Севастополь. Два соседа Георгиевской балки: средневековый пещерный монастырь и подземная электростанция (объект

Вечная суета и спешка. Кто-то едет в Севастополь, кто-то из Севастополя. Поезда по несколько раз в день снуют мимо Георгиевской балки. Колея железной дороги в черте города зажата между скалами и заборами предприятий вокруг. Почти сплошь занятый пришвартованными судами вдоль бухт берег моря, да прорубленные в скалах железнодорожные тоннели- вот, пожалуй, и все развлечения для взгляда постоянно куда-то спешащих пассажиров. Многие из них даже названия местных окрестностей не знают, не то, что их историю.

Текст, панорама, карта, фотографии

Есть в черте города Севастополя платообразное возвышение- Киленбалочные высоты. Вся толща пород, слагающих Киленбалочные высоты и окрестности, от основания до вершины представляет собой сооруженные временем остатки былой жизни древнего морского дна- известняк. Киленбалочные высоты ближе к Северной бухте прорезают глубокие овраги с выходами скал по краям. У севастопольцев такие овраги, больше похожие на каньоны, принято называть балками. Две из этих балок, выходящих устьем к Северной бухте, носят названия Георгиевская и Троицкая.

Словно скоростной поезд, спешащий мимо их низовий недалеко от берегов Северной бухты, над Георгиевской и Троицкой балкой пронеслось немало исторических событий и эпох.

Георгиевская и Троицкая балки... Не находите ли есть в этих названиях что-то церковное? Это действительно так. В низовьях Георгиевской и Троицкой балок были одноименные храмы. В одной из них (Георгиевской) в средние века был целый небольшой пещерный монастырь с храмом.

Разросшийся и шумный Херсон (Херсонес), будучи местом наиболее раннего появления христианства на территории будущей Киевской Руси, изобиловал множеством пышных и попроще храмов. Однако, тихих исповедников христианства- монахов, тянул к себе не людный город, а один из первых оплотов христиан- обширные каменоломни в устье Черной речки. Тянули к себе каменоломни еще и фактом пребывания здесь одного из первых проповедников- папы Климента. На месте, где проповедовал Климент, где после его молитвы забил считавшийся святым источник, возникает монастырь, действующий и ныне: Инкерманский Свято- Климентовский пещерный монастырь в Монастырской скале. Недалеко от большого монастыря св.Климента появляется несколько малых монастырей и скитов (монастырь в Загайтанской скале, монастырь св. Софии в Инкермане). Строят монастыри и несколько дальше от монастыря св.Климента. Таков предполагаемый монастырь св.Георгия в низовьях упоминаемой выше балки.

Монастырю св. Георгия не повезло. Его, в прямом смысле этого слова, уничтожил технический прогресс. Находясь в скале, прямо у ведущей к Севастополю дороги, монастырь привлекал к себе внимание множества исследователей земли Крымской. Близость к дороге и уничтожила монастырь- сначала в скале был прорублен тоннель Лазаревского водовода, а позже его целиком срезали при постройке участка Лозово - Севастопольской железной дороги. От монастыря при этом осталось только несколько задних стенок пещер. Та же близость к исследователям дала нам возможность, благодаря их подробным описаниям и даже рисункам, изучать этот монастырь и сейчас. Наиболее полное описание и акварельный рисунок экстерьера и интерьера монастыря можно найти у художника Д.М.Струкова, план и менее подробное описание у П.С.Палласа.

Акварель работы Д.М. Струкова, изображающая монастырь в Георгиевской балке Севастополе

Пещерный монастырь в Георгиевской балке возле Севастополя. Акварель Д.М.Струкова

Описание Д.М.Струкова, приведённое в «Древних памятниках христианства въ Тавридѣ» 1876 года издания подробно описывающее монастырь в мельчайших деталях достойно публикации:

«Въ бухтѣ Севастопольской, въ южной сторонѣ, въ четырехъ верстахъ отъ моря, на углу скалы находился храмъ, замѣчателъный своимъ входомъ и нѣкоторою разницей отъ прежде описанныхъ. Онъ былъ описанъ у Дюбуа де-Монтперере и въ "Запискахъ Общества Исторіи и Древностей". Мною влолнѣ расчищенъ и можно было получить о немъ болѣе ясное понятіе.

