На Караби-Яйлу ведёт множество троп и дорог. Большая их часть доступна пешеходам, мотоциклистам и водителям подготовленных автомобилей. В сравнении с узкими тропками и горными дорогами, подъём с севера — настоящий проспект. По грейдерной дороге с остатками асфальта проедет обычный легковой автомобиль, был бы только дорожный просвет. Попробуйте проложить маршрут на Караби из Симферополя в картах Яндекс или Google. Сервис предложит два варианта: со стороны Долгоруковской яйлы или через Зеленогорское. О плюсах второго пути знали ещё до появления навигаторов. В путеводителе 1930 года давали такой совет:
… можно совершить экскурсию на Караби-Яйлу по нескольким направлениям. 1) через Молбай, 2) Тайган и 3) Казанлы. Последний маршрут предпочтительнее других потому, что он имеет постепенный, лёгкий подъем. Дорога даже колёсная, отличная. Потом всё время перед глазами открытый вид на прекрасную панораму северной части Крымского полуострова.
При всех преимуществах, у этого пути есть и недостатки: дорога кажется долгой и скучной. Начинается она ответвлением с трассы «Таврида». От неё к селу Зеленогорское идёт асфальтовая лента дороги среди полей. Впереди сизым маревом вздымается яйла. За Т-образным перекрёстком у села Балки нужно свернуть в сторону соседнего Новоклёново и найти на повороте приметную будку — от неё начинается долгий и пыльный подъём на Караби. По пути можно взглянуть на северные отроги нагорья. Например, из окна автомобиля. Большинству такого знакомства хватает. Действительно, что тут смотреть: бугры, балки, посадки сосен. Однако это не так. Уделите этим местам больше внимания, и они заиграют новыми красками.
При разговоре о горных хребтах воображение туристов рисует затяжные подъёмы, вздыбленные к небесам скалы, отвесные обрывы, свист ветра. В большинстве случаев это действительно так. Горы — величественные природные образования, которые вызывают трепет души пополам с желанием чаще нажимать на спуск затвора фотоаппарата. Но туристы не только любуются горами, по ним ещё нужно как-то передвигаться. Вновь выручат хребты. Некоторые из них, будто путепроводы в больших городах, ведут к вершинам или соединяют разделённые ущельями соседние плато. По хребтам проложены дороги и туристические маршруты. Один из примеров — хребет Таш-Хабах, кратчайший путь с Тырке на Караби, с одной яйлы на другую.
В Крыму, как и в большей части стран Евразийского материка, немало памятников эпохи мегалитов. Менгиры, «каменные ящики», кромлехи, петроглифы подробно описаны в научной и краеведческой литературе. К самым известным из них уже более 100 лет водят туристов. Популярны они и у эзотериков. Приверженцы этого течения считают, что такие сооружения возводили у энергоактивных зон или «мест силы». Говорят, эту энергию до сих пор могут ощутить особо чувствительные люди. Чашечные камни или чашечники остаются в тени популярности крымских мегалитов. Хотя их не меньше, чем «ящиков», и уж точно больше, чем менгиров. Особенно много чашевидных знаков на Второй горной гряде, в междуречье Бодрака и Качи. Например, на вершине горы Биюк-Чарыш или Каблук.
На восточной окраине села Ивановка, в тени деревьев на поляне у перекрёстка грунтовых дорог, отдыхает группа мототуристов. Впереди долгий и пыльный подъём на Долгоруковскую яйлу, здесь же приятная прохлада. В середине засушливой осени всё ещё зелена трава. Обычно это верный признак воды, но речки или родника не видно, на воду намекает только торчащая над деревьями башня Рожновского. Отдых окончен, пора и в путь. Заурчали двигатели мотоциклов, брызнул из-под колёс гравий грунтовки. Через 5 минут подъёма по каменистой дороге откроется вид: справа — горные отроги, слева — глубокая, сверху дна не видно, балка. Четырёхкилометровый распадок в известняках яйлы — долина Теренаирского ручья. Его воды подпитывают корни деревьев на зелёной полянке. А ещё поят жителей Ивановки.
Составители справочников и энциклопедий, в том числе Википедии, называют Суботхан самой протяжённой рекой Крымской яйлы. Гордое звание реки едва ли уместно для ручья, длина которого составляет всего 5 километров. Первый упомянул о Суботхане в научной литературе географ И. Петров. Он писал:
Соботканъ представляетъ прекрасный примѣръ карстовой рѣчки: родится изъ земли, течетъ нѣсколько верстъ по ней, потомъ устремляется внизъ и течетъ подъ землею нѣкоторое время, появляется опять въ пещерѣ и снова исчезаетъ невѣдомо куда, чтобы затѣмъ еще блеснуть на солнцѣ своими водами, сорваться со скалы пышнымъ водопадомъ и подъ новымъ названіемъ Су-Учханъ — слиться съ другой рѣчкой — Салгиръ.
То есть не река, а именно речка или ручей. Суботхан не только «прекрасный примѣръ карстовой рѣчки», это ещё и наглядное пособие от самой природы — уменьшенная копия большой реки.
Раскинувшись среди широких просторов полей, недалеко от железной дороги и города Саки, впадает в Сакское озеро широкая, но безводная балка Джамин. На дне балки, среди живописных холмов, расположилось нынешнее село Геройское. Прежнее название села Геройское - Ашага-Джамин дало название этой живописной и уютной балке. Глубина балки Джамин, невысокие холмы вокруг скрывают село Геройское от случайных взглядов путников. Лишь на миг, с трассы «Симферополь-Евпатория», или из окон пригородного поезда, среди деревьев лесополос мелькнут белые домики и мемориал на высоком холме, на окраине села. Всё, на протяжении дальнейшего пути Вы не увидите Геройское. Разве что, только специально свернёте к нему с наезженной трассы.
Много исторических событий произошло на месте села Геройское. Приходили и уходили народы, становилось совсем пустым, и вновь заселялось нынешнее село Геройское. Три раза Геройское меняло название. Татарское, а затем оставшееся неизменным при немцах-колонистах Ашага-Джамин («нижняя мечеть», выше есть село Юхары-Джамин (нынешнее Валентиново), «верхняя мечеть»), после русское Горьковское, затем нынешнее Геройское. Два раза село Геройское пережило ужас депортации. Первый раз, в самом начале II Мировой войны, были выселены немецкие колонисты. С освобождением Крыма от оккупантов депортация произошла вновь. На этот раз выселили всех крымских татар.
На окраине села Геройское, на высоком безымянном холме, высится грандиозный памятник советской эпохи – мемориальный комплекс в честь подвига Восьми Героев Советского Союза. Тот, кто хоть раз видел это грандиозное творение, никогда не забудет масштабности и монументальности этого прекрасного памятника. Не менее масштабно и событие, в честь которого он сооружён.
13 апреля 1944 года, в день освобождения города Саки от оккупантов, в 14 километрах от города, в селе Геройское, тогда ещё Ашага-Джамин, произошёл одновременно кровавый и героический эпизод из истории освобождения Крыма от оккупантов. В книге «Крым. Памятники славы и бессмертия», глава «Памятник на братской могиле Восьми Героев Советского Союза. Сакский район, село Геройское», это событие описано так:
Это было в апреле 1944 г. Войска 4-го Украинского фронта, прорвав укрепления врага на Перекопе, Сиваше и у Ишуни, преследовали отступавших гитлеровцев. Чтобы выявить расположение войск противника и состояние дорог, от различных частей и соединений высылались вперед разведотряды. От подвижной группы фронта был выделен разведотряд в составе 91-го отдельного гвардейского мотоциклетного батальона 19-го танкового корпуса и нескольких взводов 3-го гвардейского мотоинженерного батальона фронтового подчинения.
12 апреля 1944 г. разведотряд перерезал шоссе Евпатория — Симферополь, парализовав движение противника из Евпатории и Сак. Получив сообщение о скоплении фашистов, справа от шоссе, командир отряда приказал произвести там разведку. На рассвете 13 апреля туда была отправлена на танке группа разведчиков под командованием гвардии сержанта Н.И. Поддубного. У села Ашага-Джамин она наткнулась на большой отряд гитлеровцев, которые открыли по танку артиллерийский огонь. Машина получила повреждение, и разведчики заняли круговую оборону. Около двух часов девять отважных воинов отражали атаки фашистов, а когда кончились боеприпасы, схватились с ними врукопашную. Израненных, истекающих кровью, их искололи штыками, а затем пристрелили гитлеровские палачи.
Ночью несколько жительниц села тайком пробрались к месту боя, чтобы похоронить погибших. Один из солдат подавал признаки жизни. Это был 19-летний В. А. Ершов, получивший 17 огнестрельных и колотых ран.
В скупых на эмоции словах справочника, мы читаем страшную историю, о том, как всего лишь девять, совершенно чужих Крыму и тогдашнему селу Ашага-Джамин (один аварец (дагестанец), пять украинцев и трое русских) войнов-освободителей (сержант, младший сержант и семь рядовых), во время выполнения боевого задания попали в окружение в занятом вражеским гарнизоном из множества солдат противника (около 350 человек) селе. Из сложившейся ситуации было два выхода, однако отряд разведчиков предпочёл смерть в бою плену и позору.
Более эмоционален рассказ непосредственного свидетеля тех событий – тогда 12-летнего мальчика, жителя села Ашага-Джамин (Геройское), крымского татарина Сейтмеметова Сейт-Вели. В 1944 году, чтобы хоть как-то пропитаться в голодные годы войны, Сейт-Вели вместе с товарищем охотился на зайцев. Вот его воспоминания о событиях того дня:
Весной 1944 года в середине апреля произошло незабываемое событие - трагедия. Вот как это было.
Мы с Петром Бойко ходили по полю и проверяли капканы, поставленные на зайцев. Это было между деревней Ашага-Джамин и станцией Княжевич. Со стороны Княжевич появился танк. Он шел в сторону Джамина. Когда танк поравнялся с нами, остановился, к нам навстречу пошел солдат. Мы сразу узнали, что это наш советский солдат. Подойдя к нам, он стал расспрашивать, кто и что есть в деревне, мы, пацаны, хорошо знали обстановку в деревне и рассказали, что в бывшем колхозном дворе-казарме живут расквартированные немцы, там же во дворе мы видели пушку. Солдат вернулся, и танк пошел прямо в деревню Ашага-Джамин. Мы тоже побежали в сторону деревни. Еще не добегая до деревни, мы услышали гулкие звуки. Видимо это стреляли из танка. Потом послышались автоматные очереди. Прибежав в деревню, мы с Петром из-за углов домов, наблюдали за боем. Бой был тяжелым, неравным. Слышались крики, стоны, тяжело было смотреть. Но трагедия была еще впереди. Когда, видимо, боеприпасы кончились у наших солдат, начался рукопашный бой. Через некоторое время все стихло. Мы видели, как немцы кололи штыками наших солдат. Неожиданно около нас появилась девушка-односельчанка. Звали ее Люба. Когда стало темно, мы втроем тайком пошли и стали осматривать солдат. Один из них подавал признаки жизни. Люба была постарше нас. Она сразу сказала Петру принести какой-нибудь плащ. Мы знали, что у нас деревне живет женщина фельдшер. Когда мы его полуживого занесли в дом, при свете лампы я увидел, что у солдата как-будто бы не было нижней челюсти. Фельдшер попросила всех уйти по домам и держать все в тайне. Всем известно, что во время войны немцы делали облавы и угоняли молодежь в Германию. Дед Харитон вызывал Петра Бойко и меня. Давал нам задание: оповестить все семьи, у кого были парень или девушка. Таким образом, мы оберегали молодежь от угона в Германию. Некоторые люди спасали своих детей, укладывая в постель, а когда приходили немцы, им говорили, что у больного высокая температура, наверное тиф, тогда немцы уходили. Точно таким же способом, с большим риском для своей жизни фельдшер закрыла солдата простыней, а когда немцы пришли в дом, сказала, что это старый человек, весь горит, может быть, тиф, и немцы ушли. Потом солдата переправили в госпиталь».
В тот же, после боя, день войска противника, чувствуя близость поражения, отступили к Севастополю. Войны-освободители, вошедшие в село Ашага-Джамин (Геройское), узнав о произошедшем в селе неравном бою, торжественно похоронили восемь бойцов на сельском кладбище.
