На Караби-Яйлу ведёт множество троп и дорог. Большая их часть доступна пешеходам, мотоциклистам и водителям подготовленных автомобилей. В сравнении с узкими тропками и горными дорогами, подъём с севера — настоящий проспект. По грейдерной дороге с остатками асфальта проедет обычный легковой автомобиль, был бы только дорожный просвет. Попробуйте проложить маршрут на Караби из Симферополя в картах Яндекс или Google. Сервис предложит два варианта: со стороны Долгоруковской яйлы или через Зеленогорское. О плюсах второго пути знали ещё до появления навигаторов. В путеводителе 1930 года давали такой совет:
… можно совершить экскурсию на Караби-Яйлу по нескольким направлениям. 1) через Молбай, 2) Тайган и 3) Казанлы. Последний маршрут предпочтительнее других потому, что он имеет постепенный, лёгкий подъем. Дорога даже колёсная, отличная. Потом всё время перед глазами открытый вид на прекрасную панораму северной части Крымского полуострова.
При всех преимуществах, у этого пути есть и недостатки: дорога кажется долгой и скучной. Начинается она ответвлением с трассы «Таврида». От неё к селу Зеленогорское идёт асфальтовая лента дороги среди полей. Впереди сизым маревом вздымается яйла. За Т-образным перекрёстком у села Балки нужно свернуть в сторону соседнего Новоклёново и найти на повороте приметную будку — от неё начинается долгий и пыльный подъём на Караби. По пути можно взглянуть на северные отроги нагорья. Например, из окна автомобиля. Большинству такого знакомства хватает. Действительно, что тут смотреть: бугры, балки, посадки сосен. Однако это не так. Уделите этим местам больше внимания, и они заиграют новыми красками.
При разговоре о горных хребтах воображение туристов рисует затяжные подъёмы, вздыбленные к небесам скалы, отвесные обрывы, свист ветра. В большинстве случаев это действительно так. Горы — величественные природные образования, которые вызывают трепет души пополам с желанием чаще нажимать на спуск затвора фотоаппарата. Но туристы не только любуются горами, по ним ещё нужно как-то передвигаться. Вновь выручат хребты. Некоторые из них, будто путепроводы в больших городах, ведут к вершинам или соединяют разделённые ущельями соседние плато. По хребтам проложены дороги и туристические маршруты. Один из примеров — хребет Таш-Хабах, кратчайший путь с Тырке на Караби, с одной яйлы на другую.
В Крыму, как и в большей части стран Евразийского материка, немало памятников эпохи мегалитов. Менгиры, «каменные ящики», кромлехи, петроглифы подробно описаны в научной и краеведческой литературе. К самым известным из них уже более 100 лет водят туристов. Популярны они и у эзотериков. Приверженцы этого течения считают, что такие сооружения возводили у энергоактивных зон или «мест силы». Говорят, эту энергию до сих пор могут ощутить особо чувствительные люди. Чашечные камни или чашечники остаются в тени популярности крымских мегалитов. Хотя их не меньше, чем «ящиков», и уж точно больше, чем менгиров. Особенно много чашевидных знаков на Второй горной гряде, в междуречье Бодрака и Качи. Например, на вершине горы Биюк-Чарыш или Каблук.
На восточной окраине села Ивановка, в тени деревьев на поляне у перекрёстка грунтовых дорог, отдыхает группа мототуристов. Впереди долгий и пыльный подъём на Долгоруковскую яйлу, здесь же приятная прохлада. В середине засушливой осени всё ещё зелена трава. Обычно это верный признак воды, но речки или родника не видно, на воду намекает только торчащая над деревьями башня Рожновского. Отдых окончен, пора и в путь. Заурчали двигатели мотоциклов, брызнул из-под колёс гравий грунтовки. Через 5 минут подъёма по каменистой дороге откроется вид: справа — горные отроги, слева — глубокая, сверху дна не видно, балка. Четырёхкилометровый распадок в известняках яйлы — долина Теренаирского ручья. Его воды подпитывают корни деревьев на зелёной полянке. А ещё поят жителей Ивановки.
