Балки (Аргын). У подножия горы Джай-Тобе

Чатыр-Даг. Маленький Чатыр-Даг среди предгорий Восточного Крыма.

Сравнение небольшой горы Джай-Тобе с бывшим символом города Симферополь – Чатыр-Дагом невольно приходит в голову при внимательном осмотре этой вершины. Гора Джай-Тобе, как и Чатыр-Даг, по форме напоминает расставленный среди предгорий шатёр. Вернее, соразмерно с Чатыр-Дагом, гора больше похожа на палатку. Как и Чатыр-Даг, гора Джай-Тобе ориентирована по линии «север-юг». С северной стороны к Джай-Тобе примыкает плавно повышающийся в сторону горы слабо пересечённый склон – «Нижнее плато». Сама гора Джай-Тобе – «Верхнее плато». К югу склон Джай-Тобе, как и южный склон Чатыр-Дага, круто обрывается в сторону села Балки (Аргын). Во время осенних туманов ощущение схожести с Чатыр-Дагом усиливается многократно: словно над низкими облаками парит над туманом освещённая первыми утренними лучами солнца вершина Джай-Тобе.

Текст, панорама, карта, фотографии

Много исторических событий произошло у Джай-Тобе.

Примерно 140 миллионов лет назад, практически в самом начале мелового периода, на месте прекрасно видных с вершины горы оврагов, склонов гор и небольших возвышенностей плескалось мелкое море. Море было тёплым и чрезвычайно насыщенным жизненными формами. Аммониты, окаменевшие иглы морского ежа, белемниты, двустворчатые, брахиоподы, серпулы, гастроподы, кораллы – вот далеко не полный список фоссилий (окаменелостей) находимых в окрестностях горы Джай-Тобе. Сёла Балки и Зеленогорское, благодаря такому разнообразию палеофауны, широко известны у геологов, они часто приезжают сюда поодиночке и группами.

В долине, раскинувшейся у подножия горы Джай-Тобе, выклинивается множество больших и малых родников. У села Балки родники соединяются в один общий, небольшой безымянный поток, приток небольшой речки Сары-Су. Большое количество грунтовых вод сделало долину цветущей, наполненной яркой, свежей зеленью трав, кустарников и лесов.

Конечно, мимо такого оазиса не смог пройти человек. Следы пребывания древних народов находили (и находят) на полях и в оврагах после обильных дождей и таяния снегов. Это кремниевые орудия труда человека каменного века. Не стали исключением и тавры. Однако больше всего видимых после себя следов оставили скифы.

Вершина Джай-Тобе в I в. до н.э. – III в.н.э. была занята скифским укреплением, у самого подножия горы когда-то располагалось обширное селище.

Место для крепости было выбрано не случайно. Ограниченная с трёх сторон крутыми склонами, безлесная, с отличным обзором на все 360 градусов Джай-Тобе была уже практически готовым убежищем на случай опасности. Осталось дополнить начатое природой дело. С открытой к северу стороны скифами была сооружена каменная стена высотой около 6 метров и около 300 длиной. В стене были устроены ворота, шириной в 3 метра. К воротам от подножия горы Джай-Тобе шла дорога, следы которой видны до сих пор. Помимо главной стены, на самом неприступном месте горы существовала ещё одна каменная стена - цитадель (акрополь), последний оплот защитников. Джай-Тобе была по тем временам первоклассной крепостью. До наших дней, увы, не дошло название скифского укрепления и селища, в науке они известны под названием Аргинское скифское городище.

Виртуальный тур из четырёх сферических панорам гор Кара-Топе и Джай-Тобе с Аргинским скифским городищем возле села Балки (Белогорский район, Крым):

Расположение Аргинского скифского городища с тактической точки зрения было чрезвычайно удачным. С вершины городища и соседнего холма Кара-Топе в прямой видимости находились дальние скифские сторожевые посты - убежища и крупные укрепления: гора Кунич, Ак-Кая, соседние с Аргинским городища Казы-Элинское, Александровское и Новоклёново. Помимо расположения Аргинского скифского городища было расположено удачно и селище. До ближайшего источника чистой воды, действующего, к слову, и сейчас, считанные метры. Да и под защиту крепостных стен, в случае опасности, было бежать совсем недалеко.

План Аргинского скифского городища

План Аргинского скифского городища по И.А.Баранову. Из книги "Укрепления Крымской скифии" (С.Г.Колтухов, 1999 г.в.).

Помимо Аргинского скифского городища до наших дней уцелело несколько разбросанных по степи вокруг курганов, есть среди них и крупные. Все они, к сожалению, разграблены.

Увы, какой бы сильной не была скифская крепость на вершине горы Джай-Тобе (Аргинское скифское городище), она всё-таки пала. Случилось это в III веке н.э., одном из самых неспокойных веков в истории Крыма. Крепость была сожжена, высокие и крепкие стены разрушены, селище исчезло навсегда

В истории немало случаев, когда победители, одержав верх над противником, забирают себе его имущество. Не становятся тут исключением и земли. В общей сложности, земли плодородной долины, раскинувшейся у подножия горы Джай-Тобе, доставались победителям не менее четырёх раз.

Уже упомянутым известным нам первым завоеванием стала победа над скифами готов и алан в III веке н.э. Буквально сразу же после этого события на месте нынешнего села Балки (Аргын) появляется крупное поселение грекоязычных христиан, просуществовавшее тут вплоть до 1778 года - Каракуба. В средневековье на земли долины приходит новая волна завоевателей – кочевников. Ими было одно из могущественных родовых племён Золотой Орды. Нам это племя известно по фамилии родоначальника племени – Аргын.

Почему среди такого количества родовых племён, хлынувших на территорию Крыма, такие хорошие земли достались именно родуАргын? В первую очередь, из-за своего влияния рода Аргын на зарождающееся государство – Крымское ханство. Наиболее ярко это влияние описано в труде «Исторический очерк крымско-татарского землевладения» Ф.Лашкова:

…значеніе бейскіхъ родовъ въ государственномъ механизмѣ ханства, ихъ политическая роль въ общей системѣ управленія, особенно усилившаяся въ правленіе Гиреевъ, были причиною того, что территорія, которою бей владѣлъ раньше, въ качествѣ, родоначальника, въ періодъ существования ханства превратилась мало-по-малу въ особый удѣлъ или бейликъ, которымъ каждый изъ представителей (карачи-беевъ) бейскихъ поколѣній: Шириновъ, Барыновъ, Мансуровь, Сиджіутовъ, Аргіновъ и Яшлавовъ, владѣлъ на правахъ державца.

Во вторую, благодаря воинским заслугам. Известно, что в 1673 г, Кутлуша-мурза Аргынский с 7000 человек татар дошел до реки Самары и, разослав загоны к Чугуеву, Калантаеву, Красному Куту, Котельве и Ольшанску, почти безнаказанно разорил эти уезды. Конечно, такие заслуги перед ханством отмечались Гиреями на государственном уровне. Вот текст фирмана (ярлыка, охранной грамоты), выданного Ислям-Гиреем представителю рода Аргын:

Ислямъ-Гирей хань. Слово мое.

Причина написанія сего изящнаго ханскаго ярлыка, приносящаго счастіе,—высочайшаго фирмана, возвышающаго величіе владѣтеля странъ сдѣдующая:

Пожалованъ предъявителю (держателю) сего достопочтеннаго фирмана Кара бею—сыну покойнаго Ягмурчи-хаджи (да возвеличится его достоинство!) аргинское бейство, я повелѣлъ, чтобы онъ, нашъ Карачи Кара-бей, владѣлъ и распоряжался слугами, какъ владѣли при нашихъ покойныхъ предкахъ и старшихъ братьях покойные Ягмурчи-хаджи и Джанъ-Мехмедъ бей со временъ отцовъ н дѣдов своихъ, чтобы повинности и обращеніе были согласно древнімѣ обычаямъ, чтобы старики, служившіе съ давніхъ поръ его отцамъ и дѣдамъ и старшимъ братьямъ, а также и молодые явились моему слугѣ Кара-бею покорились, и повиновались ему, и ничуть не уклонялись отъ его приказаній и слѣдовали за німъ, поѣдитъ-ли онъ верхомъ, пойдетъ-ли пѣшкомъ; чтобы ни султаны, ни мурзы, измѣняя (порядокъ), не оказывали, препятствія при владѣніи землями, которыя служили имъ при нашихъ отцахъ ханамъ для хлѣбопашества, сѣнокошеніия кишлава и джайлава, и его турлавомъ дабы вѣрили моему высочайшему знаку! Данъ ему для имеѣнія въ рукахъ сей ярлыкъ съ приложеніемъ перстенной печати.

Написано въ послѣдних Числахъ мѣсяца Зилькааде 983 года (1585 год) въ Бахчисараѣ.

(М.П. Ислямъ-Гирей ханъ сынъ Девлетъ-Гирей Султана).

Поселение было названо, как тогда было принято, в честь рода беев, владевших этими землями – Аргын. Тогда же, вероятно, и сформировалась местная топонимика. Так, например, гора с руинами скифского городища получила название Джай-Тобе благодаря своему сходству с татарским луком (джай - лук (оружие), тобе - плоская вершина, холм). Соседняя с Джай-Тобе вершина стала называться Кара-Тобе (чёрный холм, предполагают, что на вершине горы в случае опасности разводили сигнальные костры). Оборудованный источник, что в самом центре села Аргын (восстановлен селянами Балок в 2006 году), прежде назывался Кадыр-Мурза-Чокрагы (источник мурзы Кадыра, видимо он был оборудован на средства богатого бея).

С появлением на этих землях мурз связывают рассвет села Аргын. Тогда население Аргынавозросло до более чем 600 жителей. В селе были мечеть, медресе, христианская церковь, ветряная мельница. Позже появилось несколько гончарных печей на окраине села, там, где прежде было небольшое село Ханлык. Известно, что печи приобрёл немецкий колонист Х.Вальц. В печах урочища Ханлык выпускалась плоская черепица – «марселька». Черепица была неплохого качества и получила распространение в нескольких районах Крыма – Белогорском, Судакском, Нижнегорском, Октябрьском и Гвардейском. Осколки черепицы с клеммами «Аргинъ» и сейчас можно найти на том месте, где её изготавливали.

Окрестности села Аргын (Балки) и горы Джай-Тобе на верстовке конца XIX века

На карте - верстовке конца XIX века возле села Аргын обозначено сразу два довольно обширных мусульманских кладбища – южнее и севернее от села. Ни одно из них не сохранилось, однако есть предположения, что на южном кладбище в основном хоронили мурз – представителей дворянского рода Аргын. На территории нынешнего свинарника у села Яковлевка (Казы-Эли) и в некоторых постройках в самом селе, вернувшиеся из депортации крымские татары обнаружили осколки башташей – надгробий. Были среди них и несколько мраморных с традиционной резьбой в виде розетки. Бедняки в основном ставили надгробия из обычного известняка, мрамор же, к тому же украшенный, был, естественно, привилегией знати (мурз).

С появлением новой власти – Российской империи земли у подножия горы Джай-Тобе были вновь пожалованы высокопоставленным чинам. И вновь за заслуги перед государством. Этим чином был один из первых правителей Крыма – граф В.Каховский. Брат Василия Каховского – Михаил так же получил земли в Крыму, но уже за другие заслуги – военные (в 1773 командовал войсками в Крыму).

Окрестности села Балки (Аргын) и гора Джай-Тобе на карте Wikimapia:

Больше фото:

  • dsc_6150Осыпи у села Балки
  • dsc_6154Порода с фоссилиями
  • dsc_6156Миниатюрный аммонит
  • dsc_6162Чертополох на склоне осыпей
  • dsc_6185Площадка с башташами
  • dsc_6187Башташ с датой
  • dsc_6188Церковь в Балках
  • dsc_6189Источник в селе Балки
  • dsc_6197Джай-Тобе и Ак-Кая
  • dsc_6199Гора Джай-Тобе
  • pilotka-i-ozero-panoramaГора Джай-Тобе и пруд
  • selo-balky-argynСело Балки

Увы, но до наших дней от прежнего величия селаАргын(Балки) не осталось практически ничего. Большая часть домов села Балки(Аргын) – новострои, на месте, где стояла мельница – сельское кладбище, гончарные печи превратились в руины, не сохранились и медресе с мечетями. Время не пощадило даже последний приют прежних жителей села Аргын -кладбища. И тем большим чудом является факт, что хоть и в состоянии оплывших землёй руин, до наших дней неплохо уцелел один из старейших и интереснейших памятников окрестностей села - Аргинское скифское городище на горе Джай-Тобе – «маленьком Чатыр-Даге» среди предгорий Восточного Крыма.


Комментарии Вконтакте

Комментарии Facebook

Комментарии Disqus

 

Поделитесь этой статьёй в социальных сетях:

 

Поиск

Не знаете значение слова?

Поищите его в словаре

Искать

Панорамы

Видовые
вершины

На сайте

110

панорам

62

статьи

1107

фотографий и изображений

КОММЕНТАРИИ САЙТА. РАБОТАЮТ НА DISQUS