В 1960 году, останки воинов были со всеми почестями перезахоронены. Теперь уже на высоком холме, у окраины села. На Братской могиле Восьми Героев был установлен кубический обелиск, высотой 2,25 метра на трехступенчатом постаменте (3 на 3 метра). Обелиск был выполнен местными мастерами из блоков крымского диорита. На фасадной стороне обелиска была установлена белоснежная мраморная плита, на которой были начертаны имена героев, павших смертью храбрых.
Помимо памятника Восьми Героям Советского Союза, в те же 60е годы, поменяло название и само село, тогда Горьковское. По многочисленным просьбам общественности, местных организаций Сакского района село Горьковское, где совершили свой подвиг разведчики, торжественно переименовали в Геройское.
Постепенно собиралась коллекция для запланированного в селе музея подвига Девяти Героев Советского Союза. Музей был торжественно открыт 6 ноября 1977 года. Особенностью музея была диорама с размером полотна 2,2 метра на 8 метров, и предметным планом площадью 10 квадратных метров. На диораме изображен пик боя апреля 1944 года. Диорама была создана группой мастеров во главе с заслуженным художником УССР Иваном Сергеевичем Петровым и в соавторстве с Л. Лабенком. Диорама «Подвиг девяти Героев 13 апреля 1944 года» - одна из трёх сельских диорам Крыма (первая была создана в селе Верхнесадовое, у Севастополя, вторая находится Ароматном). Помимо диорамы экспозицию музея составили живописные портреты Девяти Героев, их личные вещи, найденные на месте боя, останки оружия и боеприпасов.
В мае 1982 года мемориал в селе Геройское был полностью перестроен. Виною этому стал новый экспонат музея подвига Девяти Героев Советского Союза. Экспонат, который не поместился бы ни в одном сельском выставочном зале. У подножия холма, там, где произошла большая часть боя у села Геройское, на специально подготовленной площади и высоком постаменте, был установлен танк Т-34-85, переданный на вечное хранение музею хозяйством СССР и ВЦСПС.
К сожалению, Автору точно неизвестно, что случилось с танком Т-34-85, на котором Девять Героев прибыли в село, после повреждения его вражеским снарядом. Согласно одним данным, разведчики держали у него круговую оборону, согласно другим, танк, оставив в селе горстку бойцов, уехал дальше, продолжать выполнять задание. Жители села Геройское утверждают, что танк, уничтожив расчет вражеского орудия, действительно уехал. Более того, на постаменте, у холма Славы, установлен именно тот Т-34-85, который непосредственно участвовал в вышеуказанном бою, и позже был передан на вечное хранение музею. Как бы там ни было, можно быть уверенным, что это один из тех, 22609 танков Т-34-85, принимавших участие в героических событиях 1944-1945 годов.
С появлением такого экспоната преобразился и сам мемориал в селе Геройское. От высокой, приподнятой над землёй площади с оригинальными, выполненными крамальерными линиями краями, на которой и был установлен танк, к вершине холма построили широкую лестницу с двумя прямоугольными площадями для торжественных мероприятий. Вокруг мемориала был высажен парк. Претерпел значительные изменения и сам памятник на Братской могиле Восьми Героев Советского Союза. Стоявший до этого кубический памятник убрали. На его месте возвели оригинальную, грандиозную, удивляющую своим своеобразием и по сей день, конструкцию.
Виртуальный тур из трёх сферических панорам мемориального комплекса в Геройском:
Как и в ситуации с танком, Автору неизвестно имя архитектора, задумавшего и спроектировавшего новый, намного более оригинальный старого, памятник на могиле Восьми Героев Советского Союза в селе Геройское. Одно известно точно – человек этот, видимо, был смел в своих идеях и знаком с некоторыми памятниками всемирной истории (со Стоунхенджем в Британии, например, не правда ли похож?). Возможно, автору памятника был знаком несколько ранее сооружённый (в 1976 году), и относительно похожий по задумке Мемориал «Огонь Вечной Славы» в городе Минеральные Воды (правда, этот памятник гораздо больше).
