множеством пышных и попроще храмов. Однако, тихих исповедников христианства, монахов, тянули к себе не людные города, а обширные каменоломни в устье Черной речки. Одной из причин притяжения был факт пребывания здесь одного из первых проповедников христианства — папы Климента. На месте, где проповедовал святой, и где по преданию после его молитвы забил считавшийся святым источник, возникает монастырь. Действует он и сейчас. Это Инкерманский Свято- Климентовский пещерный монастырь в Монастырской скале. Недалеко от большого монастыря появляется несколько малых монастырей и скитов (монастырь в Загайтанской скале, св. Софии в Инкермане). Строят обители и несколько дальше от монастыря св.Климента. Таков предполагаемый монастырь св.Георгия в низовьях упоминаемой выше балки.
Монастырю св. Георгия не повезло. Его, в прямом смысле этого слова, уничтожил технический прогресс. Его пещерные помещения находились в скале, прямо у дороги в Севастополь. Монастырь привлекал к себе внимание исследователей и путешественников. Близость к дороге его и уничтожила. Сначала в скале был прорублен тоннель Лазаревского водовода. Позже кусок скалы целиком срезали при постройке участка Лозово-Севастопольской железной дороги. От монастыря при этом осталось только несколько задних стенок пещер. Благодаря подробным описаниям, рисункам, изученности и близости к дороге, позволяет представить вид обители. Наиболее полное описание и акварельный рисунок экстерьера и интерьера монастыря можно найти у художника Д.М.Струкова, план и менее подробное описание у П.С.Палласа.
Описание Д.М.Струкова, приведённое в «Древних памятниках христианства въ Тавридѣ» 1876 года издания подробно описывающее монастырь в мельчайших деталях достойно публикации:
Въ бухтѣ Севастопольской, въ южной сторонѣ, въ четырехъ верстахъ отъ моря, на углу скалы находился храмъ, замѣчателъный своимъ входомъ и нѣкоторою разницей отъ прежде описанныхъ. Онъ былъ описанъ у Дюбуа де-Монтперере и въ "Запискахъ Общества Исторіи и Древностей". Мною влолнѣ расчищенъ и можно было получить о немъ болѣе ясное понятіе.
Внизу скалы выдолбленъ входъ въ помѣщеніе квадратной формы, шириною и длиною по 2 аршина. При входѣ по наружной сторонѣ скалы выдолблены впадины, служащія ступенями для подъема въ другое отверстіе, находящееся выше перваго. Войдя въ отверстіе находимъ комнату, шириною 6 арш. и глубиною 7 арш. Изъ нея ведетъ правильно высѣченная лѣстница вверхъ, гдѣ довольно обширное помѣщеніе съ двумя выходами: однимъ въ комнату, удобную служить трапезою и другимъ въ храмъ шириною б арш., гдѣ алтарь отдѣленъ отъ храма преградою, высотою 1 арш. 5 верш., имѣющею одинъ входъ по срединѣ. На лѣво въ алтарѣ отверстіе окна, подъ окномъ въ сѣверной сторонѣ прислоненъ къ преградѣ жертвенникъ; восточная часть алтаря полукруглой формы и въ стѣнѣ выдолбленъ престолъ, имѣющій впадину вверху, удобную для вложенія части св. мощей, по бокамъ сопрестоліе и ніже его сѣдалище для священнослужащихъ. Надъ престоломъ въ стѣнѣ впадина, въ неіі изображенъ Іисусъ Христосъ на прстолѣ, съ благословляющею правою рукой, въ лѣвой закрытое Евангеліе и на колѣняхъ подобіе небольшаго четырехъугольнаго ящика (подобнаго изображенія мнѣ нигдѣ не приходилось видѣть). По правую сторону изображена Богоматерь, а по лѣвую Св. Іоаннъ Предтеча. Надъ престоломъ изсѣченъ сводъ, на коемъ изображено Возседаніе Гослодне; по аркѣ надъ сводомъ изображенъ въ кругу по поясъ Св. муч. Лавръ, по сторонамъ арки къ сѣверу Сошествіѣ Св. Духа на Апостоловъ, въ южнай сторонѣ явленіе ангела Св. Пахомію Великому; и ближе къ окну на сѣверной стѣнѣ сохранилосъ изображеніе нѣ полное, а только нижняя часть, напоминающая Св. Іоанна Богослова и ученика его Прохора. Говорятъ этотъ храмъ уничтожен для проведения Желѣзной дороги».
Однако не все пещерные сооружения в Георгиевской балке были уничтожены при прокладке ветки железной дороги, но об этом позже.
Поезд все ближе приближается к Севастополю, уводя нас от Инкермана. Промелькнут трубы ГРЭСа в Сушильной балке, от него вдоль железной дороги потянется закрытая утеплителем теплотрасса. Железнодорожная колея раздваивается. Одна, со старыми деревянными шпалами уйдет за высокие железные ворота с бетонным забором, туда же уйдут и трубы теплотрассы. Вторая колея, та по которой и едет поезд, уведёт вдоль забора к остаткам упомянутого выше Георгиевского монастыря в скале. За ним, в той же скале, мелькнет кусок крупного, закрытого сверху бетоном портала. Выше всего этого, на самой вершине горы, черные кубы. Дальше вдоль путей потянутся заросли ломоноса, скалы, потемневшие выемки известняка от когда-то действующей тут каменоломни, низкорослый лесок и небольшие домики уже в соседней (Троицкой) балке.
На описание участка пути, охватывающего все интересующие нас достопримечательности, ушло всего несколько предложений. Ещё меньше ушло бы времени, чтобы проехать весь этот путь. А сколько тут произошло исторических вех и событий...
Пригодность скал в окрестностях Георгиевской балки для вырезания помещений в толще гор была замечена не только монахами средневекового монастыря св.Георгия. Удобство подъездных путей, толщина пласта известняка Киленбалочного плато (около 70 метров), непосредственная близость от города — таковы были предпосылки для крупного подземного строительства. И оно началось.
В 30х годах XX века, когда над городом Севастополь, Главной базой ЧФ, нависла очередная опасность. Некоторая его часть к этому времени уже была частично построена под землёй. Так, в штольнях Троицкой балки был сооружён центральный торпедный арсенал флота. Огромный для того времени подземный комплекс. Позже, уже в годы войны, там же был расположен «Спецкомбинат №1», выпускающий боеприпасы для защиты города.
Ни одно серьёзное подземное предприятие не сможет работать под землёй в темноте и без электричества. Оно необходимо для станков и механизмов. Для обеспечения электричеством невидимой части Севастополя возвели особую подземную постройку. Ею стала четырёхуровневая тепловая подземная электростанция. Она была снабжена двумя современными турбогенераторами, огромными машинными залами для них, всей необходимой для работы инфраструктурой, местами для хранения топлива, путями для его подвоза. Комплекс сооружений электростанции был настолько велик, что по праву получил кодовое название «Крот».
Возвышенность занята типовыми севастопольскими пятиэтажками. Гаражный кооператив, вездесущая малоэтажная застройка. Так выглядит объект «Крот» со своей «приглаженной» стороны. Но, стоит обойти этот «лоск» и наружу выступает то, что по замыслу инженеров должно было быть погребено под слоем земли. Среди пустынной высоты, слегка поросшей низкорослыми серебристыми деревьями лоха, видны покрытые чёрным гудроном бетонные сооружения. Тихий ужас охватывает, когда стоишь на краю пятиметровой, обложенной красным огнеупорным кирпичом дымовой трубы, что уходит в бездну подземелья. Вокруг — проседающие в землю понижения, арматура, осколки бетона, чёрные кубы терминалов «Крота». Видны разрушения бетонных сооружений — это следы взрывов и бомбардировок «Спецкомбината №1». А над всем этим — голубая лазурь неба, широкая панорама Севастопольской бухты. Чёрные кубы терминалов украшает современная живопись — граффити. Какие-то из них — чистая мазня, однако иногда встречаются вполне неплохие, со своим смыслом, работы. Некоторым крупным граффити уже не хватает места на стенах и они являют собой второй, а то и третий художественный «пласт».
Панорама недостроенных терминалов подземной электростанции (объект "Крот"):
Полноэкранный режим включается двойным кликом (поддерживается не всеми браузерами) или нажатием на иконку
Большая часть входов под землю объекта «Крот» сейчас недоступна без специального снаряжения. Да и посещение это будет являться нарушением закона, ведь часть «Крота» на данный момент является действующей и принадлежит Севастопольской ТЭЦ. Тем не менее, один вход есть. Он представляет собой наполовину заваленный, не бетонированный тоннель. Вход в него расположен в… провале на каменистой дороге, идущей прямо по верху подземной электростанции. Всё же, если есть желание осмотреть огромные подземелья электростанции, не нарушая закон, то почему бы не сделать это не отходя от монитора (смотрите видео в бонусной части статьи).
Даже в недостроенном виде (строительство началось с середины 30х, продолжилось в 50е) верхняя часть подземной электростанции впечатляет. Она и должна впечатлять, ведь это самое крупное подземное сооружение в черте города Севастополь. До сих пор наземная часть терминалов не до конца «отлита» из бетона, из стен наружу торчит не до конца связанная проволока и недоваренная арматура. Складывается ощущение, что строители ушли отсюда всего несколько лет назад, а прошло уже больше полувека.
В 2010 году подземные сооружения «Крота» использовали как декорации. Режиссёр Ф.Бондарчук снимал тут эпизоды для двух частей фильма «Обитаемый остров».
Объект «Крот» — типичный пример крупного индустриального строительства. При таких крупных работах вероятность уцелеть какому-либо памятнику старины приближается к нулю. Тем не менее, волей случая, такой памятник здесь есть.
С косогора, недалеко от входа в не забетонированную часть «Крота» ведёт небольшой виток дороги. Он приводит к огромной бетонной трубе. Она частично выступает из земли и заварена для безопасности металлическими трубами. Ниже трубы — бетонные столбы с остатками металлической сетки-рабицы. Кажется, что охранять тут вроде как и нечего- ниже крутого косогора только срезанная скала и три железнодорожных портала в ней (один не достроен). Однако и такие серьёзные препятствия казались незначительными в период серьёзной охраны объекта. Только с распадом СССР к объекту «Крот» стало возможно подходить с меньшим риском для здоровья и свободы.
В 2008, Н.В.Днепровский осматривал остатки Георгиевского монастыря. Кроме того, он уделил внимание Георгиевской балке. Каково же было изумление историка, когда он обнаружил обнаружил несколько высеченных, по виду средневековых, в скале помещений. Они находились на узкой скальной полке, на самом краю обрыва, в пяти метрах от огромного массива бетона, прикрывающего один из порталов подземной электростанции
Входы в пещеры сильно заросли ежевикой и практически не были видны. Ни в одной из публикаций, до этого описывающей Георгиевскую балку и монастырь не было сказано ни слова об этих искусственных пещерах. Храма, или похожего на него помещения среди искусственных пещер не нашлось. Археологи пока только предполагают связь этих помещений с монастырём в низовьях Георгиевской балки. Так было совершено небольшое открытие там, где его и не ждали.
Посещение осколка средневековья среди сплошного индастриала — занятие не для слабонервных. От остатков забора из сетки сюда ведёт не то тропа, не то промоина. Сыпучий спуск приводит к крутому, сглаженному временем известняковому обрыву («бараньему лбу»). И вот он край обрыва. Внизу, на территории, прилегающей к объекту «Крот» суетятся работники. Где же эти искусственные пещеры? Они прямо под обрывом. Чтобы попасть к ним, нужно проявить немного сноровки и элементарного скалолазания. И вот, узкая, сплошь заросшая колючей ежевикой площадка-полка на самом краю обрыва. А за спиной — искусственные пещеры. Да уж, лучше места для монастыря и не придумаешь…
Подземная электростанция (объект "Крот") и Георгиевская балка на гибридной карте Bing:
С высоты обрыва у сохранившихся средневековых искусственных пещер прекрасно видны окрестности. Внизу — вертикальный обрыв в несколько метров. Под ним — территория, прилегающая к огромной подземной электростанции «Крот». Чуть дальше — сама Георгиевская балка, почти полностью занятая строениями на подсобной территории. За заборами — железная дорога. За ними — Северная бухта с множеством пришвартованных кораблей. Противоположный борт балки занимает небольшая пожарная часть с кусочком «исторической» дороги. (На ней сохранились каменные парапеты и колеи в скале. Дорога обозначена ещё на картах конца позапрошлого столетия.) Просто сумасшедшее сочетание исторических эпох: стоять перед средневековыми пещерами, возможно принадлежащими монастырю св.Георгия, видеть кусочек дороги конца позапрошлого столетия и осознавать, что за спиной — крупнейший подземный объект города времён СССР. Такое возможно, наверное, только в Крыму, только в Севастополе и только в Георгиевской балке.
Возможно, когда-нибудь «Крот» станет музеем. Сюжет «Вести Севастополь»: