Литвиненково. Скифское укрепление (Борут-Хане (Зуйское)) над священной пещерой могилы праведников (Кырк-Азиз)

Свернув возле поселка Зуя с шумной трассы, заполненный пассажирами небольшой сельский автобус держит путь к селу Литвиненково. Останавливаясь несколько раз в Литвиненково, растянувшегося вдоль трассы на целых три километра, автобус словно теряет пассажиров по пути. К конечной остановке с небольшой разворотной площадкой и магазинчиком доезжают уже единицы. Это практически окраина села. На одном из столбов, у остановки, висит указатель: «Кырк-Азиз». Пойдем по направлению, подсказанному нам указателем, а чтобы путь не показался скучным, вспомним историю этих мест.

Текст, панорама, карта, фотографии

История села Литвиненково и окрестностей богата, она восходит к глубокой древности и охватывает период от скифов и вплоть до наших времен. Однако, обо всём по порядку.

В XIХ веке недавно присоединенные к Российской империи земли Тавриды, манили к себе множество увлеченных изучением истории людей. Некоторые из этих исследователей оказались на Крымской земле волею судеб. Одним из таких энтузиастов был А.Я.Фабр.

Родившийся в 1789 году потомок крымских немцев Андрей Яковлевич Фабр сквозь годы и превратности судьбы пронёс свою любовь к родине- древней Тавриде. Эта любовь возбудила в нём желание помимо государственной деятельности (на государственной службе он состоял с 1804 года, в 1847 году стал губернатором города Екатеринослав (Днепропетровск), в 1857 году ушёл в отставку и навсегда переехал в Симферополь) заниматься изучением истории. Так, в 1839 году он был одним из организаторов Общества истории и древностей, с 1844 года издавшего 33 тома «ЗАПИСОК ОДЕССКОГО ОБЩЕСТВА ИСТОРИИ И ДРЕВНОСТЕЙ» (ЗООИД). В первом томе, к слову, в разделе «География» была опубликована и статья А.Фабра под названием «О древних нагорных укреплениях в Крыму». В 1848 выходит ещё одна статья «О памятниках некоторых народов варварских, издревле обитавших в нынешнем Новороссийском крае». В 1859 году вышла уже целая книга А.Фабра- «Достопамятнейшие древности Крыма и соединенныя с ними воспоминания».

Андрею Яковлевичу принадлежит открытие, имеющее отношение непосредственно к нашему рассказу. В статье «О древних нагорных укреплениях в Крыму» он описывает открытые им три укрепления, впоследствии опознанные как скифские. Опираясь на исследования Фабра П.И.Кеппен в книге «О ДРЕВНОСТЯХЪ ЮЖНАГО БЕРЕГА И ГОРЪ ТАВРИЧЕСКИХЪ» 1837 года издания отводит целую главу, посвящённую этим укреплениям их окрестностям и пещере-святилище Кырк-Азиз. Вот полностью эта глава:

БАРУТЪ ХАНЕ. ХОНЫЧЪ. БОРЛА.
«Отъ Симферополя на Сѣверозападъ, проѣхавъ Калмукъ-кору, гдѣ нѣкогда жилъ и трудился знаменитый Паллась, и гдѣ скончался мужъ строгихъ правилъ Зальфедьдъ, помышлявшій о направленіи Азіатской торговли чрезъ Ѳеодосію, подъѣзжаешь къ Зуѣ, на правомъ берегу который находится урочище Барутъ Ханэ. Тутъ, на скалистомъ и крутомъ берегу, противъ деревень Конечи и Каяасты, вѣроятно находился когда-то обезпеченный валомъ пороховой заводъ, какъ можно судить по Татарскимъ словамъ Барутъ (порохъ) и Ханэ (домъ). Валъ, обезпечнвавшій это заведеніе, отъ одного края крутаго берега до другаго, простирается въ длину на 210 шаговъ. Отсюда довольно удобною стезею спускаешься внизъ, къ Татарской святынѣ Кыркъ-Азизъ (сорокъ святыхъ), гдѣ въ пещерѣ, инѣющей въ длину и ширину по осьми шаговъ, находится гробъ краснаго цвѣта, къ которому изъ ближнихъ и дальныхъ мѣстъ стекаются Татары, страждующіе разными недугами и тутъ ищущіе себѣ исцѣленія.

Къ Юговостоку отъ Барутъ Ханэ, на правой сторонѣ Монтаная, находится гора Xонычъ, съ которой можно обозрѣть всѣ окрестности. На ней замѣтны слѣды многихъ жилищъ, каковыя видны и на бугрѣ отдѣленномъ отъ оной лощиною. Тутъ вѣроятно нѣкогда существовалъ одинъ изъ главныхъ наблюдательныхъ пунктовъ, противъ набѣговъ съ Сѣвера.

Далѣе, на правомъ берегу рѣки Бурульчі или Бурунчи, выше селенія Саарчи- эли, въ урочищѣ вменуемомъ Борда, замѣтны сдѣды укрѣпленія, находившегося надъ скалистою крутизною.

Всѣ эти три укрѣпленія открыты и со всѣхи подробностями сняты А. Я. Фабромъ, благоволившемъ сообщить мнѣ составленные имъ планы , которые, къ сожалѣнію, обстоятельства не дозволяютъ мнѣ представить здѣсь моимъ Читателямъ.»
Борут-Хане, Кырк-Азиз и гора Конич с плана А.Я. Фабра
Борут-Хане, Кырк-Азиз и гора Конич с плана А.Я. Фабра. Справа - план Борут-Хане Колтухова (1991 год)

М.А.Сосногорова, в своём «Путеводителе по Крыму для путешественников» 1874 года издания, описывает всё «по Кеппену», добавляя однако интересное отступление:

«Въ 30-хъ годахъ еще всѣ эти укрѣпленія были довольно хорошо видны; но теперь стѣны и остатки укрѣпленій разрушились сильно, хотя еще замѣтны. И что замѣчательно, что въ такихъ обширныхъ древнихъ развалинахъ нигдѣ не видно никакихъ признаков христіанской церкви.»

Отступление интересно тем, что М.А.Сосногорова на руинах укреплений пытается найти остатки христианских церквей, пытаясь отожествить их с памятниками средневековья.

Абсолютной «калькой» является упоминание В.Х.Кондараки в «УНИВЕРСАЛЬНОМ ОПИСАНІИ КРЫМА». 1873 года. Есть, правда, и небольшое отличие (вернее, дополнение):

«Исторія этихъ азизовъ не представляетъ ничего особенно интереснаго, Шейхъ, который постоянно охраняетъ эту святыню разскажетъ вамъ, что здѣсь когда-то 40 братьевъ стояли на молитвѣ, которыхъ безпрекословно убили какіе-то гяуры, ворвавшіеся въ Крымъ. На чемъ основано это преданіе неизвѣстно. Но в Хырхъ-Азизской пещерѣ, какъ-бы въ подтвержденіе этого событія, мусульмане держатъ гробъ краснаго цвѣта, къ которому приближаются съ особеннымъ благоговѣніемъ. Въ Симферополѣ и Карасубазарѣ я встрѣчалъ некоторыхъ стариковъ христіанъ, убѣжденныхъ, что Хырхъ-азизъ нѣкогда составляла христіанскую святыню, прославленную мученическую смертію 40 юношей за свободное проповѣданіе Евангелической истины. Убѣжденіе это до того сильно у нѣкоторыхъ изъ нихъ, что они и въ свою очередь посѣщаютъ эту пещеру съ больными.»

У более позднего автора, епископа Гермогена в «Справочной книжке о приходахъ и храмахъ Тавирической епархіи» 1886 года издания уже появляются неточности и проявляются определённые детали:

«А въ 6 верстахъ отъ Зуи, въ имѣніи Каясты, принадлежащемъ татарину Меметъ-мурзѣ Кипчатскому, въ скалѣ Хырк-азизъ (сорокъ святыхъ) есть пещера, гдѣ высѣченъ продолговатый камень наподобіе гроба, порытый зеленымъ сукномъ. Здѣсь, по преданію татаръ, были убиты гяурами 40 братьевъ во время стояния на молитвѣ,- и потому татары возятъ сюда своихъ больныхъ, и, послѣ молитвы, оставляютъ здѣсь кусочки одежды и часть волосъ больнаго, чтобъ вмѣстѣ съ одеждой, и волосами осталась здѣсь и его болѣзнь. Въ маѣ собирается сюда масса татаръ.»

Обратите внимание: гроб уже покрыт зелёным, а не красным сукном, в описание добавляются оставляемые в Кырк-Азизе кусочки одежды и волос.

Оставил нам описание Кырк-Азиза в своей статье «Крымские азизы» так же известный крымско-татарский просветитель И.Гаспринский:

«Таковы Кырк-Азиз (сорок святых) на половине пути от Симферополя к Карасубазару при деревне Кая-Асты. Общая могила находится на вершине гряды гор, в большой пещере. Эти сорок шеидов (мучеников) суть павшие на войне. Отличаются они даром исцеления от различных болезней и особенно от умопомешательства. За этими могилами присматривает особый шейх.»

К одному из авторов описаний- епископу Гермогену, мы ещё вернёмся позже, а пока, после знакомства с историческими источниками, продолжим наш путь.

Полевая, выровненная бульдозером, дорога постепенно приводит нас к мосту из бетонных труб, пересекающем речку Зуя, обозначенную среди полей восклицательными знаками растущих по берегам тополей. Преодолев 3ую дорога раздваивается у подножия небольшого косогора с невысокой скальной грядой у подножия. Проигнорировав удобства пути по дороге взберемся на вершину этой миниатюрной горы по траверсу. Скальная гряда здесь по большей части не представляет собой монолит- она разделена на крупные куски силами природы: выветриванием, осадками, морозами. Есть у горы и название, сейчас очень редко встречающееся: Джиранты. Преодолев подъем, передохнув и полюбовавшись открывающимися с вершины пейзажами продолжим нашу прогулку. Выбрав течение Зуи в качестве направления идем вдоль скал. Их высота постепенно повышается, формы выветривания и разрушения пород становятся разнообразнее. Появляются гроты, карнизы, трещины, отделившиеся блоки и целые скалы. Склоны покрывает низкорослая кустарниковая растительность, в небольших островках ровной земли между отделившихся от общего массива скал находится место для небольших деревьев.

Самое высокое среди этих скал место огорожено от окружающего плоскогорья невысоким, оплывшим от времени валом с попадающимися кое-где камнями кладки. В общей форме вала выделяются два характерных выступа- остатки башен. Перед нами упоминаемое ранее скифское городище Борут-Хане, позже получившее название Зуйское. Помимо остатков стен и башен в виде валов и бугров упомянем остатки поселения, примыкающего к скифскому городищу Борут-Хане (Зуйское), несколько холмов- зольников на его территории и совсем свежий грабительский раскоп с разбросанной вокруг керамикой и костями... Вспомнив исследователей скифского городища Борут-Хане (Зуйское) XIX века (см. выше) вспомним и об археологах прошлого века. Древнее укрепление изучали: в 1949 году археолог, руководитель тавро- скифской археологической экспедиции П.Н.Шульц, в 1968- И.А.Баранов, в 1984 С.Г.Колтухов заложил тут разведывательные шурфы. Исследователи XX века установили, что «обезпеченный валомъ пороховой заводъ» Борут-Хане не что иное, как скифское укрепление III – II вв.до н.э. - I в.н.э.

Примерно в средней части замыкающего укрепление обрыва, в глубокой скальной расселине, видна пещера Кырк-Азиз, ей же принадлежит и отверстие в «потолке» (в нашем скальном «полу») .

Осмотрев скифское городище Борут-Хане (Зуйское) продолжим нашу прогулку вдоль обрыва дальше.

Высота горы вновь идет на убыль, постепенно приводя нас к глубокой расселине между скал Джиранты. За возвышенностью, на противоположном борту расселины в конце XIX века существовал небольшой хутор Каясты Болгарский. Сейчас место болгарского хутора, упразднённого в 1948 году, расположена полуразрушенная ферма. Дно расселины занято сельским кладбищем. К кладбищу от скифского городища Борут-Хане (Зуйского) ведет тропка, спускающаяся от скал по небольшому понижению. Спустившись к кладбищу меняем направление движения и движемся теперь уже по грунтовой дороге против течения речки 3уя вдоль скал. Миновав кладбище дорога приводит к словно прислонённым к скале огромным валунам и просторной пещере- гроту. Пещера-грот называется Федюшкина Кобасы и имеет свою небольшую историю.

В этой, прежде небольшой, пещере в прошлом веке был расположен карьер по добыче глины. Со временем размер карьера рос, рос и размер пещеры. Увеличение карьера и пещеры, из соображений безопасности, было остановлено, однако вновь образованной прохладной пустоте под скалой было найдено практическое применение. Входное отверстие перегородили от стенки до стенки известковыми блоками вперемежку с бутом, спереди построили большую подпорную стенку из бута, опоясывающую скалу, лежащую рядом, а посередине установили металлические ворота шириной с погрузчик. Так был построен удобный, тёмный, прохладный, герметичный благодаря глине и недорогой в постройке склад для хранения яблок. Увы, склад не просуществовал долго: с развалом СССР пришло в запустения яблочное хозяйство Литвиненково, а с ним и пропала необходимость в холодной пещере-складе.

Интересно, что некоторые экскурсоводы и туристы, не зная историю пещеры-склада Федюшкина Кобасы часто принимают её остатки подпорных стен за старинные. Что ж, кто знает может бутовый камень из этих стен был взят из развалов стен скифского городища Борут-Хане? А может, от болгарского хутора Каясты Болгарский? Увы, это неизвестно.

Продолжаем идти вдоль скал, в этих местах имеющих собственное, практически не упоминаемое название: Чагарак-Кая. Путь ведёт в живописное урочище Пегемберны у подножия скалы. Главным украшением низовий урочища является роща из вековых ореховых деревьев и речка Зуя, текущая у подножия. От урочища Пегемберны к пещере-святилищу Кырк-Азиз ведёт сначала натоптанная тропа, а позже и бетонные ступени среди скал. По преданию (сам не проверял) ступеней- 40, согласно количеству убитых тут праведников.

Панорама площадки возле входа в пещеру-святилище Кырк-Азиз:

 Полноэкранный режим включается двойным кликом (поддерживается не всеми браузерами) или нажатием на иконку

Плеяда пишущих о Крыме авторов, как было указано выше, оставила нам множество описаний пещеры-святилища Кырк-Азиз. Нельзя сказать, что пещера не пользуется популярностью. С этой же популярностью и связано множество не совсем верных, а то и вовсе неправильных трактовок обрядов в святилище и возле него.

Так, очень часто упоминают о жертве, совершаемой возле входа и приготавливаемой в самой пещере. Кровью жертвы при этом окропляют корни вековых ореховых деревьев возле Зуи. Совершение жертвоприношения в Исламе является необязательным, и не будет грехом не совершить это жертвоприношение. Тем не менее, совершение этого обряда является желательным. Так же говорится в суре «Каусар»: «Совершай молитву ради своего Господа и закалывай жертву». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В дни праздника «удхия» (то есть Курбан-байрама) нет ничего любимее Аллахом, чем жертвоприношение ради Него, а животное, принесенное в жертву, явится в Судный день и будет заступничествовать (за совершившего обряд)». «А кто почитает обряды Аллаха, то поистине, это исходит от богобоязненности в сердцах!» (аль-Хадж 22: 32). Больше всего верующих возле пещеры-святилища Кырк-Азиз собиралось в праздник весны и плодородия- Хыдырлез, в этот праздник принято совершать ритуальное жертвоприношение. Однако, ни в одном из приведённых выше описаний нет слов о конкретно эпизоде приготовления жертвенной пищи в пещере, а так же не сказано о окроплении кровью жертвы корней ореховых деревьев. Из этого можно сделать следующее: данное веяние пришло к Кырк-Азизу из наших, более современных времён.

Ещё один обряд, полностью несовместимый с исламом- свечи, устанавливаемые в пещере во время молитвы. Свечи в Исламе не приветствуются совершенно. Даже пророк Муххамед говорил: «Худшее из дел – это новшество". "Всякое новшество – заблуждение, всякое заблуждение – в огне». С другой стороны известно, что пещеру почитали как мусульмане так и христиане, однако мусульман было значительно больше. Не могла небольшая группа христиан закоптить пещеру свечами.

Если в пещере-святилище Кырк-Азиз не готовили жертвенную пищу, и не молились большие группы христиан при свечах, то как же объяснить сильно закопченный свод? Ответ на этот вопрос можно найти в одном из описаний пещеры: для исцеления больного (И.Гаспринский отмечает, что Кырк-Азиз помогал «особенно от умопомешательства») его оставляли в пещере на ночь. Возможно, это и есть первопричина сажи на своде. Страдающему душевным недугом, одним на один ночью с могилой, хоть и праведников, возможно, было просто страшно. Для того, чтобы хоть как-то подавить это чувство, человеку оставляли небольшой, но коптивший источник света.

Разобравшись немного с историей и гипотезами пещеры-святилища Кырк-Азиз спустимся по ступенькам вниз к подножию горы Чагар-Кая. Продолжим наш путь вдоль речки Зуя и живописных желтых скал. У одной из отделившихся от общего массива крупной скалы есть свое название- Кыз-Кая ("девушка- скала"). Отметим, что живописное урочище Пегемберны иногда становится своеобразной лагерной площадкой учеников окрестных сел. Учителя, позволяя играть детям вокруг древней святыни Кырк-Азиз берегут ее покой, не позволяя ученикам подниматься на ступени и заходить в пещеру. Вновь появляются уже знакомые нам тополя вдоль речки Зуя. За полями видны дома села Литвиненково. Самое время упомянуть и о нем.

В описании пещеры- святилища Кырк-Азиз и Борут-Хане епископа Гермогена упоминается, что Кырк-Азиз расположен «въ имѣніи Каясты, принадлежащемъ татарину Меметъ-мурзѣ Кипчатскому». В Крыму фамилии мурз (высший слой татарского дворянства, имевшее права наравне с князьями) часто происходили от деревень, где они проживали. С фамилией Кипчакских всё сложнее. Кипчаки (по-русски половцы)- кочевники, составляющие некогда «элиту» войск Крымского ханства. От них, вероятнее всего, произошёл род Кипчакских. В «Статистическом справочнике Таврической губернии» ч.1 «Симферопольский уезд» указано, что экономия «Коясты» принадлежала богатому роду Кипчакских, а вернее трём братьям: Мустафе мурзе, Селямету мурзе и Фазылу мурзе. Первый из них, Мустафа, был образованным и интеллигентным человеком. В 1905 году он, вместе с председателем Исмаилом Гаспринским, упоминаемым ранее и другой крымско-татарской интеллигенцией, создал организацию «Иттифак эль муслимин» («союз мусульман»). К мурзе Мустафе рекомендовалось, в случае вопросов, обращаться жителям Симферополя. Второй, кавалерийский офицер Селямет Кипчакский, был кади-эскером (заместителем муфтия). Известен тем, что в 1907 году его поставили на пост исполняющего обязанности главного муфтия Крыма взамен расстрелянного большевиками Ч.Челебиева. Однако, духовные кадии (судьи-чиновники) "почти единогласно отказались помогать С.М. Кипчакскому и от должности отказались". Третий брат, Фазыл, был дворянином-землевладельцем. Ему принадлежали земли деревни небольшой деревни Кады-Эскер-Кой (ныне- село Украинка Белогорского р-на), расположенной в 4 километрах от Кырк-Азиза.

Быть может, именно сторонник Исмаила Гаспринского, Мустафа Кипчакский, показав в своей экономии священную пещеру Кырк-Азиз и рассказав историю о «сорока шеидов (мучеников)» дал ему толчок к написанию статьи «Крымские азизы»?

Скифское укрепление Борут-Хане (Зуйское) и пещера-святилище Кырк-Азиз на спутниковой карте Wikimapia:

Больше фото:

  • p1280008Урожай шиповника
  • p1280010Кусты в скалах
  • p1280011Грот в скалах
  • p1280019Панорама укрепления
  • p1280026Грабительский раскоп
  • p1280030Кырк-Азиз с городища
  • p1280034Пещера-"холодильник"
  • p1280038Вид из "холодильника"
  • p1280141Вид Кырк-Азиз
  • ss850114Вид на скалы
  • ss850154Скалы Чагар-Кая
  • ss850166Гроты в Чагар-Кая

Вот и показалась конечная остановка села Литвиненково. Закончилась наша кольцевая прогулка. Расстояние, пройденное нами, сможет преодолеть даже ребенок.

Скифское укрепление Борут-Хане, взобравшееся на высоту скалы Чагар-Кая, прямо под ним пещера-святилище Кырк-Азиз, ниже всего этого бывшее имение Каясты и советская пещера-"холодильник" - своеобразные "пласты" истории этих мест. И если в обычных обстоятельствах более древние пласты истории расположены на большей глубине залегания, то тут произошел небольшой парадокс. И в этом парадоксе скифское городище Борут-Хане выше всех, как не крути :-)

Бонус. Небольшое видео с рассказом о Кырк-Азиз и Борут-Хане. Есть определённые нюансы в рассказе ведущей...


Комментарии Вконтакте

Комментарии Facebook

Комментарии Disqus

 

Поделитесь этой статьёй в социальных сетях:

 

Поиск

Не знаете значение слова?

баш-таш

Поищите его в словаре

Искать

Панорамы

Закаты и
рассветы

На сайте

110

панорам

62

статьи

1107

фотографий и изображений

КОММЕНТАРИИ САЙТА. РАБОТАЮТ НА DISQUS