На Караби-Яйлу ведёт множество троп и дорог. Большая их часть доступна пешеходам, мотоциклистам и водителям подготовленных автомобилей. В сравнении с узкими тропками и горными дорогами, подъём с севера — настоящий проспект. По грейдерной дороге с остатками асфальта проедет обычный легковой автомобиль, был бы только дорожный просвет. Попробуйте проложить маршрут на Караби из Симферополя в картах Яндекс или Google. Сервис предложит два варианта: со стороны Долгоруковской яйлы или через Зеленогорское. О плюсах второго пути знали ещё до появления навигаторов. В путеводителе 1930 года давали такой совет:
… можно совершить экскурсию на Караби-Яйлу по нескольким направлениям. 1) через Молбай, 2) Тайган и 3) Казанлы. Последний маршрут предпочтительнее других потому, что он имеет постепенный, лёгкий подъем. Дорога даже колёсная, отличная. Потом всё время перед глазами открытый вид на прекрасную панораму северной части Крымского полуострова.
При всех преимуществах, у этого пути есть и недостатки: дорога кажется долгой и скучной. Начинается она ответвлением с трассы «Таврида». От неё к селу Зеленогорское идёт асфальтовая лента дороги среди полей. Впереди сизым маревом вздымается яйла. За Т-образным перекрёстком у села Балки нужно свернуть в сторону соседнего Новоклёново и найти на повороте приметную будку — от неё начинается долгий и пыльный подъём на Караби. По пути можно взглянуть на северные отроги нагорья. Например, из окна автомобиля. Большинству такого знакомства хватает. Действительно, что тут смотреть: бугры, балки, посадки сосен. Однако это не так. Уделите этим местам больше внимания, и они заиграют новыми красками.
При разговоре о горных хребтах воображение туристов рисует затяжные подъёмы, вздыбленные к небесам скалы, отвесные обрывы, свист ветра. В большинстве случаев это действительно так. Горы — величественные природные образования, которые вызывают трепет души пополам с желанием чаще нажимать на спуск затвора фотоаппарата. Но туристы не только любуются горами, по ним ещё нужно как-то передвигаться. Вновь выручат хребты. Некоторые из них, будто путепроводы в больших городах, ведут к вершинам или соединяют разделённые ущельями соседние плато. По хребтам проложены дороги и туристические маршруты. Один из примеров — хребет Таш-Хабах, кратчайший путь с Тырке на Караби, с одной яйлы на другую.
В Крыму, как и в большей части стран Евразийского материка, немало памятников эпохи мегалитов. Менгиры, «каменные ящики», кромлехи, петроглифы подробно описаны в научной и краеведческой литературе. К самым известным из них уже более 100 лет водят туристов. Популярны они и у эзотериков. Приверженцы этого течения считают, что такие сооружения возводили у энергоактивных зон или «мест силы». Говорят, эту энергию до сих пор могут ощутить особо чувствительные люди. Чашечные камни или чашечники остаются в тени популярности крымских мегалитов. Хотя их не меньше, чем «ящиков», и уж точно больше, чем менгиров. Особенно много чашевидных знаков на Второй горной гряде, в междуречье Бодрака и Качи. Например, на вершине горы Биюк-Чарыш или Каблук.
На восточной окраине села Ивановка, в тени деревьев на поляне у перекрёстка грунтовых дорог, отдыхает группа мототуристов. Впереди долгий и пыльный подъём на Долгоруковскую яйлу, здесь же приятная прохлада. В середине засушливой осени всё ещё зелена трава. Обычно это верный признак воды, но речки или родника не видно, на воду намекает только торчащая над деревьями башня Рожновского. Отдых окончен, пора и в путь. Заурчали двигатели мотоциклов, брызнул из-под колёс гравий грунтовки. Через 5 минут подъёма по каменистой дороге откроется вид: справа — горные отроги, слева — глубокая, сверху дна не видно, балка. Четырёхкилометровый распадок в известняках яйлы — долина Теренаирского ручья. Его воды подпитывают корни деревьев на зелёной полянке. А ещё поят жителей Ивановки.
Составители справочников и энциклопедий, в том числе Википедии, называют Суботхан самой протяжённой рекой Крымской яйлы. Гордое звание реки едва ли уместно для ручья, длина которого составляет всего 5 километров. Первый упомянул о Суботхане в научной литературе географ И. Петров. Он писал:
Соботканъ представляетъ прекрасный примѣръ карстовой рѣчки: родится изъ земли, течетъ нѣсколько верстъ по ней, потомъ устремляется внизъ и течетъ подъ землею нѣкоторое время, появляется опять въ пещерѣ и снова исчезаетъ невѣдомо куда, чтобы затѣмъ еще блеснуть на солнцѣ своими водами, сорваться со скалы пышнымъ водопадомъ и подъ новымъ названіемъ Су-Учханъ — слиться съ другой рѣчкой — Салгиръ.
То есть не река, а именно речка или ручей. Суботхан не только «прекрасный примѣръ карстовой рѣчки», это ещё и наглядное пособие от самой природы — уменьшенная копия большой реки.
К перевалу Гяур-Кая, а именно он будет первым в истории о троице «иноверных» топонимов (название переводится как «скала неверных, немусульман»), проще всего добраться от села Красносёловка. Чего не скажешь о самой Красносёловке: автобус сюда не ходит, и в село нужно добираться либо на личном моторе и попутках, либо на своих двоих, от ближайшей Головановки. В этот населённый пункт несколько раз в день совершает регулярный рейс автобус.
От окраины Красносёловки в сторону перевала ведёт хорошо накатанная дорога, проложенная по возвышенности Сары-Даг.
Название горы (Сары-Даг — «жёлтая гора») вполне оправдано. Правда, высаженные в советские годы сосняки скрывают жёлтый цвет склонов. Раньше желтизна бросалась в глаза сразу же за Красносёловкой, как она и сейчас видна в нижней части горы Кара-Тепе, с противоположной стороны от Сары-Дага. Сероватые стволы и матово-зелёная хвоя сосны крымской сделали своё дело. «Жёлтая гора» почти сменила окраску: теперь она серо-зелёная.
Дорога по Сары-Дагу практически на всём своём протяжении камениста. Ближняя к селу её часть надёжно промаркирована, так как ведёт к местной достопримечательности. Она тоже едва ли связана с исламом: это таврские каменные ящики, или, по-новомодному, дольмены. От тропки, уводящей в сосняк (в нём и расположены четыре каменные гробницы: три относительно целых и одна разрушенная), дорога начинает уверенно набирать высоту. Не так, чтобы уж совсем невыносимо круто, однако подъём ощущается. Помогает снизить нагрузку на ноги и колёса удачно распланированный профиль дороги.
Проложили ли дорогу по Сары-Дагу в XIX веке (её нить неплохо прорисована на «верстовке»), или же этот труд выполнил кто-то из народов, живших в этих краях в более ранние времена, доподлинно неизвестно. К аргументу об её древнем происхождении можно отнести общее направление: на крупном перекрёстке боковое ответвление дороги уводит в сторону руин поселения Байсу. К слову, и Байсу вполне подходит под определение о развиваемых в нити рассказа «иноверных» топонимах. Есть сведения, что в поселении жили христиане.
Тот самый случай, когда дореволюционные карты оказываются полезнее и нагляднее современных. На «верстовке» 1890 года обозначены: скала Картны-Каясы, горы Гяур-Кая и Кара-Тепе, бывшее поселение (в те времена — хутор) Байсу
Оставив поворот в сторону Байсу, дорога жмётся к склонам Караби. Испытание подъёмом заканчивается перевалом Гяур-Кая (683 метра над у.м.). На перевале дорожная выемка перерезывает узкий хребет, вытянувшийся с востока на запад. Вдоль гребня хребта хорошо просматриваются развалины стены, сложенной насухо из местного известняка. Своим видом и устройством древнее сооружение напоминает классические «длинные стены», остатки которых всё ещё видны на перевалах крымских гор. Подумать о происхождении этой загадки из истории, можно одновременно во время подъёма вдоль стен, по плавно повышающемуся к востоку хребту. Стена и хребет заросли лесом, поэтому потребуются крепкие нервы, время на дорогу и физические силы. Траты на подъём вдоль стены вскоре окупятся сторицей. В лесу покажется каменистая поляна с зарослями колючих кустов вдоль краёв. За ней — обрыв скалы и прекрасная панорама гор. Вид на вершины ограничен лишь лесом, замыкающим скалу и поляну с одной из четырёх сторон.
Виртуальный тур из двух сферических панорам. На первой панораме — вид со скалы Картны-Каясы. На второй — закат со Гяур-Кая:
Полноэкранный режим включается двойным кликом (поддерживается не всеми браузерами) или нажатием на иконку
Скала Картны-Каясы (qart – «старый, старик», qayasi – «скалы», «старые скалы») своеобразна и необычна. На мелкомасштабных картах она не обозначена. С дороги Красносёловка — Приветное скалу не видно. С самого перевала Гяур-Кая её тоже едва ли разглядишь. Такая себе скала-партизанка. Необычный вид на торчащую из леса скальную вершину открывается с горы Топарчик-Кыр, на Караби-яйле. С неё кажется, будто Картны-Каясы прилеплена своей задней частью к гораздо севернее расположенному хребту Кабарга. Это лишь иллюзия: скала одинока и своим присутствием украшает лишь верховья Куш-Дере, («птичий овраг», его ещё называют урочищем Шайтан-Капу).
С панорамной точки на краю Картны-Каясы отлично виден второй член троицы «иноверных» топонимов — заросшая лесом скала Гяур-Кая (816,7 метра над у.м.). Чтобы описать её форму, прибегнем к помощи писателя Антуана де Сент-Экзепюри и его замечательной сказке «Маленький принц»:
Когда мне было шесть лет, в книге под названием «Правдивые истории», где рассказывалось про девственные леса, я увидел однажды удивительную картинку. На картинке огромная змея — удав — глотала хищного зверя. Вот как это было нарисовано:
В книге говорилось: «Удав заглатывает свою жертву целиком, не жуя. После этого он уже не может шевельнуться и спит полгода подряд, пока не переварит пищу». Я много раздумывал о полной приключений жизни джунглей и тоже нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Это был мой рисунок №1. Вот что я нарисовал:
Я показал мое творение взрослым и спросил, не страшно ли им.
— Разве шляпа страшная? — возразили мне. А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Им ведь всегда нужно все объяснять. Вот мой рисунок №2:
Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками №1 и №2, я утратил веру в себя. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать.
Лётчику из сказки Антуана де Сент-Экзепюри точно бы понравилась Гяур-Кая: размерами она настолько удалась, что в неё однозначно поместился бы не только слон, но и огромный мамонт. Если вы не любите сказки, думайте о том, что гора похожа на шляпу. Она и правда на неё похожа.
С перевала Гяур-Кая дорога, милосердно сжалившись над путником, начинает плавно выполаживаться. Примерно в середине пути между Картны-Каясы и подъёмом на Гяур-Кая встретится родник, от которого питается ручеёк в овраге Куш-Дере. Родник с секретом: с виду это обычное нагромождение глыб. Однако под ними, в нескольких местах, сочится холодная, вкусная вода. Если внимательно не присматриваться и не прислушиваться, можно пройти мимо источника. Его выдаёт лишь едва слышимое в тиши леса журчание воды.
Дорога же вновь начинает идти на подъём. В какой-то момент о ней придётся забыть: к подножию Гяур-Кая не проложены ни дороги, ни тропы. Найти саму скалу сложно, приходится прокладывать путь по лесу буквально с помощью приборов.
Как и на скале Картны-Каясы, подножие Гяур-Кая начинается с каменистой поляны, которую едва видно из леса. С той лишь разницей, что вид на скалу и окружающие пейзажи открывается здесь не сразу, а требует дополнительного к себе внимания: на скалу нужно ещё залезть. Главное, набраться при этом смелости. Обычно пугает отвесный обрыв, здесь же страшен вид самой вершины. Скала — узкий, каменистый гребень, громоздящийся над хребтом на несколько десятков метров. С одной стороны – практически отвесный обрыв. С другой – глыбовый навал и разделённые трещинами скалы, сильно заросшие кривыми, низкорослыми дубами и колючей порослью. Между обрывом и зарослями – будто каменистая тропка, шириной в каких-то полметра. Держаться не за что. Лететь далеко и неприятно. Однако жажда видов со скалы помогает преодолеть первобытные страхи.
О панораме с вершины Гяур-Каи можно говорить лишь с придыханием. Особенно на закате. Далеко внизу, у самого подножия хребта, в вечерней тени зеленеет Танасская балка. Над нею, желтея в последних закатных лучах солнца скальными шапками, загораживают вид на побережье горы Хриколь, Шуври и Хургуч. Между Хургучем и Шуври из-за перевала Каллистон блестит кусочек синего моря. На фоне зелени лесов правильной формой шляпы (или удава, который проглотил слона) вырисовывается контур тени, которую отбрасывает громада скалы Гяур-Кая. К востоку от перевала Нижний Кок-Асан в горы уходит бугристый зелёный ковёр балки Актемир. Далеко на горизонте белеет скальный зуб Кок-Таша. Ближе к Шайтан-Капу видна замечательная россыпь скал на склонах Куш-Дере. Особое место в этой группе занимает отдельный утёс — Пут-Кая, он же Звездочёт. Панораму замыкает аккуратный конус Кара-Тепе со скальными выходами на склонах и вершине.
От вершины Гяур-Кая, плавно изгибаясь в сторону скал Шайтан-Капу, начинается хребет Гяур-Кая — третий участник рассказа о троице «иноверных» топонимов. Своим нижним концом хребет почти достигает оврага Куш-Дере и Тунасских ворот. Выветривание и лес разделили спину хребта на несколько отдельных вершин. Вершины отличаются высотой, внешним видом и открытостью. Где-то скала открыта со всех трёх сторон ветрам и обзору; на другом участке хребта из леса выступает лишь маленький и невысокий скальный кусочек; в дебрях, будто вспарывая лесную подстилку, вырастает из-под земли пирамида очередной высоты, сплошь покрытая зелёным пологом леса. Пространство между отдельными вершинами перемежается глухими зарослями леса и раскатами мшистых глыб.
Сложный ландшафт, отсутствие троп и открывающийся обзор с хребта Гяур-Кая на дорогу Карасу-Базар – Ускут в годы войны сослужили свою службу партизанам. В районе седловины между Хузгунскими скалами и Гяур-Кая, или же под самой вершиной, в 1941 году находились землянки лагеря Колайского партизанского отряда:
Крымские партизаны, часть 12
Из тетрадей Ивана Гавриловича Генова
14 декабря 1941 года
(фрагмент)
… мы вышли к дороге Карасубазар — Ускут. Только собрались переходить, как услышали голоса. Вскоре из-за поворота показалось около сорока мужчин и женщин. Все они шли по двое в ряд с узелками и мешками.
— Надо поговорить с ними, — предложил Попову. — Выясним, куда в такой холод идут.
Комиссар согласился. Выставив на всякий случай дозорных, вышли на дорогу.
— Кто такие? — спросил Попов.
— Из Ускута, крестьяне. В степных селах фрукты на хлеб меняли, — ответил за всех пожилой мужчина.
Разговорились. Оказывается, оккупанты запретили крестьянам ходить по дорогам в одиночку и мелкими группами. В деревне Ени-Сала они создали сборный пункт для тех, кто направляется на юг, а в Ускуте — для тех, кто идет на север, в степные районы.
Крестьяне снабдили ребят курительной бумагой, а один, оказавшийся знакомым Григория Назаренко, передал ему свой кисет с табаком и самое главное — кресало и трубку.
Мы тепло простились. Крестьяне направились в Ускут, а мы, подождав, пока они скрылись, стали подниматься на высокую и крутую гору Гяур-кая. Шли среди густого леса по очень узкой и извилистой тропке, которая привела нас к обрывистой скале. Отсюда колайцы меньше всего ждали появления посторонних. Мы же спустились с горы, обошли выставленные посты и, никем не замеченные, вошли в лагерь отряда. С радостью встретили нас партизаны. Но командование отряда растерялось, не знало, куда глаза девать.
После небольшого отдыха обошли заставы, посты, землянки, побывали у больных. Показали нам и конюшню — оказалась целая конеферма из двадцати шести лошадей. Командир отряда Губарев считает это резервным продовольственным фондом.
Необходимо отдать должное колайцам: они сумели сохранить значительную часть своих продовольственных баз и питаются до сих пор хорошо. В других отрядах, да и мы в штабе района, все еще не организовали выпечку хлеба, здесь же едят вкусный белый хлеб.
Ближе к Тунасским воротам, среди вершин хребта Гяур-Кая выделяется скала Акранту-Хая. Хороший обзор дороги Ени-Сала — Ускут вполне мог навести на партизан мысль использовать эту скалу в качестве наблюдательного пункта. В декабре 1941 выделяющееся на фоне леса полотно было открыто со всех сторон, и отлично просматривалась на несколько километров. Сейчас же дорога почти целиком скрыта зеленью естественных и искусственных лесов, за счёт чего её направление угадывается лишь в общих чертах.
От оконечности хребта Гяур-Кая до надёжно промаркированной тропы туристического маршрута №174 (т/с «Кабарга» – т/с «Нижний Кок-Асан») остаются считанные метры. Однако и здесь нет намёков на какую-либо постоянную тропку. Гяур-Кая остаётся загадкой для массового туриста, уверенно штурмующего маркированные, с умом проложенные и проверенные тропы. Осталось лишь спуститься в теснину Тунасских ворот и оттуда посмотреть на теснину Куш-Дере и столбы Шайтан-Капу. Можно посмотреть и сверху, со стороны дороги. К смотровой площадке над скалами проложена всё та же маркированная тропа регулярного туристического маршрута.
Гяур-Кая и окрестности на карте Openstreetmap:
Небольшая автомобильная стоянка-пятачок приютилась над самым обрывом теснины Шайтан-Капу. В плохую погоду отсюда начинается обратный путь в Белогорск для тех, кто не учёл качества горной автодороги (полотно по большей части грейдерное). С пятачка открывается очаровательный, хоть и окантованный пыльной зелёной рамкой, вид на окружающие горы. Для обычного путника вокруг высокие вершины и скалы с непонятными, дико звучащими названиями. Знакомые с этими местами быстро сориентируются, это не сложно: за спиной — уходящая к небесам крутым обрывом Куш-Дере, под ногами, в красноватой окалине лишайников, — Шайтан-Капу. И лишь хорошо знакомые с крупномасштабной картой знают, что за «воротами чёрта» карабкается в заросшие густым лесом горы едва заметная ниточка скал, вершиной которых является Гяур-Кая – «скала неверных».