Составители справочников и энциклопедий, в том числе Википедии, называют Суботхан самой протяжённой рекой Крымской яйлы. Гордое звание реки едва ли уместно для ручья, длина которого составляет всего 5 километров. Первый упомянул о Суботхане в научной литературе географ И. Петров. Он писал:
Соботканъ представляетъ прекрасный примѣръ карстовой рѣчки: родится изъ земли, течетъ нѣсколько верстъ по ней, потомъ устремляется внизъ и течетъ подъ землею нѣкоторое время, появляется опять въ пещерѣ и снова исчезаетъ невѣдомо куда, чтобы затѣмъ еще блеснуть на солнцѣ своими водами, сорваться со скалы пышнымъ водопадомъ и подъ новымъ названіемъ Су-Учханъ — слиться съ другой рѣчкой — Салгиръ.
То есть не река, а именно речка или ручей. Суботхан не только «прекрасный примѣръ карстовой рѣчки», это ещё и наглядное пособие от самой природы — уменьшенная копия большой реки.
Так было не всегда. Наши предки умели без особого вреда и изменений, гармонично и грамотно вписывать в природный ландшафт самые обычные дороги. Одна из таких замечательных старинных дорог ведёт из посёлка Новый Свет, вдоль склона горы Сыхт - Лар, к каменному арочному мосту и источнику св.Анастасии у седловины, что возле горы Перчем.
Чтобы найти эту красивую старинную дорогу, вовсе не обязательно сначала долго ехать, а после тяжело, долго и нудно подниматься в горы. Достаточно просто пройти пешком расстояние в 350 метров от автостанции посёлка Новый Свет, по улице князя Л.Голицына (эта улица пересекает посёлок практически от окраины до окраины) в направлении города Судак. Через 350 метров пути, от основной дороги влево и вверх уйдёт хорошо накатанная и утрамбованная грунтовая дорога. Вот и всё, это и есть та самая старинная дорога, ведущая в направлении источника святой Анастасии.
Пожалуй, выйдя на дорогу и любуясь живописными видами, открывающимися с поворотов то тут, то там, самое время вспомнить и об истории её происхождения. Благо, времени на это предостаточно - до моста через балку нам идти около 3 километров, а до источника святой Анастасии и того больше. Так уж повелось в Крыму, что каждый, существующий на его территории объект имеет свою историю. Когда длинную и сложную, а когда простенькую и короткую, но всё - же историю.
Начнём, пожалуй, с основных носителей истории - топонимов. Микротопонимов на той территории, по которой пролегла старинная дорога к источнику св. Анастасии, более чем достаточно, но наиболее распространенные из них имеют в корне греческое женское имя Анастасия. Глубокая балка, вдоль которой мы идём, называлась Настасьян - Дересы (буквально - Анастасьевская балка). Источник, к которому мы собственно и держим путь, называется Настасья - Чешме (Анастасийский, св. Анастасии, чешме - источник). Седловина между горами Перчем (чубчик) и Сыхт - Лар (сыртлар - хребты) носит сразу два названия: Дугуджи и, опять- таки, св. Анастасии. Дугуджи - сложный топоним, вероятный перевод которого состоит из двух частей: дюгю - свадьба, брачный, джи - аффикс, выражающий принадлежность. Если объединить две части топонима в одну, то выйдет свадебный или брачный. Это название связано, вероятнее всего, с лежащим выше седловины источником Дугуджи - Чешме. Ещё один, не менее интересный, но не имеющий отношения к св. Анастасии, впрочем, ласкающий слух основной темой рассказа топоним Конделен – Йоллар, так называется одна из небольших вершин, недалеко от Сыхт - Лар и Настасьян - Дересы. Перевод опять состоит из двух, даже трёх частей. Конделен - поперёк, йол - дорога, лар - много, множество. Если объединить эти три слова, то выйдет примерно следующее: «вершина множества дорог, пересекающих её поперёк». Вот уж загадочное название.