Удивляет ещё один забавный и интересный факт.
Раз в году, примерно в конце мая месяца, последние, кроваво-красные, заходящие лучи вечернего солнца, проходя сквозь центральный проход к Братской могиле, освещают в полный рост скульптурную композицию на пилоне и непосредственно саму, покрытую торжественным чёрным мрамором могилу Восьми Героев Советского Союза в селе Геройское. Что это, случайность? Или специально задуманная архитектором «изюминка» и без того оригинального мемориального комплекса?
Как и почти 70 лет назад жители села Геройское гордятся своей историей. Гордятся тем, что когда-то, в прошлом, восемь молодых и ещё полных жизненными силами и энергией людей отдали свои жизни за Победу, за освобождение от гнёта оккупантов маленького степного села Ашага-Джамин, за счастливое и свободное настоящее. Любой из жителей села Геройское (Сакский район, Крым) покажет Вам, где находится здание сельского клуба с музеем подвига Девяти Героев Советского Союза. Любой из жителей с гордостью расскажет Вам, о том, что здесь когда-то произошло и сколько сюда приезжало людей, желающих поближе узнать этот эпизод в истории освобождения Крыма. Когда-то к музею и мемориалу был даже проложен специальный туристический маршрут. Многие из жителей села не раз принимали участие в пополнении коллекции музея, регулярных субботниках и памятных мероприятиях. Всем им известно, какими сокровищами обладает скромный музей подвига Девяти Героев Советского Союза в селе Геройское.
На этой, в общем-то, позитивной ноте можно было бы закончить рассказ, но он будет неполным без некоторого негатива.
К сожалению, на данный момент здание сельского клуба, в котором расположился музей подвига Девяти Героев Советского Союза в селе Геройское, находится в удручающем состоянии. В самом музее не так давно был сделан ремонт, заменены полы и окна, чего нельзя сказать о здании. Прохудившаяся крыша создала огромную проблему – в здании повредилась электропроводка, давно нет света. Сложно оценить всю красоту и тщательность исполнения диорамы подвига Девяти Героев Советского Союза, она практически не различима из-за темноты. Изначально задумывалось, что диорама будет находиться в специальной затемнённой нише с тщательно спланированным передним планом. Реалистичности изображению и композиции переднего плана добавляла специальная подсветка. Однако, увы, эта же задумка не позволяет, из-за царящей в нише темноты, толком рассмотреть диораму. Нельзя сказать, что и сам уникальный и своеобразный мемориал подвига Восьми Героев Советского Союза в селе Геройское находится в идеальном состоянии. Дорожки к мемориалу поросли сорной травой, от самого памятника отпадают куски штукатурки. Есть у жителей села Геройское замечательная традиция. Все брачующиеся молодые перед загсом совершают церемонию возложения цветов к памятнику. После чего посещают дом культуры и оставляют в музейном журнале свои пожелания и благодарности. Вроде традиция хороша, но видим ли мы под её лоском весь тот мусор, бутылки из-под шампанского и коробки из-под конфет, оставляемые в укромных уголках кремальерной линии мемориала новобрачными и их гостями?
Мемориальный комплекс и Геройское на гибридной карте Bing:
Музей и мемориальный комплекс в честь подвига Восьми Героев Советского Союза в селе Геройское (Сакский район, Крым) – уникальный, неповторимый музейный комплекс степного Крыма. Масштабность и своеобразие мемориала на могиле Восьми Героев Советского Союза можно поставить в один ряд с оригинальным и интересным памятником героям Эльтигенского десанта (открыт 8 мая 1985г.) И если на данный момент точно известен скульптор и архитектор «Паруса», то мемориал на могиле Восьми Героев Советского Союза в селе Геройское (Сакский район, Крым) пока что хранит тайну своего создателя.
Волею Судеб, спустя 6 месяцев после написания данной статьи удивительный Мемориал Восьми Героев Советского Союза в селе Геройское был реставрирован. В реставрацию было вложено 5 миллионов рублей. Деньги на реставрацию были собраны за счёт благотворительных взносов работников Самарской области.
Открытие мемориала в Геройском после реставрации. Сюжет телеканала «Новости города Саки»: