Сложно устроен человек. Может устать даже от горячо любимого дела. Вернее, не от дела, а от подготовки к нему: поиску информации, исходного материала, а позже и долгой дороги к начальной точке будущего маршрута. Так и возникают попытки найти что–то «интересное и малоизвестное», да ещё в придачу где–то поближе от родного дома. Удивительно, но часто эти попытки увенчиваются успехом!

Текст, панорама, карта, фотографии

Симферополю, столице Крыма, в плане близости к природе исключительно повезло. Всего несколько десятков минут езды на транспорте (а в некоторых районах города и ходьбы пешком), и вы уже среди скал, обрывов, студёных ключей, гротов и густого леса. Внутренняя гряда Крымских гор подступает к столице. Некоторая её часть вообще находится чуть ли не в центре. Таковы Петровские скалы (Хан–Кая) и Макурина горка (Кая–Баш). В пригороде Симферополя находится ещё один хребет — Беш–Тепе («пять вершин»). Он протянулся от возвышенности Хаялар, недалеко от поворота в сторону села Константиновка и пригородного села Фонтаны, до возвышенности Дженакай–Кыр с горой Киловской. Это уже над уже входящими в черту города районами Кирпичное и Марьино. Практически на всём протяжении хребта, его подножие, а частично и склоны, заняли дачные массивы. Скалы пока остаются во власти природы.

Крут подъём в горку к конечной остановке маршрутных автобусов в микрорайоне Ак–Мечеть. Гудят двигатели, проносятся вниз с горы мальчишки на велосипедах. С минарета спрятанной среди домов мечети мелодичным напевом звучит напев муэдзина на намаз. В общем, крымская жизнь во всех её проявлениях. Наконец, лихо затормозив, маршрутный автобус останавливается возле старой металлической остановки остановки. Она стоит недалеко от крутого косогора. Дорога, однако, тут не заканчивается, для нас это лишь начало пути.

От остановки дорога, словно крона от ствола дерева, разветвляется на несколько направлений. Прямо и немного левее-вниз — начало спуска к селу Залесье. Круто вправо, и дорога уведёт к домикам микрорайона Ак-Мечеть. Наш путь, прямо и немного левее, идёт по дороге к плавно повышающейся к юго-западу возвышенности.

Покинув разветвление, дорога продолжает потихоньку карабкаться в горку. Справа ярким коровьим душком пахнёт животноводческая ферма. Слева, в ложе Чумакарской балки, прекрасно видной отсюда, насыпаны домики Залесья. Наконец, оставив резервуары с водой, за забором справа, дорога выведет в невысокий лес. Через некоторое время лес отпускает путника. За ним открывается широкая панорама окрестностей.

Огромный простор предгорных полей… Тонкие лесополосы отделяют друг от друга предгорные поля, расчерчивая их на квадраты и прямоугольники. Сквозь внезапно выпавший мартовский снег, зеленеют первые ростки будущего урожая. Среди полей островки сёл и деревень. Над всеми и над всем, укрывшись, словно шубой последним мартовским снегом, высится Чатыр-Даг — «хан» крымской яйлы.

Полюбовавшись с вершины прекрасными пейзажами, продолжим наше путешествие.

Вскоре, по правую сторону от скал и тропы по ним, появятся развалины многочисленных построек и земляные валы. Если бы мы решили осуществить нашу прогулку лет эдак с тридцать назад, то можно со 100% вероятностью утверждать, что серьёзных неприятностей было бы не избежать. На месте нынешних развалин и валов тогда располагался стратегически важный для города объект – зенитно-ракетный комплекс. Как и многие другие города Крыма, столицу в период «холодной войны» от ракетного и бомбового удара охраняла специальная военная часть. Она состояла из комплекса ПВО и казарм для личного состава. Не пустели эти земли и после расформирования ЗРК: валы и казармы использовались во время военных учений и слётов. Сейчас от бывшей воинской части не осталось ничего, кроме кольцеобразных земляных валов, траншей и развалин в кустах.

Накатанная дорога вдоль обрыва приводит к вершине в 510 метров над уровнем моря. Ни на одной старой топографической карте Крыма не встречается её название. В качестве исключения — упоминание у известного топонимиста И.Л. Белянского. Гора называется Хаялар. Топоним состоит из двух частей. «Хая (более распространенный вариант «къая») — «гора, вершина, скала», «лар» — приставка, в тюркских наречиях она обозначает «много, множество». То есть, в русском варианте всё просто — «множество вершин» или «скалы». Вероятнее всего, такое название верхушке горы было дано из–за её особенности: крупная скала разделена здесь выветриванием на несколько более мелких, обособленно стоящих вершин.

Недалеко у вершины Хаялар, на небольшой поляне, возле грунтовой дороги, притаился круг кромлеха – творение рук современных неоязычников. Вершина горы Хаялар привлекла их во–первых, близостью к городу, а во–вторых, относительно открытой вершиной. Скорее всего, здесь отмечают некоторые из праздников неоязычников, связанных со сменой времён года и изменением положения земли относительно солнца. Например, летнее солнцестояние.

Мыс на оконечности двадцатиметрового обрыва скалы Хаялар скрывает в себе малоизвестную достопримечательность. У подножия скалы, напротив высаженных на террасированных склонах сосен, притаился просторный грот. Полость состоит из двух помещений, разделённых скальной «перемычкой».

 Панорама окрестных долин, лесистого склона горы Таш–Джорган и начала Холодной балки от грота в скале Хаялар:

 Полноэкранный режим включается двойным кликом (поддерживается не всеми браузерами) или нажатием на иконку

У грота нет собственного названия. Он не отмечен ни на одной топографической карте.

Широкая долина, что заняла пространство между склонами горы Хаялар и поросшего лесом косогора Таш–Джоргана, называется Холодная балка. Топоним — «калька» исходного названия Суук-Джилга. Оно соответствует «характеру» балки: уютными и тёплыми летними вечерами в ней на несколько градусов прохладнее, чем в окрестных долинах.

Скалы у вершины горы Хаялар соответствуют названию: то повышаясь, то вновь понижаясь и разделяясь меж собою крутыми склонами, они образуют характерный ландшафт Внутренней гряды Крымских гор. Эти обрывы хорошо известны скалолазам. Из-за незнания топонима, их называют «скалами возле села Фонтаны». До самого села ещё как минимум один километр. Многообразие форм выветривания превратило многометровые обрывы в универсальный полигон для тренировок и соревнований скалолазов. Здесь проходит несколько маршрутов, как для начинающих, так и для опытных спортсменов. Всюду видны атрибуты этого спорта: «уши», крюки, анкеры. Поверхности стен местами запачканы магнезией. Скалы Хаялар настолько удобны для тренировок, что в 2010 году здесь прошёл скалолазный фестиваль «Fontany-2010» (вид — сложность). Организаторы фестиваля представили около 30 новых скальных маршрутов.

Всё ближе к цивилизации и всё сильнее чувствуется её влияние на окружающую среду… В прежние времена на небольшой территории, что прилегает к бывшей воинской части с ЗРК, была свалка. Вернее говоря, свалка частично осталась. Она погребена под холмами вынутого под фундаменты грунта из строек города. Среди этого хаоса встречаются не очень приятные находки.

В 60х годах прошлого, XX века, на территории еврейского и частично славянского сектора Первого гражданского кладбища Симферополя (сейчас называют проще: «Старое кладбище») строят Симферопольское высшее военно-политическое училище. Снесённые при строительстве надгробия, естественно, пропадают при этом бесследно... В 2006 году, в самом центре Симферополя, во время сноса банно–прачечного комплекса (городская баня №1), обнаружили множество надгробий. Надгробия были как православные, так и иудейские. Часть могильных камней обследовали краеведы, а часть… просто выбросили на свалку.

Быть может, эти еврейские надгробия с надписями на двух языках (русском и иврите), что лежат среди полуразрытых мусорных ям, и есть надгробные памятники с тех кладбищ?

Известняки Внутренней гряды Крымских гор скрывают в себе несколько карстовых полостей. Это пещеры Змеиная и Алимка (Алимова) в Симферопольском районе, пещера Таврская в Бахчисарайском. Не стала исключением в этом плане и скала Хаялар. В толще скальной породы, ближе к садовому товариществу «Фонтан» и выходу из Холодной балки находится: Тильки–Коба («Лисья пещера»). Пещера сквозная, с двумя входами. Словно лаз узкой и низкой лисьей норы, ход пещеры, изрядно поиздевавшись над любопытным путником, выведет на узкую скальную площадку над обрывом. Полюбовавшись пейзажем не спешите радоваться: выбраться со скальной площадки можно либо обратным ходом, либо быть скалолазом и воспользоваться скалами как лестницей. Археологи считают, что неудобную карстовую полость использовали в качестве святилища. Было это в VII-VI вв. до н.э. (эпоха бронзы и раннего железа). На стенах Тильки-Коба обнаружили вырезанные в породе знаки (вероятно, родовые тамги, или культовые изображения). Недалеко от пещеры процессы выветривания на высоте в несколько десятков метров создали ещё один грот-навес и своеобразное «окно» - пролом с видом на трассу «Фонтаны – Партизанское – Малиновка». Кроме перечисленных полостей, ниже по склону есть ещё несколько гротов и навесов.

Наконец, всё больше приближаясь к трассе, куэстовое нагорье обрывается крутым оврагом. Один склон оврага, ближе к Тильки-Коба, террасирован и засажен соснами. Противоположный, ближе к селу Фонтаны, носит на себе следы когда-то существовавшей тут каменоломни и производства.

До революции обжиг извести в самом Симферополе и его окрестностях был одним из немногих, существовавших тогда, производств. Исходного сырья – известняка, как в самом городе, так и в его окрестностях было, предостаточно. Известь получали путём обжига известняка при высоких температурах (от 850 до 1200 градусов). Для этого использовали специальную известково-обжигательную печь. Готовый продукт, известь, применялся как связующее вещество в строительстве. При добавлении определённых веществ известковый раствор становился водоупорным. Такой состав применялся при строительстве различных гидросооружений – фонтанов, бассейнов (бассейн Петровского фонтана) и прочих. Остатки одного из таких производств извести мы и можем наблюдать сейчас перед собой. Руины известково-обжигательной печи достаточно легко идентифицируются: согласно словарю Брокгауза и Ефрона, это периодическая печь, печная шахта которой пристроена к срезанному крутому скату холма.

Известково-обжигательная периодическая печь. Разрез
Разрез известковой печи

Более подробно с конструкцией этой печи и принципом её работы можно ознакомиться на данной странице словаря.

Недалеко от развалин известково – обжигательной печи находится автобусная остановка садового товарищества «Фонтан». Название остановки звучит как… «Печка»!

 Холодная балка и скала Хаялар на карте OpenTopoMap:

Только панорама и фотографии

 Панорама окрестных долин, лесистого склона горы Таш-Джорган и начала Холодной балки от грота в скале Хаялар:

 Полноэкранный режим включается двойным кликом (поддерживается не всеми браузерами) или нажатием на иконку

 Больше фото (кликните на миниатюру и фотография увеличится):
  • file0035Одна из живописных скал
  • file0045Валы бывшей воинской части
  • file0068Сосульки на скалах
  • file0078Цветы кизила и Чатыр-Даг
  • file0082Кромлех на вершине горы
  • file0094Скалы Хаялар и Чатыр-Даг
  • file0098Экипировка скалолазов
  • file0106Первые адонисы на нагорье
  • file0114Иудейские надгробия
  • file0116Плита с ивритом
  • file0118Когд-то под этим камнем лежал челов
  • file0126Лаз пещеры Тильки - Коба (Лисья)
  • file0129Один из гротов
  • file0143Вид на трассу
  • file0155Остатки печи
  • file0159Топка известковой печи

Подходит конец нашей сегодняшней прогулки. Быстро промелькнут последние полтора километра пути к посёлку Фонтаны. Уходя обернитесь: там, за небольшим холмом, спряталась старая известковая печь. За этим же перевалом, на скалах возле пещеры Тильки-Коба (Лисья), возможно, уже тренируются симферопольские скалолазы. В низине Холодной балки (Суук-Джилга) ёжатся от вечернего холодка дачники. Они ждут пока приедет автобус в город. А выше всех — вершина горы с позабытым названием и гротом у её подножия – Хаялар.