Итак, мы насчитали четыре топонима, связанных с именем Анастасии. Для разгадки этой небольшой задачки обратимся к фактам из прошлого. В Средние века, на небольшой территории от Судака до Нового Света (вернее той бухты, где он находится), существовало минимум 5 византийских монастырей. Четыре из упомянутых монастырей сохранились в разрушенном виде (фундаменты, пещеры). От пятого монастыря - святой Анастасии остались лишь упомянутые топонимы. Монастырь этот как раз и находился на седловине (поляне) св. Анастасии. Источник св. Анастасии, естественно, при этом считается монастырским. Не лишним здесь будет отметить, что в Крыму с именем Анастасии связан ещё один, не менее знаменитый источник - родник Анастасии Узорешительницы, в Четвёртом гроте пещерного монастыря Качи - Кальон. Не с именем ли этой святой был связан и «наш» монастырь на седловине? Можно предположить, что седловина Дугуджи названа так не по прихоти крымских татар, а по «особенности» святой - православные женщины до сих пор молят её помочь благополучно родить, а роды, как известно, происходят в основном после свадьбы, брака. Да и воды источника св. Анастасии почитаются целебными, особенно часто сюда приходят женщины. Впрочем, это лишь предположения, вызванные богатством местной топонимики.
Оставим наши приправленные историческими фактами мысли и вернёмся к основному объекту повествования, и теперь уже его истории. Чтобы наш дальнейший разговор о старинной дороге, ведущей к источнику св. Анастасии возле Нового Света шёл более правильно и точно, дадим ей краткую характеристику.
Итак, наиболее сохранившийся участок старинной дороги протянулся более чем на 3 километра, от посёлка Новый Свет до уцелевшего однопролётного каменного моста. На протяжении пути встретится несколько резких закруглённых поворотов – серпантинов. Практически на всём, наиболее сохранившемся, участке старинной дороги у Нового Света присутствуют элементы укрепления и формирования дорожного полотна: крепиды, подпорные стены, насыпи и срезы склона.
Панорама участка старинной дороги к источнику св. Анастасии возле Нового Света. Видны крепиды и подпорные стены:
Полноэкранный режим включается двойным кликом (поддерживается не всеми браузерами) или нажатием на иконку
Само полотно дороги, по которому в основном держат путь к источнику св. Анастасии туристы, представляет собой лишь «вершину айсберга», которую, собственно, они и видят. Большая же часть старинной дороги, ведущей к источнику св. Анастасии возле Нового Света, находится выше и ниже основного полотна. Именно выше и ниже можно увидеть тот основной объём работ, что довелось приложить её создателям. Выше и ниже находятся целые ярусы длинных, хоть и невысоких, подпорных стен и крепид. Правда, лес тоже любит такие удобные для роста плоские, повёрнутые к тёплым лучам солнца каменные террасы. К тому же они ещё и неплохо конденсируют и аккумулируют влагу, столь необходимую для питания растений. Такие условия способствовали ещё большей маскировке подпорных стен и крепид, порою, чтобы их найти, нужно изрядно попотеть. Выше и ниже полотна прежде находились миниатюрные каменоломни песчаника - плитняка, именно из него сложены элементы укрепления старинной дороги. Следы этих каменоломен уже угадываются интуитивно, ведь время и выветривание, в комбинации с растительным покровом смогло завуалировать их лучше любого человека. Обратите внимание: строители старинной дороги, ведущей к источнику св. Анастасии возле Нового Света не стали специально устраивать каменоломни для подсыпки и укрепления дорожного полотна, их вполне удовлетворил местный материал, добываемый тут же, во время работ. Нашим дорожникам у мудрых предков, видимо, ещё учиться и учиться…
Какова же история происхождения этой замечательной старинной дороги у Нового Света? Общепризнанными являются несколько гипотез. Первая из них, пожалуй, самая правдоподобная. Она утверждает, что дорога была построена во времена владения Новым Светом князем З.Херхеулидзе. Тогда (1820-1878, года владения имением княжеским родом) нынешней дороги из Судака в Новый Свет не существовало (в общих чертах эта дорога была построена при Л.Голицыне), и самый быстрый и комфортный путь пролегал с окраины Судака, мимо седловины Дугуджи, и спускался прямиком в центр Нового Света. С этой версией согласуется и пятиверстовая (в 1 см 2,1 км) Топографическая карта полуострова Крым. Военно-топографического депо, 1842 года издания. На ней эта дорога обозначена, хоть и без особых подробностей:
Вторая версия (вернее, легенда) гласит, что князь Л.Голицын надумал построить для одной из своих дочерей на горе Соколёнок дом, но, увы, разорился, и денег хватило только на часть сохранившейся доныне дороги.
Что же, как не странно, но в обеих версиях и гипотезах можно увидеть отголоски исторических событий, но, можно и попробовать рассмотреть их с другой точки зрения, с точки зрения эволюции.
Как было сказано ранее, в Средние века, на небольшой территории от Судака до Нового Света (вернее той бухты, где он находится), существовало несколько византийских монастырей. Любой монастырь это в первую очередь не стены и крыша, а общежитие людей, объединённых общими принципами. К любому монастырю в первую очередь прокладывается дорога, или хотя бы тропа. Такой дорогой, конечно, в намного более упрощённой форме, и мог быть сохранившийся участок у Нового Света. Если на карте немного продолжить дорогу дальше и правее, то можно заметить, что она упрётся в море, а оттуда совсем недалеко до плохо сохранившегося пещерного монастыря - соседнего с монастырём св. Анастасии. После присоединения Крыма к Российской Империи, Новый Свет, тогда называвшийся то Парадиз, то Лиман, начинает переходить то к одному владельцу, то к другому. Конечно, влиятельным людям (одним из них был З.Херхеулидзе - керченский градоначальник), которым тогда и принадлежала эта земля, тоже были необходимы пути сообщения, так тропа, прежде соединяющая между собой монастыри и небольшое поселение на берегу бухты, улучшается - строятся подпорные стены, подрезаются и подсыпаются склоны, создаются безопасные для езды повороты. После продажи Нового Света Л.С.Голицыну, имение переживает «ренессанс» - строятся жилые и производственные помещения, винподвалы. Сооружается и новая, более удобная и короткая дорога из Судака в Новый свет - ближе к берегу моря. Однако значение прежнего пути совсем не преуменьшается - над дорогой находится самый мощный в окрестностях источник - св. Анастасии. Тот источник, что напоит Новый Свет и даст путёвку в жизнь производству шампанского. От заново каптированного источника св. Анастасии в имение строится водовод из керамических глазурованных труб, его длина составит 3200 метров, через каждые 40-80 метров строятся смотровые колодцы для обслуживания водовода. Ниже источника возведён каменный бассейн - накопитель. Тут то и пригождается старая, но не забытая дорога: по ней удобно передвигаться строителям и обслуживающим после стройки водовод ремонтникам.
Интересно отметить, что проблема с водоснабжением не пропала у Нового Света ни через 50 лет, ни через 100. Так, на одном из участков старинной дороги к источнику св. Анастасии до сих пор стоят металлические трубы, сваренные воротами в форме буквы «П». Это очередные неудачные попытки решить проблему водоснабжения разрастающегося посёлка, теперь уже в советские годы - артезианская скважина. В итоге проблема была частично решена подводом днепровской воды из Судака. Частично потому, что в 2013 эта всё равно существующая проблема вновь решается, теперь, правда, более современными способами - в Новом Свете установлена опреснительная установка.
С появлением в этих местах русских переводится, меняется и коверкается топонимика. То, что было Настасьян - Дересы становится Водопроводной балкой, источник Настасья - Чешме русифицируется в источник св. Анастасии. Меняется название Парадиза и Лимана - он становится Новым Светом.
Такова, в общих чертах, возможная «эволюционная история» старинной дороги к источнику св. Анастасии в Новом Свете. Конечно, это всего лишь мысли, прикреплённые историческими фактами, но, возможно, и эта теория имеет право на жизнь.
Источник св. Анастасии, горы вокруг Нового Света и старинный мост в овраге Настасьян-Дересы на гибридной карте Bing:
Источник св. Анастасии и дорога к нему была подробно описана в работе историка Тимиргазина А.Д. В апреле 2012 года команда телепроекта "Турнавигатор" с Тимиргазином сняла интерсную передачу об этих местах