Внизу скалы выдолбленъ входъ въ помѣщеніе квадратной формы, шириною и длиною по 2 аршина. При входѣ по наружной сторонѣ скалы выдолблены впадины, служащія ступенями для подъема въ другое отверстіе, находящееся выше перваго. Войдя въ отверстіе находимъ комнату, шириною 6 арш. и глубиною 7 арш. Изъ нея ведетъ правильно высѣченная лѣстница вверхъ, гдѣ довольно обширное помѣщеніе съ двумя выходами: однимъ въ комнату, удобную служить трапезою и другимъ въ храмъ шириною б арш., гдѣ алтарь отдѣленъ отъ храма преградою, высотою 1 арш. 5 верш., имѣющею одинъ входъ по срединѣ. На лѣво въ алтарѣ отверстіе окна, подъ окномъ въ сѣверной сторонѣ прислоненъ къ преградѣ жертвенникъ; восточная часть алтаря полукруглой формы и въ стѣнѣ выдолбленъ престолъ, имѣющій впадину вверху, удобную для вложенія части св. мощей, по бокамъ сопрестоліе и ніже его сѣдалище для священнослужащихъ. Надъ престоломъ въ стѣнѣ впадина, въ неіі изображенъ Іисусъ Христосъ на прстолѣ, съ благословляющею правою рукой, въ лѣвой закрытое Евангеліе и на колѣняхъ подобіе небольшаго четырехъугольнаго ящика (подобнаго изображенія мнѣ нигдѣ не приходилось видѣть). По правую сторону изображена Богоматерь, а по лѣвую Св. Іоаннъ Предтеча. Надъ престоломъ изсѣченъ сводъ, на коемъ изображено Возседаніе Гослодне; по аркѣ надъ сводомъ изображенъ въ кругу по поясъ Св. муч. Лавръ, по сторонамъ арки къ сѣверу Сошествіѣ Св. Духа на Апостоловъ, въ южнай сторонѣ явленіе ангела Св. Пахомію Великому; и ближе къ окну на сѣверной стѣнѣ сохранилосъ изображеніе нѣ полное, а только нижняя часть, напоминающая Св. Іоанна Богослова и ученика его Прохора. Говорятъ этотъ храмъ уничтожен для проведения Желѣзной дороги».

Не все средневековые пещерные сооружения в Георгиевской балке были уничтожены при прокладке ветки железной дороги, но об этом позже.

Поезд все ближе приближается к Севастополю, уводя нас от Инкермана. Промелькнут трубы ГРЭСа в Сушильной балке, от него вдоль железной дороги потянется закрытая утеплителем теплотрасса. Железнодорожная колея раздваивается. Одна, со старыми деревянными шпалами уйдет за высокие железные ворота с бетонным забором, туда же уйдут и трубы теплотрассы. Вторая колея, та по которой и едет поезд, уведёт вдоль забора к остаткам упомянутого выше Георгиевского монастыря в скале, за ним, в той же скале, за упомянутым выше забором, мелькнет кусок крупного, закрытого сверху бетоном портала, выше всего этого, на самой вершине горы,- черные кубы. Дальше, вдоль путей,- заросли ломоноса, скалы, потемневшие выемки известняка от когда-то действующей тут каменоломни, низкорослый лесок и небольшие домики уже в соседней (Троицкой) балке.

На описание участка пути, охватывающего все интересующие нас достопримечательности, ушло всего несколько предложений, ещё меньше ушло бы времени, чтобы проехать весь этот путь, а сколько тут произошло исторических вех и событий...

Пригодность для строительства в толще гор в окрестностях Георгиевской балки была замечена не только монахами средневекового монастыря св.Георгия. Удобство подъездных путей, толщина пласта известняка Киленбалочного плато (около 70 метров), непосредственная близость от города- вот все предпосылки для крупного подземного строительства здесь. И это строительство началось.

В 30х годах XX века, когда над городом Севастополь, Главной базой ЧФ, нависла очередная опасность. Некоторая его часть к этому времени уже была частично построена под землёй. Так, в штольнях Троицкой балки был сооружён огромный для того времени подземный комплекс центрального торпедного арсенала флота. Позже, уже в годы войны, там же был расположен небезызвестный «Спецкомбинат №1», выпускающий боеприпасы для защиты города.

Ни одно мало-мальски серьёзное подземное предприятие не сможет работать под землёй в темноте и без электричества для станков и механизмов. Для обеспечения электричеством невидимой части города Севастополь была возведена подземная постройка, достойная в полной мере этой части. Этой постройкой стала четырёхуровневая, снабжённая двумя современными турбогенераторами, огромными машинными залами для них, всей необходимой для функционирования инфраструктурой, местами для хранения топлива, путями для его подвоза тепловая подземная электростанция. Комплекс сооружений этой электростанции был настолько велик, что по праву получил кодовое название «Крот».

Возвышенность занята типовыми севастопольскими пятиэтажками. Гаражный кооператив, вездесущая малоэтажная застройка. Так выглядит объект «Крот» со своей «приглаженной» стороны. Но, стоит обойти этот «лоск» и наружу выступает то, что по замыслу инженеров должно было быть погребено под слоем земли. Среди пустынной высоты, слегка поросшей низкорослыми серебристыми облепихами, видны различные, покрытые чёрным гудроном, бетонные сооружения. Тихий ужас охватывает, когда стоишь на краю пятиметровой, обложенной красным огнеупорным кирпичом дымовой трубы, уходящей в бездну подземелья. Вокруг- проседающие понижения, арматура, осколки бетона, чёрные кубы терминалов «Крота». Видны страшные разрушения бетонных сооружений- это следы взрывов и бомбардировок «Спецкомбината №1». А над всем этим- голубая лазурь неба, широкая панорама Севастопольской бухты. Высоты на краю обрыва, лежащего прямо над железнодорожным полотном, облюбовали молодые люди. Им же принадлежат шприцы, бутылки и следы от «бульбуляторов» вокруг. А ещё их же рук работа граффити на стенах чёрных терминалов объекта «Крот». Какие-то из них- чистая мазня, но иногда встречаются вполне неплохие, со своим смыслом, работы. Некоторым крупным граффити уже не хватает места на стенах чёрных терминалов «Крота», и они являют собой второй, а то и третий художественный «пласт».

Панорама недостроенных терминалов подземной электростанции (объект "Крот"):

 Полноэкранный режим включается двойным кликом (поддерживается не всеми браузерами) или нажатием на иконку

Большая часть входов под землю объекта «Крот» сейчас недоступна без специального снаряжения. Да и посещение это будет являться нарушением закона, ведь часть «Крота» на данный момент является действующей и принадлежит Севастопольской ТЭЦ. Тем не менее, один вход есть. Он представляет собой наполовину заваленный, не бетонированный тоннель. Вход в него расположен в… провале на каменистой дороге, идущей прямо по верху подземной электростанции. Всё же, если есть желание осмотреть огромные подземелья электростанции, не нарушая закон, то почему бы не сделать это не отходя от монитора (смотрите видео в бонусной части статьи)?

Даже в недостроенном виде (строительство началось с середины 30х, продолжилось в 50е) верхняя часть подземной электростанции (объект «Крот») впечатляет. Она и должна впечатлять, ведь это самое крупное подземное сооружение в черте города Севастополь. До сих пор наземная часть терминалов не до конца «отлита» из бетона, из стен наружу торчит не до конца связанная проволока и недоваренная арматура. Складывается ощущение, что строители ушли отсюда всего несколько лет назад, а прошло уже больше полувека.

Объект «Крот»- типичный пример крупного индустриального строительства. При таком масштабном строительстве вероятность уцелеть какому-либо памятнику старины приближается к нулю. Тем не менее, волей случая, такой памятник здесь есть.

С косогора, недалеко от входа в не забетонированную часть «Крота» ведёт небольшой виток серпантина, приводящий к огромной бетонной трубе, частично выступающей из земли и заваренной для безопасности металлическими трубами. Ниже трубы- бетонные столбы с остатками металлической сетки- рабицы. Кажется, что охранять тут вроде как и нечего- ниже крутого косогора только срезанная скала и три железнодорожных портала в ней (один не достроен). Однако и такие серьёзные препятствия казались незначительными в период серьёзной охраны объекта. Только с распадом СССР к объекту «Крот» стало возможно подходить с меньшим риском для здоровья и свободы.

В 2008 году Н.В.Днепровский при осмотре остатков Георгиевского монастыря осмотрел также и Георгиевскую балку. Каково же было изумление археолога, когда он на высоте, в пяти метрах от огромного массива бетона, прикрывающего один из порталов подземной электростанции (объекта «Крот»), на узкой скальной полке обнаружил несколько высеченных, по виду средневековых, в скале помещений.

План сохранившихся пещер в Георгиевской балке Севастополя
План пещер в Георгивской балке

Входы в пещеры очень сильно заросли ежевикой и практически не были видны. Ни в одной из публикаций, до этого описывающей Георгиевскую балку и монастырь не было сказано ни слова об этих искусственных пещерах. Храма, или похожего на него помещения среди искусственных пещер найдено не было. Археологи пока только предполагают связь этих помещений с монастырём в низовьях Георгиевской балки. Так было совершено небольшое открытие там, где его, мягко говоря, не ждали.

Посещение осколка средневековья среди сплошного индастриала- занятие не для слабонервных. От остатков забора из сетки сюда ведёт не то тропа, не то промоина. Сыпучий спуск приводит к очень крутому сглаженному временем известняковому обрыву («бараньему лбу»). И вот он край обрыва. Внизу, на территории, прилегающей к объекту «Крот» суетятся работники. Где же эти искусственные пещеры? Они прямо под обрывом. Для того, чтобы попасть к ним нужно проявить немного сноровки и элементарного скалолазания. И вот, узкая, сплошь заросшая колючей ежевикой площадка- полка на самом краю обрыва. А за спиной- искусственные пещеры. Да уж, лучше места для монастыря и не придумаешь…

Подземная электростанция (объект "Крот") и Георгиевская балка на спутниковой карте Wikimapia:

Больше фото:

  • p1132649Колодец и терминал
  • p1132651Терминал
  • p1132663Один из кубов
  • p1132664Граффити
  • p1132666Индастриал
  • p1132671Разрушения
  • p1132673Дымовая труба
  • p1132681Крот и Северная бухта
  • p1132684Небетонированная часть "Крота"
  • p1132685Провал
  • p1132686Дорога к терминалу
  • p1132690Остатки монастыря
  • p1132693Вид из пещер
  • p1132696Фасад пещер
  • p1132707Георгиевская балка
  • p1132709Порталы Крота

С высоты обрыва у сохранившихся средневековых искусственных пещер прекрасно обозреваются окрестности. Внизу- вертикальный обрыв, под ним- территория, прилегающая к огромной подземной электростанции Севастополя (объект «Крот»). Чуть дальше- сама Георгиевская балка, почти полностью занятая строениями «Крота». За ограждённой территорией- железная дорога, за дорогой- Северная бухта с множеством пришвартованных кораблей. Противоположный борт балки занимает небольшая пожарная часть (это не удивительно, рядом теплоэлектростанция) с кусочком «исторической» дороги, сохранившей каменные парапеты и колеи в скале, обозначенной ещё на картах конца позапрошлого столетия. Просто сумасшедшее сочетание исторических эпох: стоя перед средневековыми пещерами, возможно принадлежащими монастырю св.Георгия, видеть кусочек дороги конца позапрошлого столетия и осознавать, что за спиной- крупнейший подземный объект города прошлого века. Такое возможно, наверное, только в Крыму, только в Севастополе и только в Георгиевской балке.

В 2010 году подземные сооружения «Крота» были облюбованы киношниками. Режиссёр Ф.Бондарчук снимал тут эпизоды для двух частей фильма «Обитаемый остров». Вот два эти эпизода. В первой части есть эпизод, когда главный герой МакСим с гвардейцами ведёт облаву на выродков:

Во второй части, в одном из эпизодов, идёт погрузка из огромной подземной тюрьмы (да, да, это «Крот»!) на железнодорожные составы заключённых. Там же МакСим встречается со своими друзьями:


Комментарии Вконтакте

Комментарии Facebook

Комментарии Disqus

 

Поделитесь этой статьёй в социальных сетях:

 

Поиск

Не знаете значение слова?

Поищите его в словаре

Искать

Панорамы

Видовые
вершины

На сайте

110

панорам

62

статьи

1107

фотографий и изображений

КОММЕНТАРИИ САЙТА. РАБОТАЮТ НА DISQUS