• icon Природа
  • icon История
  • icon Архитектура
  • icon Краеведческие заметки
Статьи о природе КрымаОткройте для себяудивительное разнообразие природы КрымаПрирода
Статьи об истори и исторических достопримечательностях КрымаУзнайте интересные и малоизвестные эпизоды истории Крыма История
Статьи об истори и исторических достопримечательностях КрымаУслышьте звуки застывшей музыки Крыма Архитектура
imageПрочитайтестатьи о Крыме в лёгком авторском стилеКраеведческие заметки

Последние публикации:

Новоклёново. По пути на Караби

На Караби-Яйлу ведёт множество троп и дорог. Большая их часть доступна пешеходам, мотоциклистам и водителям подготовленных автомобилей. В сравнении с узкими тропками и горными дорогами, подъём с севера — настоящий проспект. По грейдерной дороге с остатками асфальта проедет обычный легковой автомобиль, был бы только дорожный просвет. Попробуйте проложить маршрут на Караби из Симферополя в картах Яндекс или Google. Сервис предложит два варианта: со стороны Долгоруковской яйлы или через Зеленогорское. О плюсах второго пути знали ещё до появления навигаторов. В путеводителе 1930 года давали такой совет:

… можно совершить экскурсию на Караби-Яйлу по нескольким направлениям. 1) через Молбай, 2) Тайган и 3) Казанлы. Последний маршрут предпочтительнее других потому, что он имеет постепенный, лёгкий подъем. Дорога даже колёсная, отличная. Потом всё время перед глазами открытый вид на прекрасную панораму северной части Крымского полуострова.

При всех преимуществах, у этого пути есть и недостатки: дорога кажется долгой и скучной. Начинается она ответвлением с трассы «Таврида». От неё к селу Зеленогорское идёт асфальтовая лента дороги среди полей. Впереди сизым маревом вздымается яйла. За Т-образным перекрёстком у села Балки нужно свернуть в сторону соседнего Новоклёново и найти на повороте приметную будку — от неё начинается долгий и пыльный подъём на Караби. По пути можно взглянуть на северные отроги нагорья. Например, из окна автомобиля. Большинству такого знакомства хватает. Действительно, что тут смотреть: бугры, балки, посадки сосен. Однако это не так. Уделите этим местам больше внимания, и они заиграют новыми красками.

novokljonovo-po-puti-na-karabi

Хребет Таш-Хабах: от Тырке до Караби

При разговоре о горных хребтах воображение туристов рисует затяжные подъёмы, вздыбленные к небесам скалы, отвесные обрывы, свист ветра. В большинстве случаев это действительно так. Горы — величественные природные образования, которые вызывают трепет души пополам с желанием чаще нажимать на спуск затвора фотоаппарата. Но туристы не только любуются горами, по ним ещё нужно как-то передвигаться. Вновь выручат хребты. Некоторые из них, будто путепроводы в больших городах, ведут к вершинам или соединяют разделённые ущельями соседние плато. По хребтам проложены дороги и туристические маршруты. Один из примеров — хребет Таш-Хабах, кратчайший путь с Тырке на Караби, с одной яйлы на другую.

tash-habah

Каменные чаши Биюк-Чарыша

В Крыму, как и в большей части стран Евразийского материка, немало памятников эпохи мегалитов. Менгиры, «каменные ящики», кромлехи, петроглифы подробно описаны в научной и краеведческой литературе. К самым известным из них уже более 100 лет водят туристов. Популярны они и у эзотериков. Приверженцы этого течения считают, что такие сооружения возводили у энергоактивных зон или «мест силы». Говорят, эту энергию до сих пор могут ощутить особо чувствительные люди. Чашечные камни или чашечники остаются в тени популярности крымских мегалитов. Хотя их не меньше, чем «ящиков», и уж точно больше, чем менгиров. Особенно много чашевидных знаков на Второй горной гряде, в междуречье Бодрака и Качи. Например, на вершине горы Биюк-Чарыш или Каблук.

gora-biyuk-charysh-ili-kabluk

Терен-Аир: село, балка, ручей

На восточной окраине села Ивановка, в тени деревьев на поляне у перекрёстка грунтовых дорог, отдыхает группа мототуристов. Впереди долгий и пыльный подъём на Долгоруковскую яйлу, здесь же приятная прохлада. В середине засушливой осени всё ещё зелена трава. Обычно это верный признак воды, но речки или родника не видно, на воду намекает только торчащая над деревьями башня Рожновского. Отдых окончен, пора и в путь. Заурчали двигатели мотоциклов, брызнул из-под колёс гравий грунтовки. Через 5 минут подъёма по каменистой дороге откроется вид: справа — горные отроги, слева — глубокая, сверху дна не видно, балка. Четырёхкилометровый распадок в известняках яйлы — долина Теренаирского ручья. Его воды подпитывают корни деревьев на зелёной полянке. А ещё поят жителей Ивановки.

teren-air-selo-balka-ruchej

Суботхан — «прекрасный пример карстовой речки»

Составители справочников и энциклопедий, в том числе Википедии, называют Суботхан самой протяжённой рекой Крымской яйлы. Гордое звание реки едва ли уместно для ручья, длина которого составляет всего 5 километров. Первый упомянул о Суботхане в научной литературе географ И. Петров. Он писал:

Соботканъ представляетъ прекрасный примѣръ карстовой рѣчки: родится изъ земли, течетъ нѣсколько верстъ по ней, потомъ устремляется внизъ и течетъ подъ землею нѣкоторое время, появляется опять въ пещерѣ и снова исчезаетъ невѣдомо куда, чтобы затѣмъ еще блеснуть на солнцѣ своими водами, сорваться со скалы пышнымъ водопадомъ и подъ новымъ названіемъ Су-Учханъ — слиться съ другой рѣчкой — Салгиръ.

То есть не река, а именно речка или ручей. Суботхан не только «прекрасный примѣръ карстовой рѣчки», это ещё и наглядное пособие от самой природы — уменьшенная копия большой реки.

rechka-subothan
 Больше фото (кликните на миниатюру и фотография увеличится):
  • dsc_5335ДОТ №56 и трасса
  • dsc_5341Гостиница и ДОТ №55
  • dsc_5368Сквозник ДОТ №56
  • dsc_5374СЖБОТ между ДОТ №55 и 56
  • dsc_5375Табличка СЖБОТ между ДОТ №55 и 56
  • dsc_5384Орудийная площадка ДОТ №55
  • dsc_5385СЖБОТ у Пироговки
  • dsc_5386Вид на Мангуп из амбразуры
  • dsc_5405Остатки ДОТ №58
  • dsc_5421Огневая точка
  • dsc_5422ДОТ №59
  • dsc_5428Брошенная кастрюля
  • dsc_5432Ход сообщения
  • dsc_5449Вид в амбразуру КП
  • dsc_5451СЖБОТ между КП и ДОТ №53
  • dsc_5460Остатки консервной банки

Послесловие

Итак, нами пройдена часть Дуванкойского опорного пункта. Как мы смогли убедиться, многие из его укреплений сохранились достаточно неплохо. Исходя из этого, можно поспешно сделать вывод о том, что укрепления Дуванкойского опорного пункта были сданы без боя. На самом деле это не так, вернее не совсем так. Большая часть укреплений действительно была оставлена отошедшими в тыл расчётами, но лишь после того, как был расстрелян весь боезапас, проще говоря - закончились боеприпасы. Известно, что бойцами 19-го батальона морпехоты все-таки были сняты и вывезены два орудия Дуванкойского узла. Оставшаяся часть орудий была либо взорвана, либо приведена в негодность (сняты замки и прицельные трубки).

Почему же настолько важный в стратегическом отношении узел обороны города Севастополь настолько легко был занят врагом? Во- первых мы можем наблюдать явный просчёт тактики защиты самого ОП. Большая часть узкой здесь Бельбекской долины была отлично перекрыта крупными огневыми точками (ДОТ), сюда враг и не думал соваться. Однако, допустив просчёт в менее сильном узле обороны, на соседних высотах, командование, таким образом, дало возможность обойти по этим самым высотам мощную защиту Дуванкойского ОП. Обойдя с двух сторон Дуванкойский опорный пункт, враг, создав своеобразные «клещи» -отрезал его от тыла и снабжения, таким образом, сведя все усилия ОП на нет. Во-вторых, как писал Л.Н.Толстой:

Гладко вписано в бумаги,
Да забыли про овраги,
А по ним ходить.

Изначальные планы Дуванкойского ОП были начертаны идеально. Но, ландшафт и скорость наступления противника расставили свои точки над «i». Расположение и типы ДОТ и СЖБОТ в Дуванкойском ОП, в реальной жизни, оказались совсем не такими, как на изначальных планах. Даже количество их отличается, от изначально планируемого.

К счастью, такой удивительный памятник истории как Дуванкойский опорный пункт дошёл до наших времён в неплохом состоянии. Только здесь можно наблюдать такое разнообразие типов ДОТ на относительно небольшой площади. К сожалению, далеко не все и не всегда это понимали и понимают. Так, известен из истории случай, когда в бронированного ДОТ №58 (на окраине Пироговки) после войны были снесены неразорвавшиеся боеприпасы и там… подорваны вместе с ДОТ. То, что не доделали после войны, доделали в наши времена. «Охотники за металлом» ради нескольких металлических балок под крышей ДОТ превратили его в бетонное крошево. Не обходят стороной и СЖБОТ. Так, из геройски погибшему от попадания 75мм снаряда СЖБОТ между ДОТ 55 и 56, сделали ничто иное, как придорожную мусорку… К счастью, есть и неравнодушные к истории люди. Это - поисковый отряд «Береговая оборона», именно эта группа неравнодушных людей возвращает памятникам истории достойный их вид.

Выражаю благодарность историку, писателю, командиру поискового отряда «Береговая оборона» Александру Валериевичу Неменкоза помощь в подготовке материала.

RSS лента

Чтобы получать уведомления
на почту,
введите ваш email:

И нажмите кнопку:
Уже подписались:

подписчиков

На сайте

1382

фотографий и изображений

77

статей

145

панорам

Закаты и
рассветы

Страницы Discover в социальных сетях:

Яндекс.Метрика